Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- изучить формы и методы социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения;
- проанализировать существующее положение и задачи развития социальной поддержки населения в Иркутской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения
1.2 Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты населения
1.3 Социальная защита нетрудоспособных граждан
1.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
1.5 Социальная поддержка населения в Иркутской области
2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Региональные льготники
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая (Станицкий).docx

— 123.04 Кб (Скачать файл)

Политические факторы. Опыт стран, осуществляющих социальную защиту населения в условиях рыночных отношений, свидетельствуют о большей значимости политических факторов. Они связаны с укреплением власти, проводимой ею социальной политикой, ее способностью влиять на положение дел в социальной сфере и осуществлять здесь реформы в интересах человека, обеспечивать спокойствие и социальную стабильность в обществе.

Политические мотивы реформирования системы социальной защиты населения  остро проявились в российском обществе в начале 90-х гг. и были связаны  с начавшимися реформами, которые  обернулись системным кризисом, что  привело к ухудшению качества жизни людей. Возникла опасность  политической дестабилизации и социального  напряжения. В это время принимаются  политические решения и начинают разрабатываться системы национальных мер системы социальной защиты, в  первую очередь его социально  уязвимых слоев. Принимается концепция  социального обслуживания населения  как ведущего направления социальной защиты, которая вскоре становится обязательным элементом государственного устройства страны. Расширяется сеть учреждений социального обслуживания различной специализации. Появляются первые законы РФ, регулирующие социальные отношения в этой сфере, принимаются  комплексные программы и др. Определяются меры долгосрочного характера: реформирование пенсионного обеспечения, социального  страхования, совершенствование системы  подготовки кадров, технологизации социальной работы и др. Политический фактор проявился  в активизации деятельности общественных объединений и политических партий.

Законодательными и исполнительными  органами власти принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным  и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России по:

  • преодолению бедности;
  • замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества;
  • ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций.

Среди этих мер - мониторинг и прогнозирование социальных процессов, упреждающая корректировка решений  органов государственной власти, способных ухудшить социальную ситуацию, развитие социальных выплат и социального  обслуживания. Сюда же следует отнести  действия, направленные на укрепление основ федерализма, повышение управляемости системы исполнительной власти, развитие социального законодательства, разработку и реализацию федеральных и региональных программ, заключение договоров о разграничении полномочий по вопросам социальной защиты с субъектами РФ и др.

Экономические факторы. Эти факторы определяют характер и специфику функционирования института социальной защиты: экономические последствия, связанные с применением определенных методов регулирования социальной защиты; величина общего уровня потребления важнейших видов товаров; моделирование доходов по средствам взимания взносов, рассматриваемых в качестве формы налогообложения и предоставления пособий в денежной и натуральной форме.

Важным является внедрение  экономических, рыночных механизмов в  распределительные каналы и ресурсное  обеспечение социальной защиты.

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице  и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую  базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты - это отражение  влияния экономических факторов на состояние и развитие системы  социальной защиты.

Идеологические факторы. Они играют важную роль в становлении института социальной защиты населения. Отражают посредством системы общественных взглядов и идей экономическую жизнь общества, активно влияют на ее развитие посредством деятельности государства, общественных объединений, партий, групп и слоев общества.

После многолетнего доминирования  государственной системы социального  обеспечения в начале 90-х гг. под  влиянием рыночных изменений в экономике  и других сферах общества актуальной стала проблема выработки и принятия новой идеологии социальной защиты. Реформы в нашей стране начались с ориентации на идеи создания либеральной  рыночной экономики и соответствующей  ей системой социальной защиты населения, основанной на отношениях собственности.

Нравственно-психологические  факторы. На протяжении всей истории социальной защиты являются важнейшими регуляторами отношений, возникающие в сфере социальной защиты человека. Нравственно-психологические проблемы возникают часто и проявляются во всех областях социальной помощи и поддержки человека - при взаимодействии социального работника и клиента, в семье, в деятельности учреждений социального обслуживания и т.д. социальные работники, к примеру, постоянно сталкиваются с проблемами проявления социального и политического неравенства, унижением человеческого достоинства, утратой человеческих ценностей. Поэтому задача института социальной защиты -способствовать восстановлению социальной справедливости, законных прав клиента, добиваться реализации его основных потребностей, уважительного отношения к ценностям человека. При оказании социальной защиты возрастает влияние психологических факторов, сопровождающих значительную часть социальных проблем клиентов - проблема взаимодействия людей, их влияния друг на друга, отношений между ними.

Налаживание взаимодействия между людьми, оказание им помощи в  социальной функционировании - это  сфера интересов института социальной защиты.

Таким образом, на развитие системы социальной защиты населения  активно влияют факторы, связанные  с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования  всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений  в обществе.

Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом  деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями - все это повышает эффективность мер по социальной защите.

Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. В последние оды появились  различные негосударственные общественные структуры; осуществляет координацию и согласованность действий.

Государственный уровень  социальной защиты обеспечивает гарантированное  предоставление законодательно установленных  пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными  нормативами. На региональном уровне с  учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного  повышения уровня обеспечения сверх  государственного. По усмотрению местных  органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение  о территориальной социальной службе, которая предназначается для  оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности  пожилых и старых граждан, нуждающихся  в социальной защите.

Особенность социальной политики государств в современных условиях состоит в переносе центра тяжести  при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно  на места. Социальная защита на ближайший  кризисный период представляет собой  комплекс дополнительных мероприятий  по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального м местных бюджетов, а также  специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых  системой социального обеспечения.

В последние годы наблюдается  значительный рост общественных и благотворительных  организаций, активизация их участия  в осуществлении мероприятий  по социальной защите населения. В связи  с этим следует рассмотреть вопрос о третьем секторе, как о новом  социальном явлении в современной  России.

Третий сектор называют негосударственным, неправительственным, независимым, некоммерческим, неприбыльным, благотворительным, сектором добровольной активности, филантропическим или, как называют эти организации  в странах Запада, - «не для  прибыли».

Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-материальные и кадровые.

 

 

1.3 Социальная защита нетрудоспособных граждан

 

Нетрудоспособное лицо (инвалид) - лицо, которое имеет нарушение  здоровья со стойким расстройством  функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к ограничению  жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом  способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться  и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени  расстройства функций организма  и ограничения жизнедеятельности  лицам, признанным инвалидами, устанавливается  группа инвалидности, а лицам в  возрасте до 18 лет устанавливается  категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом  осуществляется федеральным учреждением  медико-социальной экспертизы. Порядок  и условия признания лица инвалидом  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер  социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений  жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими  гражданами возможностей участия в  жизни общества.

Социальная поддержка  инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая  законами и иными нормативными правовыми  актами, за исключением пенсионного  обеспечения.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов  состоит из соответствующих положений  Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», других федеральных  законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также  законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

К ведению федеральных  органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов  относятся:

1) определение государственной  политики в отношении инвалидов;

2) принятие федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов Российской Федерации  о социальной защите инвалидов  (в том числе регулирующих порядок  и условия предоставления инвалидам  единого федерального минимума  мер социальной защиты); контроль  за исполнением законодательства  Российской Федерации о социальной  защите инвалидов;

3) заключение международных  договоров (соглашений) Российской  Федерации по вопросам социальной  защиты инвалидов;

4) установление общих  принципов организации и осуществление  медико-социальной экспертизы и  реабилитации инвалидов;

5) определение критериев,  установление условий для признания  лица инвалидом;

6) установление стандартов  на технические средства реабилитации, средства связи и информатики,  установление норм и правил, обеспечивающих  доступность для инвалидов среды  жизнедеятельности; определение  соответствующих сертификационных  требований;

7) установление порядка  аккредитации организаций независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности, осуществляющих  деятельность в области реабилитации  инвалидов;

8) осуществление аккредитации  предприятий, учреждений и организаций,  находящихся в федеральной собственности,  осуществляющих деятельность в  области реабилитации инвалидов;

9) разработка и реализация  федеральных целевых программ  в области социальной защиты  инвалидов, контроль за их исполнением;

10) утверждение и финансирование  федерального перечня реабилитационных  мероприятий, технических средств  реабилитации и услуг, предоставляемых  инвалиду;

11) создание федеральных  учреждений медико-социальной экспертизы, осуществление контроля за их  деятельностью;

12) координация научных  исследований, финансирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по проблемам инвалидности и  инвалидов;

13) разработка методических  документов по вопросам социальной  защиты инвалидов;

14) содействие в работе  всероссийских общественных объединений  инвалидов и оказание им помощи;

Информация о работе Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения