Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения, для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- изучить формы и методы социальной защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения;
- проанализировать существующее положение и задачи развития социальной поддержки населения в Иркутской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения
1.2 Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты населения
1.3 Социальная защита нетрудоспособных граждан
1.4 Социальная защита малообеспеченных слоев населения
1.5 Социальная поддержка населения в Иркутской области
2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Региональные льготники
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая (Станицкий).docx

— 123.04 Кб (Скачать файл)

В доходе семьи или одиноко  проживающего гражданина не учитываются:

  • государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;
  • единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

Из дохода семьи или  одиноко проживающего гражданина исключается  сумма уплаченных алиментов.

1.5 Социальная поддержка населения в Иркутской области

социальный население  общество

Обеспечение конкурентоспособности  области и поддержание стабильных темпов экономического роста требуют  значительного повышения эффективности  проводимой исполнительными органами государственной власти области  социальной политики, направленной на формирование развитого рынка социальных услуг и улучшение качества жизни  населения области.

Реализация приоритетных направлений социальной политики в  области осуществлялась в период проведения ряда реформ, в том числе  в условиях перехода к системе  социальной защиты граждан, основанной на разграничении полномочий между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным Законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Об индексации с 1 января 2011 года размеров доплат на 6,5% по законам  Иркутской области от 18 июля 2008 года № 48-оз «О ежемесячной доплате к  пенсии по государственному пенсионному  обеспечению военнослужащим, проходившим  военную службу по призыву, ставшими инвалидами вследствие военной травмы», № 49-оз «О ежемесячной доплате к  пенсии отдельным категориям граждан».

                                                                                                                           Таблица 1.5

 2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

  2.1 Региональные льготники

Федеральный закон  от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» разграничил полномочия Российской Федерации и регионов в сфере социальной поддержки  населения, тем самым разделив категории  льготников на федеральных и региональных.

Назначение мер  социальной поддержки региональным льготникам отнесено к полномочиям  субъектов Российской Федерации.

По состоянию  на 1 октября 2011 года в базу данных «Регистр лиц, которым выплачена ежемесячная  денежная выплата из средств бюджета  Иркутской области» (ЕДВ) включено 236 377 человек.

Перечень категорий  граждан, имеющих право на ежемесячные  денежные выплаты (ЕДВ) и меры социальной поддержки в соответствии с Законами Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 105-оз «О мерах социальной поддержки  отдельных категорий ветеранов  в Иркутской области», от 17 декабря 2008 года № 120-оз «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц  и лиц, признанных пострадавшими  от политических репрессий, в Иркутской  области», от 17 декабря 2008 года № 128-оз «О ежемесячной денежной выплате  неработающим пенсионерам в Иркутской  области»:

                                                                                                                                       Таблица 2.1

 

По состоянию на 1 марта 2011 года ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) установлена 258 632 гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и 236 908 гражданам, включенным в Областной регистр.

          В структуру министерства входят: 40 территориальных подразделений  (управлений), 101 областное государственное  учреждение социального обслуживания, 2 областных государственных образовательных  учреждения.  
     Реализация мероприятий по социальной поддержке и предоставлению социальных услуг населению, осуществляется через развитую сеть областных государственных учреждений социального обслуживания, в том числе оказывающих социальные услуги:

гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации;

- 25 центров социального  обслуживания, в том числе 18 комплексных; 

- 2 центра социальной  адаптации; 

- 20 домов-интернатов  для престарелых и инвалидов; 

- 1 геронтологический  центр; 

- 6 психоневрологических  интернатов;

- 142 отделения различного  профиля. 

семьям и детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации, детям, оставшимся без попечения  родителей, детям-инвалидам.

- 1 центр помощи  детям, оставшимся без попечения  родителей; 

- 22 социально-реабилитационных  центра для несовершеннолетних;

- 9 социальных приютов  для детей и подростков;

- 4 детских дома-интерната  для умственно отсталых детей; 

- 5 реабилитационных  центров для детей и подростков  с ограниченными возможностями; 

- 6 центров социальной  помощи семье и детям; 

- 11 отделений различного  профиля. 

Ежегодно социальные услуги получают более 75 тыс. человек, в том числе более 12 тыс. детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  
     Для эффективной работы по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан министерством используются программные комплексы социальных выплат и компенсаций, учета оказанных мер социальной поддержки.  
     Информационные ресурсы собраны в «Социальный регистр населения», который насчитывает более 1,1 млн. человек.  
     В «Социальный регистр населения включены» сведения о пенсиях, детских пособиях, ежемесячной денежной выплате, льготных платежах за жилищно-коммунальные услуги, жилищных субсидиях, льготном междугороднем проезде, зубопротезировании, адресной помощи.

     На территории области проживает более 700 тысяч пенсионеров, в том числе 184 тысячи инвалидов и более 16 тысяч детей - инвалидов. Для удовлетворения потребностей отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, в области создана разветвленная сеть нестационарных, полустационарных и стационарных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении области, которые оказывают социальные услуги, в том числе включенные в перечни гарантированных государством социальных услуг.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон), введенной с 1 апреля 2008 года, подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным  законом о федеральном бюджете  на соответствующий финансовый год  и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом  прогнозного уровня инфляции, следующие  пособия:

1. пособие по  беременности и родам женщинам, уволенным в связи: 

- с ликвидацией  организаций, 

- с прекращением  физическими лицами деятельности  в качестве индивидуальных предпринимателей,

- прекращением  полномочий частными нотариусами, 

- прекращением  статуса адвоката,

- в связи с  прекращением деятельности иными  физическими лицами, чья профессиональная  деятельность в соответствии  с федеральными законами подлежит  государственной регистрации и  (или) лицензированию;

2. единовременное  пособие женщинам, вставшим на  учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности;

3. единовременное  пособие при рождении ребенка; 

4. ежемесячное пособие  по уходу за ребенком, выплачиваемое  неработающим гражданам (указанным  в абзацах шестом - восьмом части  первой статьи 13 Закона);

5. единовременное  пособие при передаче ребенка  на воспитание в семью; 

6. единовременное  пособие беременной жене военнослужащего,  проходящего военную службу по  призыву; 

7. ежемесячное пособие  на ребенка военнослужащего, проходящего  военную службу по призыву. 

Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в  связи:

- с ликвидацией  организаций, 

- с прекращением  физическими лицами деятельности  в качестве индивидуальных предпринимателей,

- прекращением  полномочий частными нотариусами, 

- прекращением  статуса адвоката,

- в связи с  прекращением деятельности иными  физическими лицами, чья профессиональная  деятельность в соответствии  с федеральными законами подлежит  государственной регистрации и  (или) лицензированию.

    В настоящее  время социальное обслуживание  граждан в Иркутской области  осуществляется в виде предоставления  следующих основных видов социальных  услуг: социального обслуживания  в стационарных учреждениях, социального  обслуживания на дому, организации  дневного пребывания в учреждениях  социального обслуживания, предоставления  временного приюта, срочного социального  обслуживания и реабилитационных  услуг. 

   Сеть учреждений  социального обслуживания в Иркутской  области состоит из 89 областных государственных учреждений социального обслуживания:

 

Домов-интернатов для престарелых и инвалидов  – 16

Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов  – 1

Геронтологический центр – 1

Психоневрологических  интернатов - 7

Комплексные центры социального обслуживания – 23

Центр социального  обслуживания граждан пожилого возраста – 1

Центры социальной адаптации – 2

Социально-реабилитационные центры – 18

Реабилитационные  центры – 3

Социальные приюты для детей и подростков – 8

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей  – 1

Детские дома-интернаты  для умственно отсталых детей  – 5

Иркутское профессиональное училище-интернат для инвалидов  – 1

Центр социальной помощи семье и детям – 1

Учебно-методический центр – 1

Получателями социальных услуг являются граждане пожилого возраста и инвалиды, дети-инвалиды, малоимущие граждане, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица без  определенного места жительства, граждане, оказавшиеся в трудной  жизненной ситуации.

Порядок социального  обслуживания граждан областными государственными стационарными учреждениями социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов можно посмотреть, перейдя по ссылке: http://society.irkobl.ru/sites/society/socpodderghka/obsl_grazd

 

Динамика основных показателей  развития социальной защиты населения  за 2003-2007 годы                                                                                                                               Таблица 2.2

Наименование

2003

2004

2005

2006

2007

Количество учреждений социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, ед.

Стационарные учреждения

21

22

26

28

28

Отделения социального обслуживания на дому

95,1

92

96

98,6

101,1

Отделения срочной помощи

11

12

13

14

13

Полустационарные учреждения

8

9

9

9

9

Стационарные учреждения

21

22

26

28

28

Количество беспризорных детей, чел.

 

438

242

115

26

Количество безнадзорных детей, чел.

 

9872

7295

4942

2469

Количество учреждений социального  обслуживания семьи и детей, ед.

55

69

70

68

68

Количество обслуженных  семей, ед.

4425

8223

8701

9739

10808

Количество обслуженных  детей, ед.

7648

13687

14266

12950

14751

Количество семейных воспитательных групп, ед.

145

243

304

302

311

Количество детей, воспитывающихся  в семейных воспитательных группах, чел.

200

383

461

475

493

Количество перевезенных несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, чел.

106

282

356

305

281

Количество центров социальной помощи семье и детям, центров  экстренной психологической помощи (телефонов доверия), кризисных учреждений для женщин, ед.

4

8

8

6

4

Количество детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями, чел.

2284

3232

3521

3925

3376

Количество детей и  подростков, охваченных круглогодичным отдыхом и оздоровлением, тыс. чел.

211

225

260,986

278,747

265,825

Информация о работе Социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения