Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 11:46, курсовая работа
Тема данной работы посвящена правопониманию и подходам к нему в том числе, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. Актуальность заявленной темы состоит в том, что для РФ как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение , правовых предписаний, но и как на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости.
Введение. 3
Глава 1. Общая теория правопонимания……………………………………… 4
1.1. Сущность понимания права………………………………5
1.2. Понятие права……………………………………………11
Глава 2. Современное понимание права……………………………………..13
2.1. Нормативный подход…………………………………. 16
2.2. Социологический подход…………………………….. 18
2.3. Философский подход…………………………………..20
2.4. Социальное значение нормативного, социологического и философского подходов………………………………………………………… 21
Глава 3. Значение правопонимания в правоохранительной деятельности…. 23
Заключение……………………………………………………………………. 30
Литература………………………………………………………………
Уральский Юридический институт МВД.
Теория государства и права.
Современные подходы к пониманию права.
Выполнил: студент первого курса
4 группы
Заочного обучения
Рогачева
Ксения
Александровна
Екатеринбург 2010
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Общая теория правопонимания……………………………………… 4
1.1. Сущность понимания права………………………………5
1.2. Понятие права……………………………………………
Глава 2. Современное понимание права……………………………………..13
2.1. Нормативный подход………………………………
2.2. Социологический подход……………………
2.3. Философский подход………………………………
2.4. Социальное значение нормативного, социологического и философского подходов………………………………………………………… 21
Глава 3. Значение правопонимания в правоохранительной деятельности…. 23
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Тема данной работы посвящена
правопониманию и подходам к нему
в том числе, в котором это
направление имеет место в
теории государства и права
В связи с этим целью данной работы и является осознание и уяснение понятия права и современных подходов к этому направлению в теории права.
Поэтому ставится задача в последовательном отражении истории первоначальных представлений о сущности права и его генезиса в современном правосознании с упором на различные подходы к пониманию права, ибо от этого зависит все общее понимание социальных норм.
Степень разработки темы достаточная для того, чтобы не только иметь ясное представление о сути проблемы современного понимания права, но и возможности творческого его исследования.
Кроме российского законодательства
изучены посвященные данной теме
монографии известных юристов и
академическая учебная
Работа состоит из введения трех разделов и заключения.
Представилось необходимым начать тему с исторических предпосылок теории современного понимания права.
1.Общая теория правопонимания.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - это естественное право; во-вторых, право означает то, что «полезно всем и многим в каком-либо государстве»,- это цивильное (гражданское) право.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в «модернизированном» виде, но сохранились. Многие институты римского права (такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В частности, в нем под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.
Право играет огромную роль в развитии общества, основные положительные проявления которой приведены ниже:
- Право контролируется действиями людей, тем самым упорядочивает общественные отношения.
- Способность права отображать интересы, как частных лиц, так и общества в целом. Право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей путем согласования их интересов.
- Право является определителем свободы, не вообще, а лишь ее границ.
- Право определяет равенство всех людей перед законом, не взирая от их материального положения и социального положения в обществе.
- С помощью права общество обновляется и прогрессирует.
- Право – это единственная социальная норма, с помощью которой государство может решать внутренние и внешние проблемы.
1.1Сущность понимания права.
Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.
Право построено на трех
китах. Это нравственность, государство,
экономика. Право возникает на базе
нравственности как отличный от нее
метод регулирования; государство
предает ему официальность, гарантированность,
силу; экономика – это основной
предмет регулирования, первопричина
возникновения права, ибо это
та сфера, где нравственность обнаружила
как регулятор свою не состоятельность.
Нравственность, государство, экономика
– это внешние условия, вызвавшие
право к жизни как новое
социальное явление. В праве и
через право свобода
Право имеет обще0социальную сущность, служит интересами всех без исключений людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношение между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.
Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода.
Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.
Многообразие подходов понимания права.
Прежде чем анализировать
разнообразные трактовки
По моему мнению, все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностям других явлений и процессов. К первой группе относятся легизм и нормативизм, ко второй группе концепции исторической, психологической, социологической, марксисткой школы, к третьей либерально-юридическая (или просто юридическая) концепция права.
Согласно этим теориям сущность права и закона нельзя различать, и таким образом «закон есть форма, а право это не один закон, а вся сумма или совокупность законов» или «совокупность норма абстрактного долженствования». И поэтому право представляет собой совокупность норм установленных государством и, обеспеченных его принудительной силой. Стремление отождествить право и закон. Конечно имеет под собой определенное основание: в этом случае рамки права формализуются, становятся более «чистыми», правом признаётся лишь то, что возведено в закон: вне закона нет и не может быть права.
Однако в русле такого подхода легисты и нормативисты сводят право к закону и трактуют его принудительный характер как сущность и его отличительную особенность. По такой логике получается, что официальная власть может возвести неправо (и вообще все не правовые социальные норма) может по своему усмотрению и произволу возвести вправо. С помощью принуждения (приказа власти) решаются таким образом задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формулирование и создание самого права), а также научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличие от иных социальных норм).
Приверженцы такого позитивистского
отождествления права и закона сводят
проблему социального смысла и роли
к вопросу о принудительно-
При сведении права совокупности норм, оно становится чем-то внешним для человека, навязанным ему сверху. Подобная узкая трактовка искажается право, так как для человека ценны норы не сами по себе, у те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают.
Такой односторонний инструментально-
Право и государство согласно
марксистскому историко-
Однако, следует заметить,
что при рабовладельческом
И, как считать Керимов, «нельзя характеризовать право одновременно как волю господствующего класса и как совокупность юридических норм по той причине, что воля, будучи предметной, действующей, практической реализующейся формой сознания, не может быть сведена к совокупности правовых как к некой статичности, она непременно предполагает реальное действие норм, предметное воплощение в реализации общественных отношениях».
Право в контексте такого
понимания не имеет сущности право
вообще, а есть лишь сущности исторических
типов права различных