Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 11:46, курсовая работа
Тема данной работы посвящена правопониманию и подходам к нему в том числе, в котором это направление имеет место в теории государства и права современной эпохи. Актуальность заявленной темы состоит в том, что для РФ как государства по существу нового, рожденного из совершенно другого политического и правового режима, необходимо обновленное понимание права не только в виде признанных и направленных государством населению на выполнение , правовых предписаний, но и как на осознание населением всей сложности и неоднозначности, а также исторической преемственности именно понимания права и осознания его социальной необходимости.
Введение. 3
Глава 1. Общая теория правопонимания……………………………………… 4
1.1. Сущность понимания права………………………………5
1.2. Понятие права……………………………………………11
Глава 2. Современное понимание права……………………………………..13
2.1. Нормативный подход…………………………………. 16
2.2. Социологический подход…………………………….. 18
2.3. Философский подход…………………………………..20
2.4. Социальное значение нормативного, социологического и философского подходов………………………………………………………… 21
Глава 3. Значение правопонимания в правоохранительной деятельности…. 23
Заключение……………………………………………………………………. 30
Литература………………………………………………………………
В последние десятилетия получил распространение взгляд на право как на деятельность физических должностных юридических лиц, реализующих в той или иной форме свои правомочия. В большей степени этому способствовала компрометация лицемерного юридического позитивизма сталинской эпохи, когда писаное право (законодательство) для многих оставалось на бумаге, а нарушения конституционных норм являлись едва ли не нормой жизнедеятельности отдельных ведомств и многих ответственных работников. Однако следует различать, как представляется, консервативную и прогрессивную ветви социологического подхода к праву. Те, кто объявлял правом практику государственного строительства, общественного бытия на коммунистических началах или даже «саму общественную жизнь» в целом а период застоя нашего общества, - все они вольно или невольно оправдывали теневые отношения во всех их разновидностях, придавали им характер правовых. Жизнь тогда, как хорошо известно, шла своим чередом в обход закона, помимо закона и в нарушение закона. Напротив, в условиях, когда наблюдаются глубокие перемены в жизни в сторону поворота ее к международным стандартам, в социологических взглядах ряда авторов можно усмотреть весьма прогрессивные мотивы.
Как бы то ни было, для правореализующей практики, для правоприменителей рассматриваемый подход к праву менее предпочтителен, поскольку он, скорее, дестабилизирует правовой порядок, а не укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Каковы причины этого? Каковы отрицательные стороны правового реализма? Назовем три основные:
- отсутствие прочной
- решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти;
- опасность некомпетентного
решения и откровенного
В условиях нашей действительности,
когда работники
Жизнь права – источник выявления пробелов в законодательном регулировании общественных отношений. Сами общественные отношения выступают в разных ипостасях: они и предпосылка (источник) права, и форма его реализации (жизни), и критерий справедливости, ценности, эффективности правовых норм. Рассмотрение их непосредственно в качестве права обедняет теорию и дезориентирует практику.
2.3 Философский подход.
Право – это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.
Еще в глубокой древности
наметилось различие права (естественного)
и закона. Кульминацией такого подхода
были взгляды и практика буржуазной
революции, направленной против феодального
произвола и беззакония. Возрождение
естественно-правовых идей имело место
после второй мировой войны как
реакция на юридический позитивизм
и фашистскую политическую систему.
Естественно-правовые взгляды всегда
активизировались при переходе от полицейского
государства к государству
Хорошей иллюстрацией могли бы служить взгляды И. Канта, для которого свойственно было соединение теоретического (философского) и практического начал. Право, по Канту, - «это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы».
Философия права получила свое развитие у Гегеля. По Гегелю, право означает осуществление свободы свободной воли или еще короче – « наличное бытие свободы».
Основной постулат рассматриваемого
направления – вывод о
Из современных ученных
разделение права и закона, обращение
к справедливости как одному из абстрактных
определений права
Обоснование таких предложений встречается у ряда представителей теории «возрожденного естественного права». Но именно они представляют собой опасность для режима законности.
2.4. Социальное значение нормативного, социологического и философского подходов.
Надо заметить, что каждое
из правопониманий имеет свои основания,
выражая ту или иную реальную сторону
права. Философское видение права
важно и для правового
В. А. Туманов отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разделены на три типа (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и соответственно влияет на понимание права.
Для школ. Относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера вещей», а право есть (или должно быть) отражение разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению относится концепция естественного права.
Для второй группы исходным
началом является государство. Право
для этих школ – продукт государственной
воли, суверенной власти, которая таким
образом устанавливает
В. А. туманов замечает, что
в настоящее время можно
В. С. Нерсесянц в основе типологии правопонимания видит момент различия или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим и легистским.
Он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не существует: право для него – это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением того, что уже есть и известно как право. В. С. Нерсесянц называет легистским такой подход к пониманию права, при котором отождествляется право и писаный закон.
Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция – лишь частный случай (исторически наиболее распространенный, но не единственный) этого типа правопонимания, подобно тому, с точки зрения В. С. Нерсесянца, как различие естественного и позитивного права – тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона.
Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода, и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К этим основаниям относятся три положения.
- Закон может быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа – « естественное право», от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным правом», в собственном смысле правом не является, но позволяет определить, какую (правовую или не правовую) природу имеет тот или иной закон.
- Права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения – «закона», поэтому правом может считаться только единство правового содержания и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами, право есть правовой закон.
- Между писаным правом и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредствующих звеньев в виде различных правовых и неправовых механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».
Глава 3. Значение правопонимания в правоохранительной деятельности.
Право как категория философии и теории, будучи наполненной реальным содержанием, выполняет инструментальную роль. Можно спорить о том, что есть право, какую реальность оно отражает, можно по-разному осмысливать происхождение права, расходиться во мнениях на сущность и назначение права и т.д., но если вопрос ставится в практической плоскости, следует искать единую точку отсчета, единый взгляд, одну позицию. На самом деле: если юрист-практик обращается к праву для вынесения правильного решения, если право позволяет соизмерять действия граждан и должностных лиц, если это всеобщий масштаб поведения, то должна быть полная определенность хотя бы в одном – к каким источникам следует обращаться, из каких источников черпать решение.
Право утратило бы свою ценность, перестало бы выполнять свою роль по стабилизации и упорядочению общественных связей, если бы понималось всеми по-разному. Определенность в понимании права – исходное начало определенности и порядка в общественных отношениях.
В разных частях света, в группах государств или отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенционное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.
Существующие в мире правовые системы и правовые семьи наглядно иллюстрируют сказанное. Граждане при переезде из одной страны в другую быстрее адаптируются к жизни, а юристы без больших усилий могут осуществлять судейскую деятельность, если правовые системы этих стран родственны. Единое понимание права способствует экономической и культурной интеграции народов Европы, сближению народов разных континентов.
Возникает вопрос: почему в нашей стране сегодня налицо различные подходы к пониманию права? Вряд ли кто-то заинтересован в этом и сознательно к этому стремится. И хотя можно предположить, что в сознательном запутывании вопроса для кого-нибудь заключается свой интерес, однако, скорее всего, главная причина состоит в том, что старое понимание права перестало работать. Теневые отношения породили теневое право. То, что считалось правовым официально, осталось без должного использования и применения. Писаное право утратило ценность. Разразился кризис законности, когда общество начало тяготиться собственными законами, когда последние стали невыносимыми как для обездоленных, так и для власть имущих. Рассогласование между жизнью и правом не могло остаться незамеченным. Поиск подходов к новому пониманию права следует расценивать и как бессилие теоретиков изменить что-либо в существующей деятельности, и как стремление легализовать (оправдать) отношения, складывающиеся помимо официальных форм и структур.