Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:42, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть типологию государства.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность государства.
Охарактеризовать типологию государств согласно формационному подходу, а именно рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и социалистическое государство.
Изучить типологию государств согласно цивилизационному подходу, а также соотнести формационный и цивилизационный подход в типологии государства..
Введение 3
Глава 1. Сущность государства 5
Глава 2. Типология государств согласно формационному подходу 8
2.1. Содержание и основные признаки формационного подхода 8
2.2. Особенности формационного подхода в различных государствах 9
2.2.1. Рабовладельческое государство 9
2.2.2. Феодальное государство 11
2.2.3. Капиталистическое государство 13
2.2.4. Социалистическое государство 16
Глава 3. Типология государств согласно цивилизационному подходу 18
3.1. Цивилизационный подход к типологии государств 18
3.2. Соотношение формационного и цивилизационного подходов в типологии государства 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения обществ на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV – начале III тыс. до н э. в Древнем Египте – Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата – Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н. э.), государства Индии и Китая (II тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.
В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основные стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным землевладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие:
1) наличие значительных остатков первобытнообщинного строя;
2) существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью;
3) сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству);
4) существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого, необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, при обработке земли.
Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.5
Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока коллективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, также как и на другие средства производства в этих странах не получила такого широкого развития, как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного землепользования.
Вторая стадия развития рабовладельческого строя – период греческого рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью рабовладельческой государственной машины и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспощадного насилия и подавления масс.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса – рабовладельцев и полное бесправие другого класса – рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных и иных благ. Раб, по общему признанию, не продавал свой труд рабовладельцу, также как вол не продавал своей работы крестьянину. Он раз и навсегда, вместе со своим трудом был продан своему господину.
Основными способами установления рабства являлись такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, в Риме – долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.
Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими элементами социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые неосновные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремесленников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торговых людей, вольноотпущенников и метеков – чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и других.
Феодальный тип государства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя основными путями. Первый – это путь постепенного разложения рабовладельческого экономического и социально-политического строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя. Этот процесс происходил во всех рабовладельческих государствах и общественно-политических системах. Второй – это путь постепенного развития, а затем разложения первобытнообщинного строя и возникновения на его основе феодального строя. По этому пути, в частности, шло развитие государства и права у восточных и западных славян. Оно было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, а также разорения и закабаления своих сородичей, родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники – в полностью зависимых от них крестьян.
Одновременно с процессом разложения первобытного общества шел процесс превращения органов родового строя в органы феодального государства: родового военачальника или вождя – в короля, совета старейшин (там, где он сохранялся) – в совет приближенных монарха, ополчения, состоящего из соплеменников – в постоянно действующую дружину или армию.
Несмотря на разнообразие
путей возникновения
Не будучи собственником земли, крепостной крестьянин владел домом, сельскохозяйственными постройками, инвентарем, выступал как непосредственный производитель материальных благ и как зависимый от помещика землепользователь. Остатки вырабатываемой им продукции, за исключением той, которая присваивалась феодалами, поступали в его собственность. Это создавало определенную заинтересованность крепостного крестьянства в результатах своего труда, вело, по сравнению с трудом рабов, к росту его производительности, указывало на то, что феодальный способ производства, а вместе с ним и весь феодальный строй, является более эффективным, исторически прогрессивным по сравнению с рабовладельческим способом производства и рабовладельческим строем.6
Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых. Эксплуатация крестьян помещиками осуществлялась путем взимания с них феодальной ренты. Существовало три основных формы или разновидности ренты:
1) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;
2) натуральная (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдавать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего ремесла;
3) денежная рента (денежный оброк), согласно которой крестьянин или ремесленник должны были уплачивать феодалу определенную сумму денег.
Нередко отработочная рента сочеталась с денежной или натуральной рентой. Так, в соответствии с Законником сербского короля Стефана Душана (1349–1354 гг) феодально зависимые крестьяне (меропхи) наряду с платой по числу душ («Как плату платят и работу работают, так и землю да держат») обязаны были нести и другие повинности. «Меропхам закон по всей земле, – говорится в Законнике. – В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день».7
Наряду с экономическими формами эксплуатации и принуждения крепостных крестьян и ремесленников большое значение имело также их внеэкономическое принуждение, зачастую выражавшееся в различных формах прямого насилия. Некоторые из этих форм были закреплены в законодательстве. Согласно, например, Законам кнута (Англосаксонская правда первой половины XI в) с целью удержания подчиненных в повиновении король «перед всеми людьми в Уэссексе» наделялся такими прерогативами, как «объявление (человека) вне закона, вторжение в жилище, установление застав на дорогах» и др.8
На исторической арене капиталистическое государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем.
Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались капиталистические производственные отношения, и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов.
После победы буржуазной революции, завершившейся коренной ломкой феодальных производственных отношений, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею модернизированного, применительно к новым условиям, феодального государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.
Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стала капиталистическая система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средств производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено, в конечном счете, все конституционное и текущее законодательство.
Социальная структура
Однако в более
Довольно значительную часть населения составляют, так называемые, полупролетарии, то есть лица, являющиеся, с одной стороны, объектом эксплуатации и наемного труда, а с другой – сами использующие чужой труд на принадлежащих им на праве частной собственности мелких предприятиях. В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех основных частей-классов: высший, средний и низший (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно равным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.
Высший класс или «класс досуга» (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии.10
Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые «с достойным доходом», высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др.
Наконец, низший или «рабочий класс» состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами и соответствующими им жизненными условиями.
В социальной структуре общества, как и в государственном механизме доминирующее положение неизменно занимает высший класс. Именно он определяет характер и природу своего государства, его внутреннюю и внешнюю политику, основные направления его деятельности.
Для осуществления своей
власти высший класс создает целую
систему различных социально-
Среди всех других институтов капиталистическое государство выделяется, во-первых, наличием у него таких важных средств властвования, как огромная вооруженная армия, разведка, контрразведка, полиция, тюрьмы, жандармерия. Они придают реальную силу господствующей элите. Без них практически было бы невозможно осуществление экономической и политической власти этого класса, составляющего меньшинство общества, над подавляющим большинством.