Влияние государства на рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть влияние государства на рыночное равновесие.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- дать общую характеристику рыночного равновесия;
- охарактеризовать государственный контроль над ценами;
- проанализировать введение налогов и предоставление субсидий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ
5
1.1. Рыночная цена. Рыночное равновесие
5
1.2. Механизм установления равновесия
9
2. ГОСУДАРСТВО И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
19
2.1. Государственный контроль над ценами
19
2.2. Введение налогов и предоставление субсидий
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37

Файлы: 1 файл

влияние государства на рыночное равновесие.docx

— 4.89 Мб (Скачать файл)

Влияние государства  на рыночное равновесие

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

С.

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

5

1.1. Рыночная цена. Рыночное равновесие

5

1.2. Механизм установления равновесия

9

2. ГОСУДАРСТВО И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

19

2.1. Государственный контроль над ценами

19

2.2. Введение налогов и предоставление субсидий

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

37


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике.

Государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.

Степень разработанности  проблемы. Данная тема освещена в трудах, которые представлены в списке использованных источников.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы – рассмотреть влияние государства на рыночное равновесие.

Поставленная цель реализуется  решением следующих задач:

- дать общую характеристику рыночного равновесия;

- охарактеризовать государственный контроль над ценами;

-  проанализировать введение налогов и предоставление субсидий.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Методологическую основу исследования составили следующие общенаучные методы: диалектический метод познания действительности; системно-структурный, логический, а также сравнительный и статистический анализ фактических данных.

Эмпирическую базу исследования составили  материалы, содержащиеся в периодической  печати.

В процессе написания были изучены и использованы в работе нормативные акты, учебные пособия, статьи из периодической печати, в  которых отражена данная тема.

Структура работы определена поставленными целями и задами и  состоит из введения, двух глав, разделенных  на параграфы, заключения и списка использованных источников.

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

1.1. Рыночная цена. Рыночное равновесие

Общее и рыночное равновесие на микроуровне проявляется  в количественном соответствии спроса и предложения товаров, услуг  и ресурсов и затрагивает интересы домохозяйств как поставщиков ресурсов и потребителей товаров и услуг и предприятий как потребителей ресурсов и производителей товаров и услуг.

Равновесие предполагает такое экономическое состояние субъектов рыночных отношений, при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам. При этом поставщики ресурсов, товаропроизводители и потребители максимизируют свои экономические выгоды.

В экономической  литературе различают частичное, общее  и реальное равновесие. Частичное — это равновесие, которое устанавливается на индивидуальных рынках товаров и услуг. Общее — это равновесие на всех рынках, выступающее как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на основе закона свободной конкуренции. Реальное — это равновесие, устанавливающееся на национальном рынке фактически при наличии несовершенной конкуренции и внешних факторах воздействия на рынок.

Существует множество  моделей рыночного микро- и макроравновесия.

Равновесия цен, спроса и объема продаж на отдельных  рынках продуктов и ресурсов на микроуровне определяются на основе анализа частичного равновесия. Для определения равновесных цен и количества товара на рынках используется теория потребления и теория производства.

Равновесие товаропроизводителя. Впервые попытку теоретически сформулировать условия равновесия товаропроизводителя были сделаны К. Марксом при рассмотрении технического, стоимостного и органического строения капитала. Маркс разделил все производство на 2 подразделения — производство средств производства (I) и производство предметов потребления (II) и привел классический пример обмена между ними:

I – 4000 C + 1000 V + 1000 m = 6000,

II - 2000 С + 500 V+ 500 m = 3000,

где С — постоянный капитал;

    V — переменный капитал;

    m — прибавочная стоимость.

Обмен товарами на рынках между I и II подразделениями  осуществляется на основании трех условий  реализации всех товаров и услуг.

Первое условие: I (1000 V+ 1000 m) = II (2000 С), то есть вновь созданная стоимость в первом подразделении должна быть равна стоимости потребляемого постоянного капитала второго подразделения.

Второе условие: I (4000 С+ 1000 V+ 1000 т) = I (4000 С) + II (2000 С), то есть сумма произведенных товаров и услуг I подразделения должна быть равна стоимости потребляемого постоянного капитала I и II подразделения.

Третье условие: II (2000 С + 500 V+ 500 m) = I (1000 V + + 1000 m) + II (500 V+ 500 m), то есть объем продукции второго подразделения должен быть равен объему продукции предметов потребления, используемых в первом и втором подразделениях для удовлетворения личных потребностей.

Анализируя соотношение  средств производства и рабочей силы в натуральном и стоимостном выражении, К. Маркс сформулировал данную проблему и наметил ее количественное решение.

В современной  экономической теории, в том числе  и в работах экономистов-теоретиков из стран СНГ, наметился двойственный подход к определению равновесия товаропроизводителя. Суть первого подхода состоит в том, что товаропроизводитель покупает ресурсы (капитал К и труд L) по ценам РK и PL и комбинирует их таким образом, чтобы добиться равенства их взвешенных предельных производительностей:

 

где МРК, MPL, …,  МРn - предельная производительность ресурсов (капитала, труда и др.);

РК, PL, …,  Рn - цены этих ресурсов.

В такой ситуации достигается оптимальная комбинация производственных ресурсов, ведущая к максимизации объема производства при полном использовании ресурсов, то есть равновесию товаропроизводителя.

Второй подход к выявлению оптимальной комбинации производственных ресурсов состоит в приравнивании предельной нормы технической замены ресурсов и соотношения их предельных производительностей:

где MRTSK, MRTSL, MRTSn - предельная норма технической замены ресурсов.

Для равновесия всех товаропроизводителей необходимо, чтобы предельная норма технической  замены ресурсов была равна обратному соотношению их цен:

Оба подхода являются аналогичными с определением равновесия потребителя, где для нахождения равновесия приравниваются предельные нормы замены двух благ к соотношению цен на эти блага.

Равновесие потребителя. При изучении поведения потребителя было установлено, что он так распределяет свои покупки, чтобы предельные полезности приобретаемых товаров и услуг соотносились как их цены с учетом покупательной способности дохода:

где MUX, MUY, …,  MUn  - предельные полезности товаров;

λ - коэффициент, характеризующий покупательную способность денег.

Данное уравнение  показывает, что потребитель в  условиях свободно складывающихся цен  и имеющегося денежного дохода так  распределяет денежные ресурсы, чтобы  получить максимальную полезность. В этом случае поведение потребителя определяется как рациональное. Однако экономические условия рационального потребителя у людей разные, так как каждый имеет свои вкусы и предпочтения, разные доходы и т.д. Поэтому условием общего равновесия всех потребителей на рынке будет такое состояние, когда потребители, изменяя свои покупки путем замещения одних (более дорогих) товаров другими (более дешевыми), получают максимальную полезность с учетом цен:

где Хи Y - любые два товара;

a и b - любые потребители;

PX и РY - цены потребительских товаров и услуг;

MRS - предельная норма замещения.

Таким образом, анализ частичного равновесия определяет лишь равновесие отдельных субъектов  рыночных отношений. Вместе с тем  каждый отдельный рынок связан с  другими рынками. Воздействие изменений рыночной ситуации на одном рынке на равновесие других рынков прослеживается с помощью анализа общего равновесия. Причем цены и объемы продаж определяются на всех рынках одновременно с учетом эффекта обратных связей, которые показывают дальнейшие изменения цен и объемов спроса и предложения на данном рынке в ответ на вызванные изменения цен на взаимосвязанных с ним рынках.

Общее рыночное равновесие. Предположим, повышение  цен на нефть в связи с уменьшением  ее добычи в России будет воздействовать на состояние общего рыночного равновесия в Беларуси. Поскольку нефть является ресурсом для производства бензина, то, соответственно, это приведет к увеличению издержек белорусских нефтеперерабатывающих предприятий. Их объем производства снизится, а цены на бензин возрастут. Это вызовет рост цен на транспортные услуги (такси, автобусы т.д.). Соответственно, спрос на данные услуги снизится. В итоге снизится спрос и на те товары, которые являются комплементарными к транспортным услугам (автомобили, резина и т.д.), и увеличится спрос на услуги железнодорожного и воздушного транспорта как услуг субститутов. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса на бензин и соответственно нефть.

Все эти последствия  исходного увеличения цены на нефть  приводят к нарушению общего рыночного  равновесия и вызывают эффект обратной связи на рынок нефти в России. Поэтому можно сказать, что в процессе производства и потребления товаров и услуг принимается множество взаимозависимых решений, приводящих к нестабильности на рынках. Достижению равновесия способствует механизм рыночного равновесия, который позволяет сбалансировать на микроуровне объем рыночного спроса и предложения1.

 

1.2. Механизм установления равновесия

Очевидно, что  продажные (фактические рыночные) цены не всегда совпадают с равновесными, т.е. рынок далеко не всегда находится в состоянии равновесия. Кто мешает, например, производителю установить цену на 20% выше равновесной? Ведь обычно существует некоторая доля покупателей, согласных заплатить эту цену.

Однако рынок  тяготеет к состоянию равновесия. Или иначе, состояние рыночного равновесия имеет тенденцию к устойчивости. Чтобы обосновать это утверждение, посмотрим, что происходит в случае нарушения рыночного равновесия.

Допустим, что  в результате действия каких-то рыночных сил цена отклонилась от равновесного уровня Р0 и выросла до уровня Р1. Рис. 1.1 наглядно демонстрирует, что объем предложения (Q1S) в этом случае превышает объем спроса (Q1D). Возникшая ситуация означает наличие избытка товара, т.е. при сложившемся уровне цен часть продавцов не сможет продать свой товар.

Наиболее действенным  способом выхода из нее для продавцов  будет снижение цены, что увеличит количество продаж, поскольку по уменьшившейся  цене покупатели предъявят больший  объем спроса. Понятно, что процесс снижения цен и параллельного роста продаж будет идти до точки равновесия О, когда продавцы смогут реализовать весь предлагаемый товар и у них исчезнет стимул к дальнейшему снижению цен.

Информация о работе Влияние государства на рыночное равновесие