Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы в ходе комплексного исследования проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе, как одной из функций государства, а также проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
раскрыть понятие законодательного процесса;
проанализировать признаки и принципы законодательного процесса;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Законодательный процесс в целом……………………………14
Понятие и сущность законодательного процесса …..20
Субъекты законодательного процесса ...……..…………………… 29
1.3. Значение законодательного процесса
Глава 2. Стадии законодательного процесса ………..….33
2.1. Стадии законодательного процесса в целом
2.1. Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу. Стадия законодательной инициативы...........…………38
2.3. Обсуждение законопроекта в государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично)..а,б,в .чтения………………………………… …53
2.4. Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение ……..…………………63
2.5. Подписание закона либо его отклонение Президентом РФ (наложение вето)…………………………………….
2.6 Опубликование закона и вступление его в силу. (Порядок введения закона в действие)………………………………….
2.7 Дополнительные стадии: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона;
повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ
Глава 3 3.1 Основные проблемы совершенствования законодательной деятельности в РФ тоже в заключение и не делать главу отдельную
Заключение.……...…………………………………………………………… 64
Список использованной литературы......………………………
Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Псковской области
Заочное отделение
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Теория государства и права
Тема: «Законодательный процесс: понятие и стадии»
Проверил: Выполнил:
д.ю.н. Сидоров В. П. Дмитриева Валентина Юрьевна
Псков
2015
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Законодательный процесс в целом……………………………14
1.3. Значение законодательного процесса
Глава 2. Стадии законодательного процесса ………..….33
2.1. Стадии законодательного процесса в целом
2.1. Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу. Стадия законодательной инициативы...........…………38
2.3. Обсуждение законопроекта в государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично)..а,б,в .чтения………………………………… …53
2.4. Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение ……..…………………63
2.5. Подписание закона либо его отклонение Президентом РФ (наложение вето)…………………………………….
2.6 Опубликование закона и вступление его в силу. (Порядок введения закона в действие)………………………………….
2.7 Дополнительные стадии: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона;
повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ
Глава 3 3.1 Основные проблемы совершенствования законодательной деятельности в РФ тоже в заключение и не делать главу отдельную
Заключение.……...……………………………………
Список использованной литературы......…………………………………… 67
Приложения……...………………………………………
Введение
Законодательный процесс является одной из самых важных задач государства, которое должно не только принимать законы, но и постоянно совершенствовать их. Совершенствование правотворчества, а соответственно и законотворчества, как составной его части, является одним из путей повышения эффективности всего механизма правового регулирования. Закон должен соответствовать окружающей действительности, а также отвечать интересам субъектов права. Интерес человека - главный ориентир для совершенствования законов, повышения их эффективности и качества.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы. В Российской Федерации в настоящее время происходят процессы демократизации всего общества, что неразрывно связано с признанием такого основополагающего принципа правового государства, как принцип верховенства закона. Осуществление данного принципа неразрывно связано с проблематикой законотворчества, так как эффективность реализации закона, достижение целей законодательного регулирования зависит от его качества.
Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону, как регулятору общественных отношений.
Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, большая ответственность возлагается на процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения. Некомпетентность, спешка законодателя, несоблюдение научных основ законопроектной работы могут негативно сказаться на всей правовой системе.
Вопросы процедур законодательного процесса в Российской Федерации на сегодняшний день являются одними из самых дискуссионных в конституционном праве.
Таким образом, законодательный процесс – это деятельность по созданию закона и совершенствованию его в процессе реализации путем внесения изменений в ходе работы с законопроектом, целью законодательного процесса является создание управомоченными субъектами совместного продукта сопряженной интеллектуальной деятельности – закона.
В российской научной литературе проблемы законодательного процесса в Российской Федерации рассматриваются в монографиях, диссертациях, статьях, учебниках. За последние годы опубликовано большое количество статей, посвященных порядку взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, вопросам разрешения разногласий по рассматриваемым законопроектам.
Проблемы, затронутые в данной работе, недостаточно разработаны в юридической литературе, интерес усилился в начале 90-х, в то время появились публикации в журналах, стали проводиться "круглые столы"1 с привлечением многих известных правоведов. В начале ХХI века продолжилась полемика по предмету исследования, были опубликованы и монографии, посвященные различным сторонам законотворческого процесса. Разработчиками данной темы являются как известные ученые-правоведы, так и начинающие авторы. Свой вклад в исследование внесли Алексеев С.С., Баранов В.М., Бабий А.Н., Витрук Н.В., Матузов Н.И., Пиголкин А.С., Сенякин И.Н., Шеремет В.К., Бошно С. В., Сильченко Н.В., Кудрявцев В.Н., Нашиц А., Ковачев Д. А, Кривовенко Л.Т., Степанова, Туманов В.А. ,Т.Я. Хабриевой, Шувалов И.И., Лопатин В.Н., Студеникина М.С., Тихомиров Ю.А., Туманов В.А. и другие.
По теме данной работы было изучен и обобщен теоретический материал, проанализированы результаты исследований и практических разработок по различным направлениям, касающимся данной проблемы. В основу исследования положены результаты трудов ведущих ученых.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научные труды отечественных авторов и нормативно-правовые акты, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе законотворческой деятельности. Исследование проводилось с помощью следующих методов: анализа, синтеза, аналогии, системного и функционального подхода.
Основу исследования составили труды таких теоретиков, как М.Н. Марченко, А.В. Малько, В.Н. Червонюк, В.С. Нерсесянц, а также ученых, известных своими трудами в области конституционного права, таких как М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.
Анализируя, систематизируя и обобщая основные положения, изложенные в работах вышеуказанных авторов, следует отметить возросшее внимание ученых за последний период времени к изучению законотворческого процесса. Вместе с тем, состояние и степень разработанности вопросов законодательной техники находят недостаточное отражение в современной научной литературе. Это обусловливает необходимость проведения исследований по аспектам законотворческого процесса.
Объектом исследования является законодательный процесс Российской Федерации и его организационно-процедурная форма.
Предмет исследования составляют понятие, принципы и стадии законодательного процесса, процедура внесения и обсуждения законопроектов, принятия, подписания, обнародования и вступления в силу законов, а также полномочия и роль различных органов государственной власти в законодательном процессе Российской Федерации.
Цель работы состоит в том, чтобы в ходе комплексного исследования проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе, как одной из функций государства, а также проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
Данная работа состоит из оглавления, введения, двух глав, 10 параграфов, заключения и списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются основные понятия законодательного процесса, его: признаки, принципы, субъекты и значение. Во второй главе детально освещены основные и дополнительные стадии законодательного процесса.
Глава 1. Законодательный процесс в целом
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Столь значительная роль законодательства в жизни личности и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы личности и прогресса общества.
Законодательный процесс в России регулируют Конституция Российской Федерации, регламенты палат Федерального Собрания Регламент Государственной Думы, постановление ГД от 22 января 1998г. №2134-2ГД; Регламент Совета Федерации, утвержденное Постановлением СФ от 6 февраля 1996г. № 42-СФ Российской Федерации, федеральный закон от 14 июня 1994г." О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации" и иные федеральные законы. Конституция Российской Федерации характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст.94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Только Федеральное Собрание имеет право принимать федеральные законы и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обуславливает его активную роль в политическом и законодательном процессе. Однако роль палат в законотворчестве неодинакова. В Конституции (ч.1 ст.105) говориться о том, что федеральные законы принимаются Государственной Думой Российской Федерации. Такой подход соответствует мировой практике: в двухпалатном парламенте основная законодательная деятельность возлагается на палату, образуемую на основе всеобщих прямых выборов. В мировой практике существуют два способа принятия законов - законодательным органом или путем референдума. Наибольшую научную разработку получило такое понятие законодательного процесса, в котором закон принимается законодательным органом.
Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии