Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы в ходе комплексного исследования проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе, как одной из функций государства, а также проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
раскрыть понятие законодательного процесса;
проанализировать признаки и принципы законодательного процесса;
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Законодательный процесс в целом……………………………14
Понятие и сущность законодательного процесса …..20
Субъекты законодательного процесса ...……..…………………… 29
1.3. Значение законодательного процесса
Глава 2. Стадии законодательного процесса ………..….33
2.1. Стадии законодательного процесса в целом
2.1. Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу. Стадия законодательной инициативы...........…………38
2.3. Обсуждение законопроекта в государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично)..а,б,в .чтения………………………………… …53
2.4. Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение ……..…………………63
2.5. Подписание закона либо его отклонение Президентом РФ (наложение вето)…………………………………….
2.6 Опубликование закона и вступление его в силу. (Порядок введения закона в действие)………………………………….
2.7 Дополнительные стадии: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона;
повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ
Глава 3 3.1 Основные проблемы совершенствования законодательной деятельности в РФ тоже в заключение и не делать главу отдельную
Заключение.……...…………………………………………………………… 64
Список использованной литературы......………………………
Итак, мы выяснили, что эта заключительная стадия законодательного процесса — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения. Ее назначение и цель состоит в официальном доведении до сведения исполнителей информации о содержании принятого акта, широкое ознакомление с законом общественности, граждан и государственных органов, издание разного рода официальных дубликатов.
Теперь поговорим о вступлении закона в силу. Вступление закона в действие - завершающая точка законодательного процесса, свидетельствующая о реальном включении созданного закона в законодательную систему страны. Действие закона - потенциальная возможность или необходимость субъектов права, кому адресован закон, реализовать его содержание (права, обязанности, полномочия, ответственность). Принято говорить о действии закона в пространстве, во времени и по кругу лиц. 41
Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Итак, как определено ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания», такие законы вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования одновременно на всей территории Российской Федерации, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, например, ст. 12 вышеуказанного закона гласит: «Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования».
Пространственные пределы действия актов определяются компетенцией издающих их органов.42 Если говорить о действии законов в пространстве, то они будет распространяться на всю территорию Российской Федерации. Под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую данное государство распространяет свою власть43.
Некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.
Важное значение имеет определение круга лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной закон, вступивший в действие на территории Российской Федерации. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы. Некоторые законы могут касаться только определенных категорий лиц: судей, депутатов, прокуроров, инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, рабочих и служащих в районах Крайнего Севера, ветеранов, полицейских и т.д.
Рассмотрев порядок опубликования и вступления в силу законов можно сделать вывод, что публикация закона - основная форма его обнародования. Федеральные и федеральные конституционные законы вступают в силу в течении 10 дней с момента их публикации, если они сами не предусматривают другой порядок. Также можно отметить, что введение закона в действие имеет три аспекта: в пространстве, во времени и по кругу лиц. Были определены пространственные пределы действия законов, охарактеризован круг лиц, на которых законы распространяют свое действие, а также выяснено, в каких временных рамках действует тот или иной закон. (кратко процедуру законодательного процесса можно увидеть в приложении 2).
2.6 Дополнительные стадии: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ
Конституцией предусмотрен порядок дальнейшей работы, если принятый нижней палатой федеральный закон будет отклонен Советом Федерации.
Федеральный закон считается отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета федерации, которое в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.
По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе:
1) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
2) принять федеральный
закон в ранее принятой
3) снять федеральный закон
с повторного рассмотрения
Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.
По результатам работы согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения о преодолении разногласий или обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом согласительной комиссии. Если протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших разногласий, он вносится на рассмотрение Государственной Думы.
Если согласительная комиссия приходит к выводу о невозможности преодоления возникших разногласий данным составом согласительной комиссии, закон передается на рассмотрение обеих палат. Постановление о принятом решении не позднее чем через пять дней направляется в Государственную Думу.44
Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.
Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, ответственный комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения.
Соответственно, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что это стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. Эти противоречия решаются посредством создания согласительной комиссии.
Как уже отмечалось ранее, президент РФ по Конституции РФ обладает правом отлагательного вето в отношении федеральных законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают данный закон.
Федеральный закон, отклоненный Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ об отклонении федерального закона. По итогам рассмотрения ответственный комитет выносит одно из следующих решений:
4) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий; по окончании работы специальной комиссии федеральный закон в согласованной редакции представляется на рассмотрение Государственной Думе. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы
5) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (преодоление Президентского «вето»). Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение 5 дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, то федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый по тому же порядку, как при первоначальном его рассмотрении этой палатой.45
Делая вывод, отметим, что отклоненный Президентом РФ закон сначала рассматривается в комитетах и комиссиях Государственной Думы, и если она его одобряет - в комитете Совета Федерации. Причем, если последний соглашается с Государственной Думой, то вето Президента РФ преодолено - закон принят.
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели дополнительные стадии законодательного процесса, которые являются дополнительными, существование их не всегда обязательно. Они служат гарантиями реализации конституционных положений и одним из элементов системы сдержек и противовесов.
Заключение
Основная цель исследования - подробное изучение законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе - была достигнута посредством выполнения ранее поставленных задач.
Итак, в ходе изучения теоретических и практических вопросов, связанных с законодательным процессом в Российской Федерации, мы определили, что теоретическая база, которая может служить основой для усовершенствования законодательного процесса и общие положения, связанные с законодательной деятельностью в нашей стране основательно разработаны в российской юридической науке. Но, следует заметить, что высказано много точек зрения по вопросам: понятия самого законодательного процесса, определения количества и содержания его стадий и других его составляющих. Все эти точки зрения основаны на разных представлениях о сущности и содержании законодательного процесса, что естественно для науки, но не вполне приемлемо для практики. Так как законодательный процесс все же является процессом создания законов, причем нормативно закрепленный процесс, то есть для законодательного процесса характерна юридическая регламентация. В этом проявляется некоторая двойственность: с одной стороны четко урегулирована процедура принятия и рассмотрения законов, с другой неясное представление о количестве и внутреннем содержании стадий законодательной деятельности.
В работе было раскрыто понятие законотворчества, также мы выявили соотношение правообразования, правотворчества и законотворчества. Правообразование и правотворчество соотносятся между собой как целое и часть, законотворчество в свою очередь выступает наиболее важным элементом правотворчества. Были проанализированы признаки и принципы законотворческой деятельности. Знание данных принципов и неотступное их соблюдение позволит законодателю создать социально эффективный законодательный акт.
Раскрыто понятие субъекта законотворческого процесса, определен исчерпывающий перечень субъектов. Также выяснено, из каких стадий состоит законодательный процесс, какие субъекты обладают правом законодательной инициативы, в какой форме вносится инициатива, каковы условия внесения законопроекта, какими органами и в каком порядке принимаются, одобряются, подписываются и опубликовываются законы, какие источники опубликования являются официальными, а какие - неофициальными. Выявлен порядок введения законов в действие, который имеет три аспекта: в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии