Законодательный процесс: понятие и стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы в ходе комплексного исследования проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и наиболее полным образом показать все основные черты законодательного процесса в Российской Федерации на современном этапе, как одной из функций государства, а также проблемы сопутствующие законодательному процессу и пути их возможного решения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи:
раскрыть понятие законодательного процесса;
проанализировать признаки и принципы законодательного процесса;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Законодательный процесс в целом……………………………14
Понятие и сущность законодательного процесса …..20
Субъекты законодательного процесса ...……..…………………… 29
1.3. Значение законодательного процесса
Глава 2. Стадии законодательного процесса ………..….33
2.1. Стадии законодательного процесса в целом
2.1. Подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу. Стадия законодательной инициативы...........…………38
2.3. Обсуждение законопроекта в государственной Думе с его последующим принятием либо отклонением (полностью или частично)..а,б,в .чтения………………………………… …53
2.4. Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо его отклонение ……..…………………63
2.5. Подписание закона либо его отклонение Президентом РФ (наложение вето)…………………………………….
2.6 Опубликование закона и вступление его в силу. (Порядок введения закона в действие)………………………………….
2.7 Дополнительные стадии: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона;
повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ
Глава 3 3.1 Основные проблемы совершенствования законодательной деятельности в РФ тоже в заключение и не делать главу отдельную
Заключение.……...…………………………………………………………… 64
Список использованной литературы......………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ готовая.doc

— 567.50 Кб (Скачать файл)

 

1.1 Понятие и суть законодательного процесса

В современной российской юридической литературе сложилось устойчивое определение законодательного процесса. Приведём одну такую достаточно исчерпывающую формулировку. "Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, и законов принятия, опубликования и вступления в действие".2

Также в юридической литературе имеются различные терминологические варианты наименования процедуры принятия законов, В. Е. Чиркин, например, говорит о законодательном процессе и других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При этом он использует термин «процесс законодательства».3 Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности - явно не достаточно.

Более широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от обще социального понятия законотворчества. Законодательный процесс, как и любой юридический процесс, имеет два значении: 1) порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона) и 2) сама эта деятельность. Она осуществляется законодательным органом - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях, - посредством процедуры референдума. Законотворчество - более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку.4. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин «законодательная процедура». Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура» В свое время усилиями проф. В. М. Горшенева предпринималась попытка рассматривать эти понятия применительно к разным видам государственной деятельности.

Иногда в юридической литературе можно встретить «смешение» понятий «законотворчество» и «законодательный процесс». Однако субъекты законотворчества не всегда могут быть участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс, который протекает в формах, как правило, жестко установленных конституциями, законами, парламентскими регламентами.5 Такова и  точка зрения И.В. Котелевской, которая не отождествляет эти два понятия и указывает на то, что законодательный процесс "не сводится к регламентам и процедурным правилам, это скорее всего познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования".6 Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

А.М. Мицкевич предлагает разграничение понятий: «создание                             нормативного акта» и «законодательная деятельность». Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта.                             Законодательная деятельность является более узким понятием (что следует из соотношения «нормативный акт» - «закон», где последний является одним из видов нормативных актов). Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона.7

Законодательный процесс является частью общего процесса правотворчества, отражая его общие свойства. Выделение общего, особенного и единичного в процессе правотворчества позволяет, таким образом, избежать отождествления его с законодательным процессом.

"Законодательный же  процесс следует рассматривать  в качестве основы всего процесса правотворчества". 8

Законодательный процесс, чаще всего характеризуется, как процесс деятельности высших органов государственной власти по созданию законодательных актов, состоящий из ряда стадий. Иными словами, законодательный процесс отражает последовательно сменяющиеся формы, этапы соответствующей деятельности высших органов государственной власти. За ее пределами остается вся иная подготовительная работа - деятельность постоянных комиссий, всенародные обсуждения законопроектов и т.д.

Существует и другая позиция, это так называемая позиция "расширительного толкования" процесса подготовки и принятия правовых актов, которая обосновывает такое широкое понимание законодательного процессам тем, что "целью данного процесса является принятие закона, начиная от законодательной концепции, до ее воплощения в конкретном законе или серии законов", что этот "процесс весьма сложен, и в современных условиях едва ли можно всю его регламентацию связывать только с формами деятельности высших органов власти", так как "требуется в большей степени отразить все этапы создания закона, включая и его первоначальные стадии, аналитикосодержательные действия, весь процесс движения идеи к проекту, проекта к окончательному принятию закона".

Таким образом, Ю.А. Тихомиров, характеризуя законодательный процесс, как важнейшую часть общего процесса создания закона, дает следующее определение законодательного процесса: "законодательный процесс есть система связанных между собой стадий анализа и выявления законодательных проблем, подготовки и обсуждения законопроектов, их рассмотрения и принятие закона либо высшим органом государственной власти, либо путем всенародного голосования".9

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Законотворчество определяют как вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, стоящих у власти, получает всеобщее внешнее выражение в виде закона. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений и др. Поэтому зачастую законотворчество отождествляют с другим процессом - правотворческим. Пожалуй, следует согласиться с тем, что такое отождествление не совсем верно. Законодательный процесс является частью правотворческого процесса, входящего в свою очередь в состав правообразования. Под правообразованием понимают естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество - это деятельность, прежде всего, государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворческого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.).

Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.10 Правообразование же включает в себя не только правотворческий процесс, но и предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обусловливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Ведь качество зависит не только, а зачастую и не столько от уровня собственно самой правотворческой деятельности государственных органов, сколько от уровня проводившихся до принятия того или иного правового акта подготовительных работ.11

Законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой. Законотворческий процесс - главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина.12 Этот процесс характеризуется именно принятием законов.

В данной работе мы будем придерживаться той точки зрения, что законодательный процесс - порядок деятельности органов законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституциях и регламенте соответствующего представительного органа, так как для законодательного процесса характерна четкая юридическая регламентация.

Таким образом, в широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента по созданию законов - федеральных и федеральных конституционных, начиная от принятия законопроекта к рассмотрению и заканчивая принятием закона. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, как совокупность последовательно сменяющих друг друга этапов, установленных Конституцией.

 

1.2. Признаки и принципы законодательного процесса

Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей, но несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса:

1) состоит из нескольких  этапов (стадий), последовательность  и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными  принятыми в соответствии с ними нормативными актами;

2) осуществляется специальными  субъектами;

3) результатом является  создание акта высшей юридической  силы - закона.

Законотворчество прежде всего нацелено на обоснование, совершенствование, а также обновление и изменение законодательства. Для того, чтобы данные цели были успешно достигнуты, законодатель обязан руководствоваться основными принципами законотворчества.

Принципы законотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право. Разногласия авторов в выделении принципов законотворчества несущественны, поэтому, обобщив мнения таких теоретиков, как Алексеев С.С., Малько А.В., Червонюк В.И., Марченко В.Н., Макуев Р.Х. и др., можно выделить несколько основных принципов.

Первым принципом, который можно назвать основополагающим, является гуманизм. Иначе говоря, правотворческая деятельность должна соответствовать гуманистической природе права. Этот принцип означает, что принимаемые акты, в данном случае - законы, призваны формулировать и защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, создавать юридическими средствами условия и механизмы их претворения в жизнь. Естественные, личные, неотчуждаемые права человека закреплены в действующей Конституции Российской Федерации.

Следующий принцип законотворчества - законность. Предполагается, что осуществляться законотворческая деятельность должна в рамках Конституции, иных законов и подзаконных актов. Нормативные акты издаются только правомочными на то органами, принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами.

Ещё один принцип - демократизм. Демократизм предполагает активное участие представителей всех слоев общества в законотворческом процессе, характеризует уровень развития процедурных норм и институтов в обществе. Высшим проявлением демократизма является референдум. Так, Конституция РФ 1993 года была принята в результате проведения референдума. Ещё одним из примеров проявления демократизма является создание Общественной палаты. На основании федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» Общественная палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.. Таким образом, напрямую осуществляется контроль граждан за деятельностью органов государственной власти, в частности, высшего органа законодательной власти, непосредственно осуществляющего законотворческую деятельность. Также немаловажную роль в осуществлении принципа демократизма играют средства массовой информации. Их участие в подготовке и обсуждении законопроектов может предупредить лоббирование и коррупцию.

 Ещё средства массовой информации имеют большое значение при обеспечении реализации следующего принципа законотворческой деятельности - принципа гласности, предполагающего открытость, «прозрачность» законодательного процесса для широкой общественности.

К принципам законотворчества относится также научность. Данный принцип означает использование научных методов и способов на всех стадиях законотворческой деятельности. Законотворчество «призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке законопроектов».

Принцип профессионализма, или компетентности, предполагает «привлечение к законотворческой работе специалистов, обладающих специализированными, профессиональными познаниями и опытом в области правотворчества, в совершенстве владеющих технологией законопроектной работы. Использование такого рода специалистов (юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и т.д.) должно обеспечивать подготовку качественного законопроекта, свободного от законотворческих ошибок как социального, так и юридического свойства».13

Информация о работе Законодательный процесс: понятие и стадии