Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:05, реферат
Цель данной работы определить перечень функций, присущих государству.
Введение _______________________________________________________2
1. Функции государства___________________________________________4
1.1 . Понятия, признаки функций государства_________________________4
1.2. Эволюция функций государства________________________________5
1.3. Классификация функций государства___________________________6
2. Основные внутренние функции__________________________________8
2.1 Политическая функция_______________________________________8
2.2 Экономическая функция______________________________________8
2.3 Социальная функция________________________________________10
2.4 Экологическая функция_____________________________________11
2.5 Налогообложение__________________________________________13
2.6 Защита прав и свобод граждан_______________________________14
3. Основные внешние функции___________________________________16
3.1 Функция обороны_________________________________________16
3.2 Функция взаимодействия с другими государствами и международными государствами_______________________________________________17
Заключение____________________________________________________21
Список литературы_____________________________________________22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
Миасский филиал
Государство. Функции. Признаки.
Реферат
по дисциплине «Правоведение»
Выполнил: Буторина О. С.
Группа: МФ-101
Проверил:
2011/12 уч. год
Содержание
Введение
______________________________
1.2. Эволюция функций государства___________________
1.3. Классификация функций государства___________________
Заключение____________________
Список
литературы____________________
Введение
Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит его интересам.[1]
Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства – характеристики именно того, что и как государство «делает».[2]
В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого – либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории «функции государства». Под последними обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.
Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем.
Функции государства
– это направления
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.[5]
Рассматриваемая
в настоящей курсовой работе тема
приобретает все большее
Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа разки вития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.[6]
В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.[7]
Иногда понятие
функций государства
Существенными признаками функций государства являются:
-
предметная деятельность
-
направленность этой
-
определенные формы (чаще
Формирование функций происходит в процессе становления и развития государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели государства, а, следовательно - и его различные функции.
Каждая из функций государства имеет определенное содержание, которое показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с изменениями, происходящими в обществе. На содержание функций современных государств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический прогресс, процессы информатизации и др.
Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.
Иные же функции
подвергаются мощному влиянию стабильных
этнокультурных пластов жизни общества,
национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому
новый тип государства, появившийся
в развитии конкретного государственно-
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.
Функции не
являются чем-то раз и навсегда, навечно
данным, фундаментальным, застывшим
и неизменным. В зависимости от
конкретно - исторических условий элементы
этих общих функций могут
В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному их называют.
Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на ряде этапов его существования. Вторые - обусловлены конкретным периодом общественного развития и по мере перехода к иному периоду утрачивают свое значение.
В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества.
Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.[11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.[12]
Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и унитарные).[13]
По важности в общественной жизни функции делят на основные и неосновные (подфункции).[14] К последним относят: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка[15], организация статистического учета. Однако данная классификация вызывает возражения в юридической науке. Ряд ученых полагает, что поскольку функциями государства являются основные направления его деятельности, признание каких-либо функций неосновными некорректно.
Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.
Все функции
государства носят политический
характер, однако в политической области
действует целая система
Обладая верховенством
в системе государственной
-
реализация волеизъявления
-
обеспечение государственного
-
официальное представительство
общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство
представляет собой