Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур

Содержание работы

1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

политология аня.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

     2. Современная теория политических систем 

     Современным политическим системам присуща структурная  дифференциация - относительно высокая  степень расслоения между структурами  по функциональному признаку, т.е. имеются  и законодательные собрания, и  административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для примитивных, или традиционных, структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами.

     Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или  изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.

     Рассмотрим  структуру политической системы - атрибут  всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.

     Выделяются  четыре главные группы элементов  политической системы:

     политическая  организация;

     политические  отношения;

     политические  и правовые нормы;

     политическое  сознание и политическая культура.

     Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства законодательстве, которые регулируют принципы, формировали деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.

     Наиболее  активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной силы в материальную, к становятся правилами поведения. Организация в следствие «выступает важнейшим средством формирования единой воли.

     Политическая  система структурна, т.е. включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

     Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной  власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства, т.е. приоритет исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда; при приоритете права и закона).

     Особую  арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях – (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации (которую сейчас нередко считают четвертой, информационной властью), ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими организациями и т.п.) . Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной).

     На  том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры  и функции макровласти: скрытые действия легальных учреждений высших рангов (государственных, партийных), секретные документы, распоряжения, приказы и т.п. акты (государственные и пр. секреты и тайны), скрытый смысл открытых политических действий (интрига, игра), политических текстов (докладов, речей, бесед и т.п.), негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и др., официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированные учреждения; разведки или контрразведки и т.п.).

     Другой  ряд легально существующих, во всяком случае, неконспиративных, сообществ, примыкающих к макроуровню политической системы или неофициально и неформально входящих в него, образуют различного рода элиты и элитарные содружества (клубы, парламентские Фракции, товарищеские группы и т.п.), группы давления (парламентские лобби, близкое окружение государственной администрации, мозговые центры при руководителях государства и партий.

     Аналогична  по своему строению средняя (мезо-) структура  политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые  непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия).

     Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных  центров власти обществу и его  ответные реакции - инициаторам политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.) добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровно родственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние.

     Микроуровень  политической системы образуется массовым участием общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической жизни:

     членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки  власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микроуровне сформируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества - важная составная часть и характеристика политической системы.

     Пространство  микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В  нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют по разным уровням. Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).

     3. Теория политических систем Габриэля Алмонда

     Системной подход в политической науке получил  дальнейшее развитие в работах другого  классика американской политологии  – Габриэля Алмонда. Отталкиваясь от функционалистских теорий Толкотта Парсонса и др., он определял любую социальную систему как «взаимозависимое взаимодействие» ролей и структур (институтов), выполняющих свои функции таким образом, чтобы поддерживать целое в равновесном состоянии. Акцент на взаимозависимости и взаимодействии элементов системы позволяет систематически оценивать эффективность функционирования конкретного социального или политического института и сравнивать различные национальные политические системы, избегая определений нормативного и идеологического характера.

     Функционирование  системы в окружающих ее средах (т.е. в обществе с его остальными системами  и на международной сцене) описывается  в категориях возможностей и собственно функций системы. Именно на этой основе, т.е. в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций, Алмонд предложил сравнивать политические системы.

     Понятие системы как аналитический инструмент, заимствованный из биологии и кибернетики, нуждалось в адаптации к потребностям политической науки. По мнению Алмонда, подобная адаптация возможна путем установления «исключительного отношения» политической системы (и политики в целом) к использованию или угрозе применения легитимного насилия (физического принуждения и жестких санкций), наделяющих любые институты и процессы собственно политическими аспектами.

     Алмонд  развил классификацию системных входов в виде требований и поддержки, предложенную Дэвидом Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (в виде, например, возможностей для образования и отдыха, транспортной инфраструктуры и т.п.); 2) требования относительно правил, регулирующих поведение как людей, так и больших структур (рынков и др.); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т.п.; 4) «символические входы», например, требования относительно демонстрации величия и мощи государства в ситуациях кризисов и т.п.

     Ученый  также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка в виде уплаченных налогов или предоставленных гражданами услуг вроде воинской повинности; 2) согласие исполнять законы и прочие правила; 3) политическое участие, например, поддержание политического общения, участие в выборах и т.п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам.

     В свою очередь системные выходы Алмонд предложил распределять по четырем классам действий, в целом соответствующим четырем типам поддержки: 1) извлечения, которые принимают формы всевозможных сборов, налогов и т.п., а также индивидуальной службы системе; 2) всевозможные правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы», включающие утверждение ценностей, демонстрацию политических символов и др.

     В политической (как и в любой другой) системе происходит преобразование требований и поддержки в системные выходы. Система стабильна, т.е. находится в равновесном состоянии, при легитимном и/или предсказуемом соответствии системных выходов входам требований и поддержки. Следует отметить, что системные входы берут начало не только из окружающих систему сред (общество, другие политические системы), но и внутри системы, например, в политических элитах. Если функции преобразования свойственны всем политическим системам, то неизменно специфичными являются структуры, институты и роли, задействованные в осуществлении данных функций. Функциональная специфика структур, институтов и ролей, свойственных конкретным системам, делает возможным эффективное сравнение политических систем.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"