Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур
1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.
Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
3.
Политическая система
4. Одна из важнейших функций политической системы – создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т.п.).
5.
Защита данного общества, ее членов
от разного рода разрушающих
(внутренних и внешних)
Таким
образом, политическая система реализует
функцию целеполагания и
Структура политической системы.
Набор
функций политической системы прямо
связан с составляющими ее элементами.
В зависимости от выполняемых
функций и ролей можно
1.
Политическое сообщество людей,
2.
Совокупность политических
3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.
4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.
5.
Политическая культура и
К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.
Политические институты – один из основных элементов политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И, тем не менее, каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроль за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.
Поскольку
существование и деятельность политических
институтов связаны только с присущими
им функциями, ролями и нормами, то они
приобретают относительную
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Ядро политической системы – государство. Государство выступает орудием политического господствa определенного класса (или классов) и управления обществом. Но это лишь одна из концепции современной политической науки. Причем не следует ее упрощать. К. Маркс, как известно, подчеркивал, "что государство в обществе с классово-антагонистической структурой решает задачи двоякого рода: "выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические функции, вытекающее из противоположности между правительствами народными массами"7.
Государство
– многофункциональный
Политическая система, являясь организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества
Юридические
механизмы изменения
На
это было обращено внимание в Послании
Президента РФ Федеральному Собранию
Российской Федерации в 2008 году, в
т.ч. необходимости модернизации всех
сфер жизни общества, дальнейшей децентрализации
и гуманизации социального
Эти конституционные поправки, по мнению Президента России, дают необходимый дополнительный ресурс для стабильного функционирования данных политических институтов.
В отечественной теории государства, в процессе разработки идей конституционализма, достаточно часто рассматриваются вопросы специфики институционального формирования государственной власти в контексте реформ региональной власти, деятельности политических организаций и других институтов гражданского общества. Изменение характера взаимоотношений федерального центра с регионами, что на нормативно-правовом уровне получило отражение в ряде федеральных законов, привело к реорганизации институтов региональной власти, системы взаимодействия органов государственной власти разного уровня и масштаба деятельности, изменению баланса сил в отечественной политической жизни.
Значение
институционального изменения отношений
«центр – регионы» трудно переоценить,
поскольку они связаны с
О медленном, эволюционном развитии политической системы страны, смещении реформ в т.ч. и партийной системы, в регионы, говорилось в Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года. При этом не требуется унификация во всём, у регионов должно оставаться «пространство для манёвра». Президент страны считает необходимым: ввести единые критерии установления численности депутатов в законодательных собраниях различных регионов в зависимости от численности населения (разброс может составлять 45-100 депутатов); в законодательных собраниях партия, набравшая на выборах 5% голосов избирателей, сможет сформировать свою фракцию; отменить сбор подписей для партий, победивших в региональных выборах, для участия в следующих компаниях, а в перспективе – вообще отказаться от этой меры для всех существующих партий (сегодня сбор подписей фактически является дублирующим доказательством существования партии, зарегистрированной в законном порядке Министерством юстиции РФ); ввести в практику деятельности законодательных собраний республик, краёв и областей РФ ежегодное заслушивание непарламентских партий и отчёты региональных правительств перед депутатами; расширить на региональном уровне доступ партий в СМИ и интернет[2].
В юридической литературе даются различные определения политической и правовой системы, отражающие их те или иные существенные характиеристики.
Так, по мнению профессоров Н.И. Матузова и А.В. Малько[3], Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Понятие
«политическая система
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1)
именно в ее рамках и с
ее помощью осуществляется
2)
она зависит от характера