Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур

Содержание работы

1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

политология аня.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

     3) она обладает относительной самостоятельностью. Любая система общества, в том  числе и политическая, представляет  собой целостное, упорядоченное  множество элементов, взаимодействие  которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

     Политическая  система в конечном счёте регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной  власти, участия в ней, борьбы за неё. Выделяют следующие компоненты политической системы:

     1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

     2) политическое сознание, характеризующее  психологические и идеологические  стороны политической власти и политической системы;

     3) социально-политические и правовые  нормы, регулирующие политическую  жизнь общества и процесс осуществления  политической власти;

     4) политические отношения, складывающиеся  между элементами системы по  поводу политической власти;

     5) политическая практика, состоящая  из политической деятельности  и совокупного политического  опыта.

     Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть».

     Каждая  организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

     В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

     Сущность  политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы  будет неполной без их рассмотрения.

     Указанные выше авторы выделяют следующие функции политической системы:'

     • обеспечение политической власти определённой социальной группы или большинства  членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

     • управление различными сферами жизнедеятельности  людей в интересах отдельных  социальных групп или большинства  населения (действие политической системы  как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

     • мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской  работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

     • выявление и представительство  интересов различных субъектов  политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения  на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

     • удовлетворение интересов различных  субъектов политических отношений  посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного  общества (именно в сфере распределения  сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

     • интеграция общества, создание необходимых  условий для взаимодействия различных  элементов его структуры (объединяя  разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать  неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

     • политическая социализация (посредством  нее формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу»  конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

     Н. Матузов и А. Малько приходят к  выводу, что политическая система  имеет немало функций, с помощью  которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм и играет важную роль в социальном управлении.

     Обращая внимание на то, что общество – это  многогранное и сложное явление, включающее различные сферы взаимодействия людей, явлений и процессов (экономическую, духовную и т.д.), профессор МГЮА Л.А. Морозова[4] в самостоятельную сферу выделяет политическую систему общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения.

     Политическая  система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т. д.

     При этом под системой принято понимать множество элементов, определённым образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.

     Чаще  всего, отмечает Л.А. Морозова, выделяют следующие особенности политической системы:

     1) связь с государственной властью;

     2) отражение в ней происходящих  в обществе политических процессов,  в том числе противоборства различных социальных сил и интересов;

     3) управляющее и регулирующее назначение, т.е. управление делами общества, выражение интересов существующих  групп, слоёв населения;

     4) регулирование ее деятельности  политическими нормами и правилами,  сложившимися в политической жизни страны.

     Исходя  из этих признаков, политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

     Политическая система складывается и функционирует под воздействием множества факторов. Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др. Вместе с тем, в литературе отмечается, что функционирование любой системы в конечном счете определяется человеком (проф. С.А. Комаров). Люди формируют политическую систему, участвуют в ее деятельности, оказывают воздействие на характер, тип, свойства последней и т. д. Важно также отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей.

     Среди важнейших компонентов (подсистем) политической системы Л. Морозова выделяет и характеризует:

     а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

     б) регулятивную, или нормативную;

     в) функциональную;

     г) коммуникативную.

     Иногда  к компонентам политической системы  относят политическую идеологию и политическую культуру.

     В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:

     1) правовые нормы и принципы, имеющие  политическое содержание;

     2) корпоративные нормы политического  характера;

     3) политические традиции и политические  обычаи;

     4) правила политической этики.

     Характеризуя  каждый из элементов нормативной  основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.

     7. Политический режим: понятие и сущность

     Политический  режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

     Как мы уже говорили, долгое время политический режим не отделяли от формы правления  и классифицировали их в зависимости от источника власти (либо один – монархия, либо небольшая группа – олигархия и др., либо большинство – демократия). В ХХ веке уже говорят о режиме. Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:

         1)      роль и функции главы государства в системе политического руководства;

         2)      порядок формирования представительных учреждений;

         3)      положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;

         4)      правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;

         5)      взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;

         6)      роль органов подавления в государстве;

         7)      наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.

     Для определения политического режима необходимо сопоставить официальные  правовые нормы с реальной политической жизнью, провозглашенные цели –  с реальной политикой, проводимой в государстве. И при этом больше внимания уделяют не документам и декларациям, а реальному механизму функционирования власти.

     Какова  же классификация политических режимов? Марксизм классифицирует их по тем  же классовым критериям, что и  политические системы. Но большинство политологов условно делят их на демократический и недемократический режим, а последний – на авторитарный и тоталитарный. В чистом виде они встречаются редко, чаще – сочетания, смешанные режимы. Максимально общий критерий – степень автономии подсистем политической системы (чем больше автономии, тем больше демократии). Все сходятся на том, что главные критерии – степень развитости демократии и реальный правовой статус личности.

     Каковы  факторы, влияющие на формирование политического режима? Выделяют несколько факторов:

         ·        организация власти (все режимы имеют традиционный набор государственных структур и ветвей власти; важно, как именно они взаимодействуют);

         ·        легитимация режима, организация поддержки (здесь важно, на чем основана легитимность режима – на традиции, харизме или легальности; какова поддержка обществом – эмоциональная или инструментальная, т.е. что поддерживают – государство как таковое? ценности? режим как таковой? сложившиеся правила? или это конкретная поддержка – партии, личности и т.д.);

         ·        оформление интересов (здесь анализируют наличие и роль групп интересов. Группы могут функционировать как самостоятельные субъекты политики, а могут влиться в аппарат власти [например, партия]);

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"