Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур
1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.
3)
она обладает относительной
Политическая система в конечном счёте регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за неё. Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;
2)
политическое сознание, характеризующее
психологические и
3)
социально-политические и
4)
политические отношения,
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Системообразующей
категорией, интегрирующей данные элементы
в единую политическую систему, является
категория «политическая
Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.
В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.
Указанные выше авторы выделяют следующие функции политической системы:'
•
обеспечение политической власти определённой
социальной группы или большинства
членов данного общества (политической
системой устанавливаются и
• управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);
•
мобилизация средств и
•
выявление и представительство
интересов различных субъектов
политических отношений (без селекции,
четкого определения и
•
удовлетворение интересов различных
субъектов политических отношений
посредством распределения
• интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);
• политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он «включается в работу» конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.
Н. Матузов и А. Малько приходят к выводу, что политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм и играет важную роль в социальном управлении.
Обращая внимание на то, что общество – это многогранное и сложное явление, включающее различные сферы взаимодействия людей, явлений и процессов (экономическую, духовную и т.д.), профессор МГЮА Л.А. Морозова[4] в самостоятельную сферу выделяет политическую систему общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения.
Политическая система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и т. д.
При этом под системой принято понимать множество элементов, определённым образом упорядоченных и взаимосвязанных, образующих некоторое целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и функциональной автономностью.
Чаще всего, отмечает Л.А. Морозова, выделяют следующие особенности политической системы:
1)
связь с государственной
2)
отражение в ней происходящих
в обществе политических
3)
управляющее и регулирующее
4)
регулирование ее деятельности
политическими нормами и
Исходя из этих признаков, политическую систему можно определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.
Политическая система складывается и функционирует под воздействием множества факторов. Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др. Вместе с тем, в литературе отмечается, что функционирование любой системы в конечном счете определяется человеком (проф. С.А. Комаров). Люди формируют политическую систему, участвуют в ее деятельности, оказывают воздействие на характер, тип, свойства последней и т. д. Важно также отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей.
Среди важнейших компонентов (подсистем) политической системы Л. Морозова выделяет и характеризует:
а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;
б) регулятивную, или нормативную;
в) функциональную;
г) коммуникативную.
Иногда к компонентам политической системы относят политическую идеологию и политическую культуру.
В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:
1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
2)
корпоративные нормы
3)
политические традиции и
4) правила политической этики.
Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в избирательных кампаниях.
7. Политический режим: понятие и сущность
Политический режим (от фр. regime – управление) – это совокупность способов осуществления политической и государственной власти. Его относят к характеристике государственной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через государственные институты (парламент, правоохранительные органы, выборы и т.д.). Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.
Как мы уже говорили, долгое время политический режим не отделяли от формы правления и классифицировали их в зависимости от источника власти (либо один – монархия, либо небольшая группа – олигархия и др., либо большинство – демократия). В ХХ веке уже говорят о режиме. Подход французского политолога Дюверже: режимы делятся по принципу разделения властей, их 3 типа: 1) абсолютная неразделенная власть (абсолютная монархия), 2) разделение властей (президентская республика), 3) сотрудничество властей (парламентская республика). Но при этом подходе исчезает главное: сам механизм функционирования власти. И вот во 2-й половине ХХ в. политологи переходят к категории политического режима, выделяя его критерии:
1) роль и функции главы государства в системе политического руководства;
2) порядок формирования представительных учреждений;
3) положение и влияние партий и общественных движений, наличие оппозиции;
4) правовой статус личности, состояние и гарантии реальных прав и свобод граждан;
5) взаимоотношения между ветвями власти, местными властями и центром;
6) роль органов подавления в государстве;
7) наличие объективных источников информации, гласности и прозрачности.
Для
определения политического
Какова же классификация политических режимов? Марксизм классифицирует их по тем же классовым критериям, что и политические системы. Но большинство политологов условно делят их на демократический и недемократический режим, а последний – на авторитарный и тоталитарный. В чистом виде они встречаются редко, чаще – сочетания, смешанные режимы. Максимально общий критерий – степень автономии подсистем политической системы (чем больше автономии, тем больше демократии). Все сходятся на том, что главные критерии – степень развитости демократии и реальный правовой статус личности.
Каковы факторы, влияющие на формирование политического режима? Выделяют несколько факторов:
· организация власти (все режимы имеют традиционный набор государственных структур и ветвей власти; важно, как именно они взаимодействуют);
· легитимация режима, организация поддержки (здесь важно, на чем основана легитимность режима – на традиции, харизме или легальности; какова поддержка обществом – эмоциональная или инструментальная, т.е. что поддерживают – государство как таковое? ценности? режим как таковой? сложившиеся правила? или это конкретная поддержка – партии, личности и т.д.);
· оформление интересов (здесь анализируют наличие и роль групп интересов. Группы могут функционировать как самостоятельные субъекты политики, а могут влиться в аппарат власти [например, партия]);