Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур

Содержание работы

1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

политология аня.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с тем воздействия извне могут  иметь и позитивный для политической системы характер, если проводимая государством внешняя политика не противоречит интересам мирового сообщества. Народы заинтересованы в последовательном осуществлении демократизации, гуманизации и демилитаризации мировой политики, в разработке мер, обеспечивающих выживание человечества в условиях кризиса современного общества и резкого ухудшения качества природных факторов. Учет этих глобальных потребностей в политической практике вызывает одобрение и поддержку других стран мирового сообщества, что укрепляет позиции и авторитет государства, его лидеров в общественном мнении, как за рубежом, так и внутри страны.

     Функционирование  политической системы, обращенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с которой последняя связана теснейшим образом.

     Таким образом, политическая стабильность обеспечивается при условии единства Конституции  и законов Российской Федерации, Основ законодательства субъектов РФ и одновременно – при четком разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ. Это ключевая проблема современной многонациональной России.

     10. Политические режимы и политическая оппозиция 

     Политический  режим это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

     Понятие политического режима получило распространение  в западноевропейской обществоведческой  литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.

       Политический режим определяется следующими признаками:

  • степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;
  • соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
  • гарантированностью прав и свобод личности;
  • характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе;
  • степенью реализации политической власти непосредственно народом;
  • положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;
  • местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;
  • соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти;
  • характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;

     • типом политического поведения;

  • характером политического лидерства;
  • учетом интересов меньшинства при принятии политических решений;
  • доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;
  • степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни,
  • принципами взаимоотношения общества и власти
  • политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);
  • мерой политического плюрализма, многопартийности;
  • существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

     Политический  режим обеспечивает.

  • стабильность политической власти;
  • управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;
  • достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

     Политический  режим определяется:

  • уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;
  • структурированностью правящей элиты;
  • состоянием отношений с бюрократией;
  • развитостью общественно-политических традиций, господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;
  • доминирующем в обществе типом легитимности.

     По  характеру политического режима, который выражает способы осуществления  власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство Понятие "демократия" {от греч. demos - народ и kratos - власть) означает народовластие, власть народа.

     Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

     Характерные черты:

  • избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;
  • наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;
  • многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;
  • принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;
  • отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

       Условия функционирования демократического режима:

  • наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;
  • отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;
  • наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;
  • наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;
  • гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

     Демократический режим работает эффективно только в  том случае, если граждане имеют  право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

     Демократия  представляет собой самый сложный  тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия " отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

     Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской  революции. С тех пор демократия рассматривается как направление  общественной мысли, которое формирует  цели социально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность. Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, либо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

     Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию рассматривает как ответственное и компетентноеправление. Источник власти- народ, выражающий свою волю не прямо, а через своих представителей.

     Теория  прямой демократии. Ж.-Ж.Руссо, один из авторов этой теории, отрицает принцип представительности. По его мнению, демократия- прямое правление народа, который способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

     Теория  плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в обществе единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно, так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Таким образом, общество рассматривается как совокупность социальных групп, стремящихся к реализации своих интересов.

     Элитарная теория демократии. И. Шумпетер, последователь данной теории, использует обратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на определенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать. Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. И. Шумпетер отмечал: "Демократический метод - это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа".

     Теория  социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и групповым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового господства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления- ортодоксальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

     В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демократия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с государством.

     Социал-реформаторы  понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. Цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности. Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический режим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности.

     Демократия  как сложная форма взаимоотношений  власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

     Авторитарный  (от лат. "autoritas" - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.

     Характерные черты.

  • концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;
  • наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;
  • ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;
  • отсутствие огромного репрессивного аппарата;
  • разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
  • наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

     Авторитарный  режим возникает  в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

     Тоталитарный  режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Его широко использовал Муссолини, который придавал ему положительный смысл в своей теории «органистского государства» (stato totalitario), олицетворявшего мощь официальной власти и призванного обеспечить высокую степень сплочения государства и общества.4

     Признаки  тоталитарного режима.

     • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей5;
  • абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";
  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;
  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

     • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

  • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;
  •  наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
  • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"