Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур

Содержание работы

1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.

Файлы: 1 файл

политология аня.doc

— 331.00 Кб (Скачать файл)

     Алмонд предложил следующую классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация (объединение) интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в авторитетные правила (официальные политические курсы); 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях; 6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды.

     Введение  в анализ политических систем категории системных возможностей позволяет оценить влияние окружающих сред на систему, а также воздействие последней на данные среды; кроме того, становится возможным сравнение политических систем по показателям эффективности их функционирования. Системные возможности выступают в качестве своего рода величин для измерения эффективности функционирования политической системы. На основании классификации входов и выходов Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды; доступны количественному измерению в виде доли внутреннего национального продукта и т.п.); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов между индивидами и группами); 4) символические возможности (демонстрируют модели и способы, а также степень эффективного представления системой символов в обществе и на международной сцене); 5) возможности отвечать на требования (показывают зависимость между входами и выходами в виде степени соответствия между ними).

     Применив  функциональный подход, Алмонд связал уровень системного развития с дифференциацией  структур и ролей в обществе, автономией его подсистем и эффективностью реализации системных возможностей и функций. Причина многих изменений  в политической системе – дисфункциональные входы, например, в виде требований со стороны общества (превышающих наличные системные возможности) и т.п., причем очень важна реакция элит на такого рода требования, и в целом влияние элит на процессы социализации и рекрутирования новых членов. Системные изменения представляют собой появление новых ролей, установок, институтов, системных возможностей и т.п.

     4. Карл Дойч и его концепция политической системы

     Он  рассматривал политическую систему  как кибернетическую, в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей.1

     Формулировка  целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его  отношения к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

     К. Дойч в своем главном труде «Нервы управления: модели политической коммуникации и контроля» (1963), определяет политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. В рамках разработанного информационно-кибернетического подхода К. Дойчем предпринимается смелая попытка интерпретировать политическую жизнь сквозь призму кибернетического анализа и коммуникативных механизмов. Напоминая о том, что и латинское «gubernare» (от которого производным является английское «government»), и греческое «kubernan» (соответственно — английское «cybernetics») происходят от одной смысловой основы, связанной с «искусством управления», а первоначально с мореходной навигацией, управлением кораблем. По мнению Дойча, правительство (как субъект государственного управления) мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы.

     К. Дойчем разрабатывается в «Нервах  управления» очень сложная и  эшелонированная модель функционирования политической системы как совокупности информационных потоков, построенная на принципе обратной связи. В сильно упрощенном варианте (отражающем лишь ее принципиальное устройство) она выглядит следующим образом (схема 2). 

     Схема 2. Модель политической системы К. Дойча2

     

     В его модели политической системы  выделяются четыре блока, связанные  с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков: 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений, и наконец, 4) осуществление решений с обратной связью. Во-первых, политическая система принимает информацию через так называемые «рецепторы» (внешнеполитические и внутриполитические), к которым относят информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т. д.). Здесь происходит селекция, систематизация и первичный анализ поступивших данных. Во-вторых, на следующей фазе отселектированная новая информация подлежит обработке в рамках блока «памяти и ценностей», где она, с одной стороны, сравнивается с уже имеющейся, старой информацией, а с другой, проходит оценивание сквозь призму ценностей, норм и стереотипов. Скажем, информация о вводе в 1979 году советских войск в Афганистан естественно оценивалась по-разному в странах НАТО и Варшавского договора. В-третьих, после получения итоговой оценки степени соответствия политической ситуации своим приоритетам и целям правительство (как центр принятия решений) принимает соответствующее решение по регулированию текущего состояния системы. И наконец, так называемые «эффекторы» (исполнительные органы и др.) на последней фазе реализуют решения, а затем их результаты служат новой информацией через «обратную связь» для «рецепторов», выводящих систему на новый цикл функционирования.

     К. Дойч выделяет при этом три основных типа коммуникаций в политической системе: 1) личные, неформальные коммуникации (face-to-face), как, к примеру, персональный контакт кандидата в депутаты с избирателем в непринужденной обстановке; 2) коммуникации через организации, когда контакт с правительством осуществляется посредством партий, групп давления и др., и 3) коммуникации через СМИ, печатные, электронные, роль которых в постиндустриальном обществе постоянно возрастает. Концепция политической системы К. Дойча подверглась ничуть не меньшей критике, чем подходы Д. Истона, хотя при этом она внедрила в анализ такой важнейший и активный компонент властных отношений как информационные потоки и коммуникативные связи.  

     5. Сущность, структура и функции политических систем

     В современной политической науке  понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

     Индийский политолог П. Шаран, анализируя современные  учения о политических системах, отмечает важное преимущество самого понятия "политическая система", которое охватывает сферу политической деятельности "всех лиц и все институты, участвующие в политическом процессе"2. Имеющиеся в литературе определения подтверждают его мнение.

     Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения. Иными словами, политическая система есть качественная характеристика политических порядков, свидетельство степени внутренней упорядоченности, организованности и однотипности составляющих власть базовых элементов.

     По  своей сути политическая система  характеризует глубинные, качественно  определенные основания организации  публичной государственной власти в масштабах общества, отображая  базовые предпосылки и факторы  воспроизводства отношений государства и социума в целом.

     Политическая  система существует в реальной стране или группе стран, ее основа – определенное сообщество людей (национальное или  интернациональное).

     Понятие политической системы носит многоаспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе. Так, если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества. В другом варианте подчеркивается властный аспект политической системы, и ее определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми. В третьем – политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе. Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия.

     Политическая  система, поскольку она является орудием осуществления власти, а также выражения, защиты и реализации общих, обязательных для большинства граждан, интересов, выступает по отношению к другим системам общества доминирующим фактором.

     Экономическая сфера, социальные структуры, культурологические факторы и другие – все они опираются на политическую систему, которая обеспечивает их организованность, легитимность, закрепляет именно данные структуры в качестве ведущих, господствующих в обществе. В этом смысле можно говорить о первенстве политики по отношению к другим системам общественного организма.

     Политическая  система, будучи доминирующей в качестве орудия власти, тем не менее зависит  от общественной среды, определяется социально-экономической  структурой общества, остается надстройкой  по отношению к этой базисной структуре. Обусловленность политической системы социальной средой находит свое конкретное выражение в том, что ее носителями выступают определенные большие социальные группы, классы, слои. Политическая система – это организация больших социальных групп в сфере власти и управления3.

     Политической  системе свойственны общие черты  социальных систем. Кроме того, ее характеризуют  специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта  система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В ее фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей – идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.  
 

     Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:

     1) регулирующая, касающаяся управления  поведением групп и индивидов  (ведение норм, действие администрации  и т.д.);

     2) экстракционная, связанная с добыванием  необходимых для своего функционирования  экономических и других ресурсов;

     3) дистрибутивная – способность  распределять и перераспределять  ресурсы, блага, услуги, знаки  отличия и прочее;

     4) реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям4.П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

     Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных  ее видах деятельности. Последние  же определяются той ролью, которую  объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.

     Функциональный  подход в анализе политической системы  включает три уровня: рассмотрение взаимодействия системы с обществом  в целом" в ее внутреннем функционировании и в ее сохранении и адаптации5. Разумеется они взаимосвязаны, более того, взаимопроникают и в реальной жизни скорее представляют аспекты (стороны) различных видов деятельности политических институтов.

     Функции политической системы, обращенные в  большей степени к другим подсистемам общества:

     1. Обеспечение политической власти  определенной социальной группы  или большинства членов данного  общества, страны. Политическая система  есть институциональная (упорядоченная,  закрепленная нормами) форма бытия  власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.

     Политической  системой устанавливаются и осуществляются определенные формы и методы властвования: насильственные и ненасильственные, демократические и авторитарные. Применяется та или иная субординация и координация политических институтов.

     Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.

     2. Политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"