Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 15:13, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему составляют многие подсистемы, структур
1.Системный подход в политической науке.
2. Современная теория политических систем.
3. Теория политических систем Габриэля Алмонда.
4. Карл Дойч и его концепции политической системы.
5. Сущность, структура и функции политической системы.
6. Конституция РФ о политической системе российского общества.
7. Политический режим: понятие и сущность.
8. Особенности политических режимов и их типология.
9. Понятие политической стабильности.
10. Политический режим и политическая оппозиция.
11. Основные типологии политических систем.
12. Соотношение между понятиями политической системы и политического режима.
13. Оппозиция и ее роль в политической жизни общества.
• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.
Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?
Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из исторического тупика.
Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю. Принцип тоталитарного общества - "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного - "разрешено то, что не имеет отношения к политике".
В тоталитарном обществе существует систематический террор по от ношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.
В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и скромность. («не высовываться»). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей послушание и профессионализм. В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки
Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию,- принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демократического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной нестабильности.
Политическая оппозиция (от лат. oppositia - противопоставление) - способ противопоставления одних политических взглядов, идей, действий другим политическим взглядам, действиям. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них.
Различают парламентскую оппозицию, коей является организация, как правило, по партийному критерию, фракция, которая всеми доступными ей средствами ведет антиправительственную деятельность, добиваясь его отставки и своего прихода к власти. В рамках единства государственной власти может сложиться ситуация, при которой две ее структуры - законодательная и исполнительная - находятся в оппозиционном состоянии, что было в России в 1993 г. Способ такой оппозиционности всегда трудный, резкий, ибо если виды государственной власти находятся в состоянии "войны", абсолютизации своих властных функций, то это показатель того, что страна неуправляема и разрешать данный конфликт следует быстро, радикально. Внутрипартийная оппозиция существует тогда, когда в партии нет единства по коренным, принципиальным вопросам ее деятельности. Дело заканчивается расколом, уходом оппозиционеров из данной партии; могут быть также последствия иного рода, когда, например, партия переходит в иное организационное и содержательное состояние.
Политическая оппозиция может быть реальной и нереальной, умеренной и радикальной, конструктивной и деструктивной, утопической и реалистической, демократической и антидемократической и т. д. В любом случае оппозиция есть свидетельство того, что в обществе и государстве есть иные, нежели официальные, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, принимать на вооружение и к исполнению. Ведь оппозиция позволяет правящей партии, государственно-властным структурам видеть их недостатки, чувствовать "дыхание" своих конкурентов.
Политическая
оппозиция есть необходимый и
желательный элемент
В демократическом правовом обществе и государстве политическая оппозиция конструктивна, поскольку ее деятельность основывается на праве и культуре, реальных интересах социальных общностей людей.
11. Основные типологии политической системы
Многомерность
политической жизни, возможность ее
анализа с позиций самых разных критериев
явились основой классификации политических
систем.
Основным в типологии
политических систем выступает сущность
осуществляемой в обществе политической
власти, предопределяемые ею характер
и направленность социального развития
Важным при решении вопросов типологии
политических систем является также
учет уровня экономического развития
общества объем, способы и возможности
реализации прав и свобод граждан' плюрализм
и наличие (или отсутствие) гражданского
общества' уровень политической культуры
и другие факторы.
В начале XX в. в типологизации
политических систем проявилось противопоставление
марксистской и веберовской традиций
анализа общественных структур. Суть марксистского
подхода к анализу политической
системы заключалось в абсолютизации
классового фактора в функционировании
и развитии политической
системы. Системы различались прежде
всего в зависимости от того, политические
интересы какого класса они выражали,
от характера социально-экономической
структуры и типа формации. В соответствии
с этим политические
системы подразделялись на рабовладельческие,
феодальные, буржуазные и социалистические.
Основанием типологизации может явиться
форма и способы функционирования политических
систем. Основа такого анализа была
заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую
детерминированность типов политических
систем. Жесткая привязанность к экономической
структуре общества не всегда может объяснить,
почему на однотипном базисе возникают
разные виды политических
систем. Ключевым, с его точки зрения,
является детерминирующий способ властвования,
определяемый социальным характером эпохи,
уровнем развития гражданского общества,
ожиданиями и требованиями масс, способами
обоснования власти, способностями элиты.
В зависимости от ориентации на типы господства
и легитимности политические
системы подразделяются на традиционные,
харизматические, рациональные. Процесс
политического развития представляется
М. Веберу как переход от традиционных,
харизматических систем к легальным,
рациональным.
Веберовский подход оказал большое влияние
на современное развитие типологизации
политических систем. Широкой популярностью
пользуется классификация французского
социолог Ж. Блонделя. Он разделил политические
системы по содержании формам правления
на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные
или коммунистические (характеризуются
равенством социальных благ и пренебрежением
к либеральным средствам его достижения);
традиционные (поддерживается неравномерное
распределение материальных и социальных
благ, управляется олигархией, управлению
присущ метод консерватизма); популистские
(стремление к равенству авторитарными
методами и средствами управления); авторитарно-консервативные
(сохраняют сложившееся неравенство “жесткими”
средствами).
Системный подход позволяет классифицировать
политические системы по разным основаниям
в зависимости от направленности исследования.
Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на
социокультурной среде. В основу своей
типологии он положил различные политические
культуры.
Главное
- это выявление ценностей, лежащих
в основе функционирования и формирования
политических систем. Алмонд выделяет
четыре типа политических
систем: англо-американская, континентально-европейская,
доиндустриальная и частично-индустриальная,
тоталитарная.
Англо-американская система характеризуется
гомогенной и плюралистической политической
культурой. Она гомогенна в том смысле,
что подавляющее большинство субъектов
политического процесса разделяют основополагающие
принципы устройства политической
системы, общепринятые нормы и ценности.
Политическая культура основана на идее
свободы человека, признании законности
всех интересов и позиций, между ними преобладает
толерантность, что создает условия для
прочного союза общества и элиты и реалистического
политического курса. Ролевые структуры
- политические партии, заинтересованные
группы, средства массовой информации
- пользуются значительной долей свободы.
Каждый отдельный индивид может принадлежать
одновременно множеству взаимно пересекающихся
групп. Данному типу политической
системы свойственны четкая организованность,
высокая стабильность, рациональность,
развитость функций и распределение власти
между различными ее элементами, бюрократизированность.
Англо-американская политическая
культура основана также на антиэтатизме,
эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме
Континентально-европейская система
отличается фрагментарностью политической
культуры, имеющей в целом общую базу.
Для нее характерно сосуществование старых
и новых культур, общество разделено на
множество субкультур со своими ценностями,
поведенческими нормами, стереотипами,
иногда несовместимыми друг с другом.
Возможности групп интересов, партий и
др. переводить потребности и требования
народа в политическую альтернативу
ограничены, но усилия и возможности других
социальных организаций (религиозных,
национальных и т.п.) стимулируют противоречия
между различными субкультурами. В результате
- под угрозой политический порядок
и политическая стабильность. В целом
в этих системах сильно влияние этатизма,
элементов авторитарности (на пример,
политические системы стран Центральной
Европы).
Доиндустриальные и частично-индустриальные
политические системы имеют смешанную
политическую культуру: сосуществуют
традиционные институты ценностей, норм,
ориентации и атрибуты западной политической
системы (парламент, бюрократия и др.).
Причем, сами условия формирования такой
политической культуры сопровождаются
нарушением считавшихся священными обычаев,
традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости.
Различают демократические и авторитарные
политические системы.
Демократической политической
системе свойственно наличие представительных
органов власти, формируемых на основе
все общих выборов; признание политических
прав и свобод граждан в таком объеме,
который позволяет легально действовать
не только партиям и организациям, поддерживающим
политику правительства, но и партиям
и организациям оппозиционным; построение
и Функционирование государственного
аппарата по принципу “раз- Деления властей”,
причем единственным законодательным
органом считается парламент; признание
и осуществление на практике принципов
конституционности и законности и др.
Необходимо учитывать, что демократические
системы не представляют собой некоего
стереотипа, признаки которого автоматически
повторяются в различных странах. Более
того, при характеристике демократических
систем необходимо учитывать уровень
экономического и социального развития,
политический курс, формы правления
и т.д.
Авторитарная политическая
система отличается отказом от принципа
разделения властей, усилением исполнительной
власти, ограничением выборности органов
государства, существенным ограничением
или ликвидацией основных демократических
прав и свобод человека, запрещением оппозиционных
партий и организаций и др. Порою авторитарные
системы характеризуются милитаризацией
государственного аппарата, применением
политических репрессий, широким применением
принципа авторитаризма в управлении.
Это может быть связано с периодами обострения
социальных противоречий в обществе или
внутри правящей партии, с кризисом самой
политической системы и, прежде всего,
государственной власти.
Авторитарные власти в разных странах
далеко не одинаковы, и можно говорить
о некоторых ее разновидностях: олигархической,
монократической, военно-диктаторской,
тоталитарной и др.
Таким образом, в рамках каждого типа
политических систем существует множество
модификаций, которые объясняются своеобразием
соотношения государства и общества,
политических сил, ветвей власти, стиля
политического руководства, формы правления
и другими факторами. Причем сходные социально-экономические
отношения могут обслуживаться различными
по структуре и содержанию политическими
системами, но и схожие политические
системы могут приводить к различным
результатам.
Если в основу классификации положить
ориентацию на стабильность или перемены,
то политические системы условно можно
подразделить на консервативные и трансформирующиеся.
Главной целью консервативной политической
системы является поддержание традиционных
структур, сложившихся в политической,
экономической и культурных сферах и особенно
форму и способы реализации политической
власти. Трансформирующиеся политические
системы ориентированы на проведение
реформ, они динамичны, свою очередь, трансформирующиеся
системы подразделяются на реакционные
и прогрессивные в зависимости от целей
и ориентиров общественного развития.
Весьма распространена классификация
политических систем и традиционные
и модернизированные, с точки зрения процесса
политического развития. В основе традиционных
систем лежит неразвитое гражданское
общество, слабая дифференцированность
политических ролей. харизматический
способ обоснования власти. В модернизированных
системах, напротив, существует развитое
гражданское общество, диверсификация
политических ролей, рациональный способ
обоснования власти.