Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
В рамках ООН сложился целый
ряд организаций, которые органически
вошли в систему международных
отношений и как структуры
ООН, и как самостоятельные
- ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
- МОТ (Международная Ассоциация Труда);
- МВФ (Международный Валютный Фонд);
- ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);
- МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии);
- ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
- Международный суд.
Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой
арене пользуются международные
монополии или
Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии, как своих стран, так и мира в целом.
Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.
Силу государства, его
положение в системе
Реальное положение
Международные отношения
как систему нельзя понять без
взаимосвязи с такой
Внешняя политика регулирует
отношения данного государства
с другими государствами, обеспечивает
реализацию его потребностей и интересов
на международной арене. Внешняя политика
есть деятельность и взаимодействие официальных
субъектов, имеющих или присвоивших право
выступать от имени общества, выражать
интересы общества, избирать определенные
методы и способы их реализации. Внешнеполитическая
деятельность по достижению поставленных
целей реализуется различными средствами:
политическими, экономическими, военными,
информационно-
К политическим средствам
относится, в первую очередь, дипломатия.
Дипломатия - это официальная деятельность
государства в лице специальных
институтов и при помощи специальных
мероприятий, приемов, методов, допустимых
с позиций международного права
и имеющих конституционно-
Экономические средства внешней
политики подразумевают использование
экономического потенциала данной страны
для достижения внешних политических
целей. Государство, обладающее сильной
экономикой, финансовой мощью, занимает
и прочное положение на международной
арене. Даже небольшие по территории
государства, небогатые материальными
и людскими ресурсами, могут играть
видную роль на мировой арене, если
у них сильная экономика, которая
базируется на передовых технологиях
и способная распространять свои
достижения далеко за свои пределы. Действенными
экономическими средствами являются эмбарго,
или наоборот, режим наибольшего
благоприятствования в
К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние 55 веков человечество жило в мире всего 300 лет. На протяжении этих веков произошло 14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек.
К косвенным военным средствам относится гонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры, угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее время составляли 1000 млрд. долларов в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массового поражения.
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене. способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости — антипатии и осуждения по отношению к другим государствам Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.
2. Основные теории международной политики
Путь научного обоснования
международных отношений связан
с созданием
Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бжезинским, У. Ростоу, Г Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.
Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов всегда непрочное урегулирование конфликтов. Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенным государствами в погоне за превосходством.
Значительное внимание «реалисты»
уделяли определению целей и
задач международной политики: что
движет деятельностью государств на
международной арене, во имя чего
они вступают во взаимоотношения
друг другом. Реалисты считают, что
если в политике всегда выражаются
общезначимые или групповые интересы,
то в международной политике - преимущественно
национальные интересы. Поэтому в
их работах получила основательную
разработку концепция национальных
интересов. Национальный интерес представляет
собой осознание и отражение
в деятельности его лидеров коренных
потребностей национального государства.
К постоянным интересам относятся
«национальная безопасность» (защита
от внешней опасности), «экономические
интересы» (сохранение связей с партнерами,
наращивание экспортного
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.
Борьба за реализацию интересов позволяет державе занять в мире положение, соответствующее ее силе. «Международная политика, как и всякая другая, - подчеркивает Г. Моргентау, - есть борьба за силу. Каковы бы ни были абсолютные цели международной политики, сила всегда является непосредственной целью».
«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.
Представителями «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики.
Главный недостаток этих моделей международных отношений, как, впрочем, и многих других, - в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.
Разумеется, ни одна из этих теорий не является исчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако, взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный и противоречивый мир внешней политики.
3. Современные
тенденции развития
Современный этап международных
отношений характеризуется
В пестрой картине ломки
старых и строительства новых
международных отношений все
же можно выделить несколько четко
просматривающихся тенденций
Первая тенденция развития
современных международных
Среди политологов пока нет
единого мнения о будущем системы
международных отношений. Одни склонны
к мнению о том, что в настоящее
время происходит формирование системы
коллективного лидерства США, Западной
Европы и Японии. Другие исследователи
полагают, что надо признать США
единственным мировым лидером. Третьи
не исключают возрождения
Второй тенденцией развития
современных международных