Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

2 – Интеграционная функция  – обеспечивает на основе усвоения  субъектом политических норм  и ценностей, присущих данной  социальной общности, сплочение  этой общности. Политическая культура - мощный фактор жизнестойкости  общества, класса, нации, группы, индивида. Даже после распада её материального  субстрата культура продолжает  оказывать мощное воздействие  на сознание и поведение её  носителя.

3 – Обеспечение исторической  преемственности, непрерывности политического процесса. Как и общая культура, она связывает уходящие и приходящие поколения, дает им общий язык, предлагает общий взгляд на вещи, обеспечивает через передачу опыта экономию социального времени.

4 – Функция коммуникации – обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

5 – Функция идентификации,  раскрывающая постоянную потребность  человека в понимании своей  групповой принадлежности и определении  приемлемых для себя способов  участия в выражении и отстаивании  интересов данной общности;

6 – Функция ориентации, характеризующая стремление человека  к смысловому отображению политических  явлений, пониманию собственных  возможностей при реализации  прав и свобод в конкретной  политической системе;

7 – Функция адаптации,  выражающая потребность человека  в приспосабливании к изменяющейся  политической среде, условиям  осуществления его прав и властных  полномочий;

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые  функции политической культуры могут  затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно  снижаться коммуникативная способность  политических норм и традиций государственной  жизни, в результате чего будет неизбежно  обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

Типология политических культур

На протяжении развития разнообразных  государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле  политического поведения граждан  определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся  под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

Любая конкретная политическая культура должна быть идентифицирована по типу. Многообразие политических культур, порожденных обществом за многие сотни лет, многомерность этих кулътур, широкий спектр возможных логических подходов к их анализу предопределяет возможность построения целого ряда типологических моделей политических культур, особенно когда дело касается её развитых форм. Логическим основанием вычленения типов культур служат не частные признаки культур, а их качественные признаки как систем, соотносимых либо с социально-политическим процессом, либо с социально-политическими системами, либо с какими-то другими объективными явлениями и процессами.

В основании типологии  политических культур могут лежать факторы, отражающие специфику разнообразных  политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (Д. Элазар) и др.

Особую известность в  науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.

Анализируя и сопоставляя  основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три  «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты, невысок  уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

1. - Провинциалистская политическая культура.

В обществе, где господствует этот тип, например, в африканских  племенах или местных автономных общинах обычно не существует специализированных политических ролей. Местный вождь  или шаман воспринимается членами  общества во всех ролях религиозной, политической экономической, духовной и т.д. В более дифференцированных системах член общества может иметь  самое общее представление о  центральном правительстве и  относится к нему совершенно безразлично.

2. - Подданническая политическая культура.

Члены общества, ориентированные  на этот тип, знают о существовании  специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним  определенные чувства неприязни, гордости и т.п. Они могут оценить их как законные и незаконные, но в  целом их поведение носит пассивный  характер.

3. - Партиципаторная (политическая культура участия).

Члены общества внутренне  ориентированы на существующую политическую систему, включая политические и  административные структуры, на активное участие в политической жизни  общества. Но в реальной жизни ни одна из данных схем не существует в "чистом" виде, и каждая культура включает в  себя в различной степени части  других типов политической культуры. И в этом плане можно выделить 3 типа смешанных политических культур:

1.- Провинциалистско-подданическая - часть населения отвергает притязания вождей, шаманов, местных властителей (феодальная власть) и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными правительственными структурами. Это характерно для периода перехода к централизованному государству. Может длиться столетия.

2. - Подданически-партиципаторная политическая культура - у значительной части общества население ориентируется на активное участие в политической жизни, но остальная часть ориентируется на авторитарную правительственную структуру и проявляет пассивность (Франция, Германия и Италия XIX и ХХ вв.).

3. - Провинциалистско-партиципаторная политическая культура - характерна для тех развивающихся стран, которые становятся на путь буржуазной демократии. Политическая система в большинстве из них провинцалистско - фрагментарная, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

4. – Гражданская культура. Этот вид политической культуры по утверждению американских социологов представляет собой особый, смешанный тип политической культуры. Она сложилась в первоначальной форме в Англии, но развитие получила в США. Для неё характерен  консенсус относительно легитимности политических институтов (лат. легитимус – законный), направления и содержания общественной политики, широкое распространение плюрализма интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры в граждан.

Эта типология хороша тем, что вскрывает в исторической ретроспективе различные ориентации субъекта в отношении существующей политической системы в целом  и ее институтов, помогает понять некоторые  стороны политической жизни современного мира. Но указанные типы политической культуры при ближайшем рассмотрении оказываются лишь типами культуры политического сознания. Они не рассматривают политическое поведение индивидов и групп, вопросы функционирования самой системы,

Другой важный недостаток в том, что «Гражданская культура»  США рассматривается как эталонная  политическая культура. Авторы, по сути, становятся на тривиальный путь апологетики  существующей в Америке системы  общественно-политических отношений  и господствующей политической культуры. То же самое, но с противоположным  знаком утверждали советские политологи и социологи и их коллеги из социалистических стран.

Известный российский политолог  С. Гаджиев предложил выделить три  типа (супертипа) политической культуры: органический, либерально-демократический и смешанный. В рамках органического типа, по его мнению, можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной и традиционной политической культур и субкультур. При всем расхождении общим для всех них являются господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритет публичного (общественного над частным, прав и свобод граждан, коллектива над индивидуальными правами и, соответственно, подчиненность личности коллективу).

Для носителей данного  типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение  его роли в жизни общества, зачастую доходящее до мифологизаций и даже обожествления. Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельно взятые люди играют лишь подчиняемую роль. Имеет место та или иная степень персонализации политики и государства, когда оно отождествляется с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, «отцов нации» и т. д. В наиболее жесткой форме важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе в СССР, а также в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки

Либерально-демократический  тип характеризуется плюрализмом  в социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшей его ценностью является ценность индивидуальной свободы, отдельной  личности, прирожденных неотчуждаемых  прав на жизнь, свободу, частную собственность. Особенно важны для этого типа политической культуры ценности идеологического  и политического плюрализма и  связанные с ними принципы представительства  и выборности должностных лиц  в государстве. Большая роль придается  также правовому характеру регулирования  общественных отношений. Право, правовая система, с точки зрения этого  типа культуры, представляют собой  гарант индивидуальной свободы, свободы  выбора по своему усмотрению морально-этических  ценностей, сферы и рода деятельности. В обществе должен господствовать закон, а не частные мнения. Функция государства  состоит в регулировании отношений  между гражданами на основе закона. Эти сущностные характеристики либерально-демократической  политической культуры, по мнению К.С.Гаджиева, реализуются в странах Запада.

Тема 17. Международные  отношения и внешняя политика.

ПЛАН

1. Мировая политика и  международные отношения: субъекты  и формы взаимодействия.

2. Основные теории международной  политики.

3.Современные тенденции  развития международных отношений.

4.Россия в системе международных  отношений.

1.Мировая политика  и международные отношения: субъекты  и формы взаимодействия.

Международные отношения - это  совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Главной особенностью международных  отношений является отсутствие в  них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Все международные отношения  можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и  отношения сотрудничества.

В современной мировой  политике действует огромное количество различных участников. Но до сих  пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой  политики являются государства и  группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они  обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные  организации.

Межгосударственные организации  являются стабильными объединениями  государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной  компетенцией и постоянными органами.

Международные организации  охватывают самые разные аспекты  международных отношений. Они создаются  в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных  организаций можно привести:

- региональные организации,  такие как Ассоциация Государств  Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское  Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий  рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

- организации экономического  характера, охватывающие сферу  финансов, торговли и так далее,  например: Международная Торговая  Палата (МТП), Международный Валютный  Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции  и Развития (МБРР);

- организации в области  отдельных отраслей мирового  хозяйства, например: Международное  Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной  Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран  Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т  д.;

Самую значительную роль в  системе международных отношений  играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного  взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной  структуры. Ни одно крупное событие  в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"