Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
2 – Интеграционная функция
– обеспечивает на основе
3 – Обеспечение исторической
преемственности,
4 – Функция коммуникации – обесп
5 – Функция идентификации,
раскрывающая постоянную
6 – Функция ориентации,
характеризующая стремление
7 – Функция адаптации,
выражающая потребность
В различных исторических
условиях - чаще всего при нестабильных
политических процессах - некоторые
функции политической культуры могут
затухать и даже прекращать свое действие.
В частности, может весьма значительно
снижаться коммуникативная
Типология политических культур
На протяжении развития разнообразных
государств и народов выработано
множество типов политической культуры,
выражающих преобладание в стиле
политического поведения
Любая конкретная политическая культура должна быть идентифицирована по типу. Многообразие политических культур, порожденных обществом за многие сотни лет, многомерность этих кулътур, широкий спектр возможных логических подходов к их анализу предопределяет возможность построения целого ряда типологических моделей политических культур, особенно когда дело касается её развитых форм. Логическим основанием вычленения типов культур служат не частные признаки культур, а их качественные признаки как систем, соотносимых либо с социально-политическим процессом, либо с социально-политическими системами, либо с какими-то другими объективными явлениями и процессами.
В основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (Д. Элазар) и др.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.
Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты, невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.
1. - Провинциалистская политическая культура.
В обществе, где господствует этот тип, например, в африканских племенах или местных автономных общинах обычно не существует специализированных политических ролей. Местный вождь или шаман воспринимается членами общества во всех ролях религиозной, политической экономической, духовной и т.д. В более дифференцированных системах член общества может иметь самое общее представление о центральном правительстве и относится к нему совершенно безразлично.
2. - Подданническая политическая культура.
Члены общества, ориентированные на этот тип, знают о существовании специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним определенные чувства неприязни, гордости и т.п. Они могут оценить их как законные и незаконные, но в целом их поведение носит пассивный характер.
3. - Партиципаторная (политическая культура участия).
Члены общества внутренне ориентированы на существующую политическую систему, включая политические и административные структуры, на активное участие в политической жизни общества. Но в реальной жизни ни одна из данных схем не существует в "чистом" виде, и каждая культура включает в себя в различной степени части других типов политической культуры. И в этом плане можно выделить 3 типа смешанных политических культур:
1.- Провинциалистско-подданическая - часть населения отвергает притязания вождей, шаманов, местных властителей (феодальная власть) и проявляет лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными правительственными структурами. Это характерно для периода перехода к централизованному государству. Может длиться столетия.
2. - Подданически-
3. - Провинциалистско-
4. – Гражданская культура.
Этот вид политической
Эта типология хороша тем,
что вскрывает в исторической
ретроспективе различные
Другой важный недостаток
в том, что «Гражданская культура»
США рассматривается как
Известный российский политолог С. Гаджиев предложил выделить три типа (супертипа) политической культуры: органический, либерально-демократический и смешанный. В рамках органического типа, по его мнению, можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной и традиционной политической культур и субкультур. При всем расхождении общим для всех них являются господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритет публичного (общественного над частным, прав и свобод граждан, коллектива над индивидуальными правами и, соответственно, подчиненность личности коллективу).
Для носителей данного типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до мифологизаций и даже обожествления. Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельно взятые люди играют лишь подчиняемую роль. Имеет место та или иная степень персонализации политики и государства, когда оно отождествляется с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, «отцов нации» и т. д. В наиболее жесткой форме важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе в СССР, а также в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки
Либерально-демократический
тип характеризуется
Тема 17. Международные отношения и внешняя политика.
ПЛАН
1. Мировая политика и
международные отношения:
2. Основные теории международной политики.
3.Современные тенденции
развития международных отношен
4.Россия в системе
1.Мировая политика
и международные отношения:
Международные отношения - это
совокупность экономических, политических,
правовых, идеологических, дипломатических,
военных, культурных и других связей
и взаимоотношений между
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Все международные отношения можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась
объективная тенденция
Межгосударственные
Международные организации
охватывают самые разные аспекты
международных отношений. Они создаются
в экономической, политической, культурной,
национальной областях, имеют определенные
особенности и специфику. В качестве
примера различных
- региональные организации,
такие как Ассоциация
- организации экономического
характера, охватывающие сферу
финансов, торговли и так далее,
например: Международная Торговая
Палата (МТП), Международный Валютный
Фонд (МВФ), Международный Банк
- организации в области
отдельных отраслей мирового
хозяйства, например: Международное
Энергетическое Агентство (МЭА)
Самую значительную роль в
системе международных
Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.