Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Политическая культура имеет свои сферы:
- сфера сознания;
- сфера поведения;
- сфера практического функционирования.
Сфера политического сознания
проявляется в системе
Например, у американцев, в отличие от итальянцев и французов, интерес к политике выражен слабо, уровень их политической активности существенно ниже уровня участия в социальной и экономической жизни общества. Для Америки это - норма, сложившаяся исторически. Случается, правда, кратковременные "взрывы", когда на волне массовых движений в политику включаются рядовые граждане. Но волна сходит, граждане возвращаются в частную жизнь, а на политической арене остаются профессионалы, для которых политика такой же бизнес, как для другого - торговля мылом. Другой параметр культуры политического сознания – это отношение к государству к государству, политическим партиям и организациям.
Можно занимать устойчивую
критически-отчужденную
Для такой страны как Франция однопартийная система - нонсенс. У нас
такая система считалась само собой разумеющимся явлением. То же можно сказать относительно той или иной политической системе. Культура политического сознания проявляется также в приоритетности ориентаций на политические ценности – свободу, равенство, справедливость, социальную защищённость, автономию, терпимость и т.д.
Одни индивиды склонны ориентироваться на равенство, другие - на свободу. Для одних важнее социальная защищённость, даже если она достигается ценой тоталитарных порядков, для других – автономия.
Еще один параметр культуры политического сознания – модели идеологической идентификации и самоидентификации.
Рядовых граждан, и особенно политиков, часто делят на "левых" и «правых», «либералов» и «консерваторов», «радикалов», «популистов» и т.п. При том в рамках каждой культуры складываются свои идентификационные стереотипы. В США, например, не принято разделять на левых и правых. Они предпочитают характеризовать взгляды того или иного лица как «либеральные», «консервативные», «центристские», «радикальные». Зато французы, как и многие европейцы, охотно согласятся, что вот эти «левые» – а эти вот – «правые».
В стране Советов существовала устойчивая модель политической идентификации: монолитная масса «советских людей» однозначно ориентированная на построение коммунистического общества и «жалкая горстка» «антисоветчиков». В действительности монолит не был монолитным, «антисоветчики» выступали не против советского строя, а против партократии и тоталитаризма. Тем не менее, эта схема существовала и широко использовалась нашими идеологическими институтами и репрессивными органами.
Ещё один элемент культуры политического сознания – политический язык.
Политический язык - не какой-то
специализированный, а определенным
образом "организованная" часть
общего языка, (прежде всего терминологическая),
которая наиболее активно используется
в политических текстах. В его
лексике, стилистике, семантике, синтаксисе
зашифрованы поведенческие
Достаточно сравнить речи Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Путина в их чисто лингвистическом плане, чтобы проследить эволюционную кривую советской и российской политической культуры. С другой: стороны, если сравнить их с речами Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауера, Кеннеди, Клинтона и Буша, то увидишь политико-культурные контуры совсем другого – вовсе не обязательно враждебного, но другого мира. Например, политический язык, в котором велик удельный вес понятий, терминов, оборотов, заимствованных из военной области или широко используемых в ней, - «борьба за», «наступление на» и т.д. явно принадлежит другой политической культуре, нежели язык, включающий в себя такие обороты, как "соблюдение интересов", «взаимовыгодные отношения», «выигрыш», «честная игра» и т.п.
В зависимости от типа политической культуры и особенностей конкретного языка, языки политики различаются по степени их идеологизированности, эмоциональной окрашенности, религиозно-нравственной насыщенности, использованию стилистических оборотов и лексики (метафора, гибербола) и т.д.
Политическая культура не
ограничивается сферой сознания, она
распространяется и на политическую
деятельность, включая в себя культуру
политического поведения, как практического
отношения субъектов
Существует 4 вида «конвенционального» (легитимного) участия в политической жизни:
1- голосование;
2- участие в работе партий и других общественных организаций и проводимых ими мероприятиях;
3- участие в политической жизни общины;
4- контакты с официальными лицами на разных уровнях.
Что касается «неконвенционального» (иллегитимного) поведения, то сюда обычно относят различные формы "протеста": участие в демонстрациях, митингах протеста (часто с нарушением закона) против «безнравственных действий властей», отказ повиноваться «несправедливым» законам.
Политическая культура распространяется
и на сферу практического
1- электоральный процесс
(организуемые государством, партиями,
общественными организациями
2- культура принятия
3- культура восприятия
и регулирования социальных
В разных странах модели этих действий различны. Взять хотя бы отношение к конфликтам. В США, например, социальные конфликты воспринимаются как норма, как естественное и даже в некоторой степени желательное явление. При этом он рассматривается не как конечная стадия развития противоречия, за которой следуют катаклизмы, а как столкновение интересов, которое, будучи выведено на поверхность, может быть улажено быстрее и безболезненнее, нежели при подпольном его протекании. Это помогает политикам не избегать конфликтов, а управлять ими, не доводя до социального взрыва.
Итак, политическая культура
распространяется на все сферы политической
жизни общества и включает в себя
культуру политического сознания, культуру
политического поведения и
Обобщая сказанное выше, можно предложить следующее определение политической культуры.
Политическая культура -
это система, исторически сложившихся,
относительно устойчивых, воплощающих
опыт предшествующих поколений людей,
установок, убеждений, представлений,
моделей поведения, функционирования,
проявляющихся в
Структура политической культуры состоит из следующих элементов.
1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических (научных) и практических, получаемых через различные средства информации, причем необходимо их сочетание: теоретические знания без информации, как и информация без научного ее осмысления, не позволяют понять сложные явления политики.
2. Культура политического
мышления включает способности
анализировать сведения и
3. Культура политических
чувств. Она предполагает у субъектов
политики наличие не только
хладнокровия, настойчивости, выдержки,
но и жестокости, грубости. В конкретной
политической деятельности
4. Культура политического
поведения складывается в
Политическая культура имеет
несколько уровней
1. Мировоззренческий,
2. Уровень политической
культуры, характеризующий отношение
к власти как центру
3. Уровень политической
культуры, показывающий конкретное
отношение гражданина к
Применительно к каждой политической
культуре можно говорить о её относительно
устойчивом «ядре» и «периферии», которую
составляют либо утрачивающие прежнее
значение, либо новые элементы, только
начинающие обретать культурный статус.
Отдельные элементы «нижних», «архаичных»
пластов сохраняющие
Субкультура – система (подсистема) политических ориентаций и моделей политического поведения, характерных для определенных групп или регионов и отличающихся в своей системной целостности ориентаций и моделей, присущих другим группам, регионам, нации в целом.
Политическую субкультуру
Политические субкультуры
формируются на разных базах. Наличие
противоборствующих или просто противостоящих
социальных классов и групп с
более или менее развитым самосознанием
ведет к становлению социально-
Наряду с ними существуют
во многих странах национально-этнические
субкультуры. 0ни характерны для районов
компактного проживания национально-этнических
меньшинств, сохраняющих культурную
самобытность. Такие меньшинства
и присущую им самобытность можно
обнаружить в Индии, Китае, Канаде, Великобритании,
США, России. Помимо социальных и национальных
субкультур существуют и региональные
политические субкультуры. В условиях
локализации национальных меньшинств
они совпадают с национально-
Рост глобальных политических
проблем и движение к интеграции
населяющих мир народов в качественно
новую планетарную социальную общность
способствуют формированию общей и
политической метакультуры, основанной
на общечеловеческих ценностях. Но и в
этом случае роль политической субкультуры,
как фактора стабилизации общественно-политической
Функции политической культуры.
Общая функция политической культуры определяется самой её сущностью. Это воспроизводство определенной системы общественных отношений. Оно может осуществляться несколькими путями:
1 - Политическая социализация,
т.е. приобщение субъекта