Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

2) теоретический - представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:

- ставить и решать важнейшие  политические цели и задачи - как  фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические);

- определять средства  и методы их достижения;

- определять направления  и пути организационно-политического  обеспечения решения назревших  проблем;

- вырабатывать концептуальные  подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ;

- корректировать политику  с учетом данных практического  опыта;

3) эмпирический уровень- базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений;

4) обыденный уровень - характеризует совокупность возникающих  непосредственно из будничной  жизни идей, взглядов общественного  класса, социального слоя или группы людей. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Политическое сознание выступает  в различных формах.

Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически  однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение  в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и др. определенных ориентации и  установок. Носители специализированного  сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации  и объединения.

Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень  и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие  множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.

Функции политического сознания:

1) когнитивная - потребность  в познании человеком различных  сторон мира политики; 2) идеологическая - необходимость в сплочении политических  партий, наций и государств, в  сохранении завоеванных властных  позиций; 3) коммуникативная - обеспечение  взаимодействия субъектов политики  с институтами власти; 4) прогностическая  - способность индивидов и групп  к формулированию целей, перспективной  оценке направлений развития  политических процессов; 5) воспитательная - возможность влиять на политическое  поведение в соответствии с  определенными целями, идеалами.

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов  больших социальных групп, прежде всего  классов. В содержание идеологии  вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология - ценностная система, выражающая отношение к  существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения.

С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают  средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология  питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения.

2.Сущность, уровни  и виды политической идеологии

Среди направлений и  форм политического сознания особое место занимает политическая идеология. Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII веке французскими ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.

В дальнейшем в науке сложились  разные взгляды на это духовное явление.

В работах создателей марксистской теории в зависимости от контекста  термин «идеология» использовался  в трех значениях: 1) сознание определенного  класса в целом; 2) теоретическое  сознание; 3) ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию как систему ценностей и предпочтений. Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие  и религиозные образования, к  области веры, отрицая тем самым  даже саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивают политическое мировоззрение и современные политологи Э. Шиллс и У. Матц.

Большинство политологов  определяют идеологию как систематизированную  совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит  политический характер, но понятие  политическая идеология употребляется в специфическом смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

Как специфическая форма  политического сознания, политическая идеология выполняет определенные функции в организации и реализации власти:

1. Легитимация власти  правящих сил или права на  власть оппозиции;

2. Артикуляция интересов  групп и слоев общества;

3. Мобилизация и интеграция  граждан, стимулирование целенаправленных  действий с их стороны;

4. Компенсация социальной  неудовлетворенности надеждой на  благополучное изменение социального  бытия.

5. Воздействие на массовое  политическое сознание, внедрение  в него определенных критериев  оценки настоящего и будущего  и ориентации в политической  жизни.

6. Формирование позитивного  образа предлагаемой ею политической  линии, ее соответствия интересам  населения.

7. Стимулирование и мотивация  политического поведения, как  отдельных граждан, так и партий  и движений.

Можно выделить следующие  уровни политической идеологии:

1) теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства;

2) программно-политический. Здесь социально-философские принципы  и идеалы переводятся в программы,  лозунги и требования;

3) актуализированный. Он  характеризует степень усвоения  гражданами целей и принципов  данной идеологии и спектр  вариантов усвоения идеологии:  от незначительного изменения  позиций до формирования глубинных  мировоззренческих ориентиров, их  воплощения в тех или иных  формах политического участия.  Этот уровень может охватывать  довольно широкий спектр вариантов  усвоения идеологии: от незначительного  изменения позиций до формирования  глубинных мировоззренческих ориентиров.

ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Либерализм

Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные  теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона  Локка, Адама Смита и других ученых, связывавших свободу личности с  идеями частного владения, частного предпринимательства  и конкуренции.

Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной  конкуренции, рынка предпринимательства. Соответственно, ведущими политическими  идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также  сформировавшееся в более позднее  время убеждение о равноправии  соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может  иметь морального превосходства  и практического преобладания над  другими.

С момента своего возникновения  либерализм отстаивал критическое  отношение к государству, принципы высокой политической ответственности  граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии  всегда было определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь  индивида, совмещение демократии и  свободы, верности конкретному отечеству  и универсальных прав человека.

.Классический либерализм  исходил из автономии индивидуальной  свободы и разума, свободы собственности  и частного предпринимательства,  ограничения властного произвола  и вмешательства государства  в экономику, из идеи создания  государства на основе общего  консенсуса, из понимания того, что  все свои законы и ценности  человек создает сам, из осознания  того, что человек индивидуально  свободен и ответственен перед  своей свободой.

Основными политическими  идеями либерализма являются:

- приверженность парламентскому  строю и традиционным парламентским  процедурам;

- негативное отношение  к разросшимся экономическим  и социальным функциям государства;

- необходимость разделения  властей, политический плюрализм  и верховенство закона;

- обеспечение основных  политических прав и свобод  граждан, уважение достоинства  человеческой личности;

- расширение практики  плебисцитарной демократии, всенародного  обсуждения законов, укрепление  местного самоуправления;

- обоснование демократической  сущности элитизма, необходимости конкуренции элит;

- компромисс, консенсус в  решении важнейших политических  проблем.

- абсолютная ценность  человеческой личности и изначальное  (от рождения) равенство всех людей;

- автономия индивидуальной  воли;

- существование неотчуждаемых  прав человека (на жизнь, свободу,  собственность);

- договорный характер  отношений между государством  и индивидом; верховенство закона  как инструмента социального  контроля; ограничение объема и  сфер деятельности государства;

- защищенность - прежде всего  от государственного вмешательства  в дела общества и индивида.

Отсюда можно сделать  вывод, что либерализм как идеология  объединяет сторонников парламентского строя и максимально возможной  свободы индивида в экономической, политической и других сферах. Центральная идея либеральной идеологии - идея свободы. В либерализме в  отличие от других идеологий она имеет специфическую трактовку. В либерализме свобода понимается как свобода индивида от внешнего принуждения. Либерализм выступает за ликвидацию или смягчение различных  форм государственного или общественного принуждения по отношению к индивиду. Свобода для либералов – это, прежде всего, свобода экономическая, свобода предпринимательства. Государству отводится роль "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма "государства должно быть как можно меньше", оно практически не должно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь. Назначение государства состоит в том, чтобы поддерживать в обществе элементарный порядок, создавать условия для свободной экономической деятельности.

В рамках идеологии либерализма  существуют некоторые проблемы и  противоречия: отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь  граждан с целью поддержания  общественного порядка (особенно в  кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата  большинства, ущемляющих права отдельной  личности), существующие противоречия между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике  неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной почве» затруднено

Ядро классического либерализма  образуют следующие положения:

1) абсолютная ценность  человеческой личности и изначальное  (от рождения) равенство всех людей;

2) автономия индивидуальной  воли;

3) существование неотчуждаемых  прав человека (на жизнь, свободу,  собственность);

4) договорный характер  отношений между государством  и индивидом;

5) верховенство закона  как инструмента социального  контроля;

6) ограничение объема  и сфер деятельности государства;

7) защищенность - прежде всего  от государственного вмешательства  - частной жизни человека и  свобода его действий (в рамках  закона) во всех сферах общественной  жизни.

Идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении  с «классическим либерализмом»  состоит в следующих моментах: 

1). В попытке соединить  базовые ценности либерализма  (права и свободы граждан) с  принципом сильного правового  государства, являющегося гарантом  соблюдения прав и законов,  а также поддержания общественного  порядка; 

2). В стремлении совместить  принципы индивидуальной свободы,  рыночной конкуренции и неприкосновенности  частной собственности с социальной  ориентацией, с признанием ответственности  общества за экономическое благополучие  всех или большинства своих  членов (т. н. минимальный социальный  стандарт);

3). В признании необходимости  достижения консенсуса (согласия) в  отношениях между управляющими  и управляемыми, элитой и большинством  общества;

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"