Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

4). В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия; 

5). Рассмотрение морали  и морального облика не как  личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия  нормального развития общества.

Либерализм эволюционировал  с развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. От социал-демократизма им были восприняты принципы реформизма, солидарности управляющих и управляемых, урегулирования социальных конфликтов. От кейнсианства был воспринят акцент на усилении регулирующей роли государства.

Новый облик либерализма  еще не сложился. Его становление  идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются антикейнсианские традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.

Неолибералы видят ошибку старого либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы, в абсолютизации монетаризма Чикагской школы и игнорировании опыта социально-ориентированной экономики.

Таким образом, основное различие неолиберализма и классического  либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства  в экономическую жизнь, современные  либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических  проблем.

Идеология консерватизма  и современность

Консерватизм - это идейно-политическое учение и течение, ориентированное  на сохранение и поддержание исторически  сложившихся форм государственной  и общественной жизни, в особенности  ее ценностных устоев, воплощенных  в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия  уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически  сложившихся форм государственной  и общественной жизни, воплощенных  в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный  дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность  человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма  предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). 

В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические  установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также  идеи общественного порядка и  социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.

Главная задача консерватизма - защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального  и политического радикализма, вытекающего  из культа разума и свободы.

Основные идеи классического  консерватизма сводятся к следующему:

- общество - это система  норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.  Если какое-либо социальное явление  сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные  преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой  ценностью. Давность - показатель  этой ценности;

- существующий институт  предпочтительнее любой теоретической  схемы;

- общество есть связь  людей в пространстве и во  времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;

- ориентация на государственный  авторитет;

- пессимизм в оценке  человеческой природы, скептицизм  в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид,  группа, класс, нация, поколение  или общество на определенном  этапе развития мудрее всего  человеческого рода. Такая мудрость  содержится в наследии прошлого;

- неверие в возможность  социального равенства между  людьми; - частная собственность  - гарант личной свободы и социального  порядка;

- ограниченность возможностей  человеческого разума, которая предопределяет  невозможность создания нового  общественного устройства по  заранее разработанному плану  «с листа», без опоры на исторические  традиции и институты;

- любое поспешное и  радикальное (революционное либо  форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;

- незыблемость устоявшегося  социального порядка, неприкосновенность  привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе  социальной иерархии, его деления  на высших и низших (т. е.  сословной системы);

- незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового  и естественного» социального  порядка - семьи, религии и частной  собственности;

- допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства.

Основные политические идеи консерватизма:

- цель политики - защита  статус-кво от любых поползновений  революционеров;

- цель политики - выработка  реформаторского типа социальных  изменений;

- цель политики - поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;

- идея защиты семьи,  религии и национального величия;

- пренебрежение к парламентаризму  и выборным институтам власти.

После второй мировой войны  происходит трансформация некоторых  положений консерватизма и возникает  неоконсерватизм.

В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности - семья, религия, мораль - с ценностями постиндустриального  общества - творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение  к государственному регулированию  экономики, к участию населения  в управлении, предлагается дополнить  электоральный выбор выдвижением  наиболее достойных (уважаемых) граждан.

Неоконсерваторы придают  большое значение привлечению персонала  к участию в управлении предприятиями  как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-

В целом неоконсерватизм  весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка  к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах  и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность  образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений  общества с природой и т. д.

Основными политическими  идеями неоконсерватизма являются:

- только рыночные отношения  ведут к реальному развитию  общества и человека;

- свобода и равенство  несовместимы; предпочтение свободы  равенству;

- классическая демократия  неосуществима или вредна, необходимо  сочетание демократии и власти  элит;

- главное право личности - право иметь собственность и  свободно распоряжаться ею.

Несмотря на новации в  содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:

1) Уважение к сильному  государству как гаранту общественного  порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие  законов и сохранение моральных  устоев;

2) Уважение к неприкосновенным  и незыблемым общественным ценностям  - семье, религии, частной собственности;

3) Признавая формально  – юридическое равенство, он  однозначно выступает против  экономического и социального  равенства людей;'

4) Признание обязанности  государства охранять общественный  порядок и поддерживать моральные  устои, но недопущение его вмешательства  в рыночную экономику и препятствованию  свободной конкуренции;

5) Требование взаимного  доверия и взаимопомощи граждан  и государства, без чего невозможно  поддержание социального порядка.

Среди основных разновидностей и направлений современного политического  консерватизма исследователи обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм - в  рамках этой идеологии превыше  всего ставятся интересы нации,  народа и национальной государственности,  сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.

2. Либеральный консерватизм - направление политической и  экономической мысли, приверженцы  которого выступают:

а) против экономического равенства  и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской  политической культуры) распространения  политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально  безответственные и неготовые к  демократии группы и субъекты;

6) за неприкосновенность  частной собственности, стихийного  «саморегулирующегося» рынка и  свободной конкуренции;

в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение  и любые попытки реализации «социалистической  модели» представляют угрозу для  базовых ценностей западного  общества и цивилизации;

г) за создание условий и  гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство  общества не имело бы права и возможности  покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных  личностей.

3. Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное  на защиту современного индустриального  общества, современных достижений  науки и техники, связанных  с ними жизненных стандартов  и прав технократической элиты  от нападок левых радикалов,  экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:

4. Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение  традиционных христианских, мусульманских  и иных религиозных норм и  ценностей в культурной, экономической  и политической жизни общества 

Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного  развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.

Социальную базу неоконсерватизма составляет "новый средний класс", заинтересованный во внедрении в  экономику достижений научно-технической  революции, и группировки так  называемого "молодого капитала", сформировавшиеся в современных  отраслях экономики - электронной, аэрокосмической, авиационной и др.

Неоконсерватизм отразил  такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в  ослаблении государственного регулирования  и поощрении предпринимательской  инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).

Несмотря на очевидную  прогрессивность, неоконсерватизм  не смог выработать адекватные подходы  к решению ряда ключевых проблем  перехода от индустриализма к постиндустриализму - углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между  Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда  и расширение рынков наукоемкой продукции.

В обозримом будущем неоконсерватизм  останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими  ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).

Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение  к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу  взаимоотношений между социально  ответственным индивидом и политически  стабильным государством.

Неоконсерватизм обнажил  те черты консервативной идеологии  и образа мысли, которые сегодня  оказались способными защитить человека на новом технологическом витке  индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик  политики, способной вывести общество из кризиса.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"