Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Более того, на такой идейной  основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления  не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И  хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

Социал-демократическая  идеология

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и  идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм  недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы  индивидов, конкуренции и неодинакового  вознаграждения за труд как предпосылок  роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

Социалистическая идеология  сегодня остается одной из самых  популярных в мире, несмотря на то, что  вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.

Марксизм особое внимание уделяет революционным методам  перехода к социализму, обоснованию  диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной  борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений  не удалось выйти за рамки силовых  методов достижения цели. Попытки  практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство - распад мировой системы  социализма.

Социал-демократическая  идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений  капитализма в социализм путем  реформ при сохранении социального  мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный  процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы  не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.

К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических  партий, около 30 из них - правящие (часто  в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых  крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.

Сегодня социал-демократы  пристально изучают уроки поражения  в практическом воплощении своей  идеологии. Они считают, что в  ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими  и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной  международной социал-демократии уверены  в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая  завела социализм в ряде стран  в тупик. По мере демократизации различных  общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем  классовой поляризации населения  спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.

Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма  демократии - политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства  мирным путем на основе законного  волеизъявления народа», с «гарантиями  соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости  смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных  человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов  в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная  демократия обеспечивает преодоление  неравенства в международном  масштабе, устранение тоталитарных режимов  и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением  глобальной и коллективной безопасности.

Социал-демократическая  идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой  борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности  эволюции капитализма в социально  справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного  общества связывалось с разрешением  противоречий между буржуазией и  рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской  демократии.

Основными принципами социал-демократизма являются:

1) отношение к социальной  справедливости как к общественному  идеалу,

который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;

2} осознание демократии  в качестве несовершенной, но  наиболее перспективной формы  общественного устройства, обеспечивающей  согласование интересов различных  социальных групп;

3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;

4) стремление соединить  социальную справедливость с  эффективной рыночной экономикой.

Характерные черты социал-демократизма:

- материалистическая трактовка  общественной жизни;

- подход к анализу общественных  явлений с позиций интересов  трудящихся масс, всего народа;

- гуманистический характер  текущих и конечных целей, социальный  коллективизм;

- исторический оптимизм.

Основные политические идеи.

- отрицание всякой диктатуры  как формы политической власти;

- приверженность принципу  демократического парламентаризма;

- ориентация на политический  плюрализм и консенсус при  решении важнейших проблем;

- приоритет мирных, демократических  средств достижения поставленных целей;

- государственное регулирование  экономики и развитие рыночных  механизмов;

- ориентация на мирное  сосуществование различных государств  и их достаточную безопасность.

Другие политические идеологии  современности.

К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.

Этнополитические идеологии  получили заметное распространение  в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой  размах этнополитические идеологии  и течения приобрели в таких  странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что  способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит  в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности  и тем самым создать благоприятные  условия для сохранения своей  самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс  мировой интеграции и интернационализации.

Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.

Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.

Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и  достижении различных целей.

3.Политическая  культура общества: сущность, функции,  типы.

Сам термин появился впервые  в XVIII в. трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. нынешнего  столетия в русле западной политологической традиции. Большой вклад в ее разработку внесли Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум и другие.

Понятие политическая культура интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. В частности, в печати отмечалось более сорока ее определений.

Теория политической культуры возникла на стыке различных наук - философии, социологии, психологии, представители  которых пытались преодолеть формальные способы ее изучения. Этим во многом объясняется наличие разных трактовок  понятия политическая культура.

Психологические трактовки  этого понятия делают акцент в  его содержании на совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Например, С. Верба считает политическую культуру элементом политической системы, обеспечивающим «субъективную ориентацию политики», включающим, поэтому в себя совокупность практических убеждений, символов и  ценностей. Некоторые концепции  включают в политическую культуру и  национальный характер, и отношение  государства к гражданам, и политическое сознание в целом (Л. Дитлер).

В современной политологии  принята систематизация концепций  политической культуры, предложенной Д. Каванахом.

1. Психологические интерпретации  политической культуры, определяющие  ее как совокупность внутренних  ориентаций человека (т. е. сфера  политического сознания и психологии).

2. Технологические интерпретации,  включающие в политическую культуру  установки и формы политического  поведения.

3. Объективистские определения  политической культуры через  нормы и образцы поведения  граждан.

4. Нормативные интерпретации  политической культуры как модели  желательного политического поведения  и мышления.

Несмотря на различие всех подходов к определению политической культуры, они однозначно подчеркивают направленность ее на субъект политической деятельности.

Это дает возможность определить политическую культуру как кодекс поведения  гражданина, стиль его деятельности в политическом процессе, обусловленный  ценностными представлениями о  политических явлениях.

Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью  прослеживается два наиболее общих  концептуальных подхода.

Один из них заложен  основоположниками изучения современной  политической культуры американскими  социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие политическая культура и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим.

Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций  и ориентации участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая  им значение.

Как видно из изложенного, политическая культура в данном понимании - явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов.

Другой подход в определении  политической культуры сформулирован  российскими авторами. В основе другого  подхода в определении политической культуры лежит понимание политической культуры как субъективно-объективного феномена, как способа духовно-практической деятельности и отношений в сфере  политики.

Вот одно из развернутых  определений, данных в литературе в  рамках рассматриваемого подхода.

Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения  социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений  и политической деятельности. Она  включает зафиксированный в обычаях  и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность  дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию  в ней, выраженную в конкретных социальных действиях.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"