Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
Социал-демократическая идеология
Идеи социализма известны
в мире с древнейших времен, однако
теоретическое обоснование и
идеологическое оформление они получили
только в XIX в. В целом социализм
недооценивает, а то и вовсе отрицает,
значение экономической свободы
индивидов, конкуренции и неодинакового
вознаграждения за труд как предпосылок
роста материального
Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.
Марксизм особое внимание
уделяет революционным методам
перехода к социализму, обоснованию
диктатуры пролетариата, разработке
стратегии и тактики
Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании - не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.
К началу 90-х годов ХХ в.
в мире существовало более 80 социал-демократических
партий, около 30 из них - правящие (часто
в коалиции с другими партиями),
почти повсеместно они
Сегодня социал-демократы
пристально изучают уроки поражения
в практическом воплощении своей
идеологии. Они считают, что в
ходе дальнейшего развития теории социализма
следует найти баланс между коллективистскими
и индивидуальными началами общественной
жизни. В целом, лидеры современной
международной социал-
Базовыми ценностями социал-демократии
признаются свобода, справедливость, солидарность.
Они не осуществимы без механизма
демократии - политической, экономической,
социальной, международной. Политическая
демократия осуществляется в рамках
свободных выборов и означает
«возможность смены правительства
мирным путем на основе законного
волеизъявления народа», с «гарантиями
соблюдения прав личности и меньшинства».
Экономическая демократия основывается
на идее равенства различных форм
собственности и необходимости
смешанной экономики. Социальная демократия
ориентирует на создание достойных
человека условий труда и жизни,
справедливое перераспределение доходов
в пользу нетрудоспособных слоев, социальную
помощь нуждающимся людям. Международная
демократия обеспечивает преодоление
неравенства в международном
масштабе, устранение тоталитарных режимов
и дисбаланса в соотношении военно-
Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
Основными принципами социал-демократизма являются:
1) отношение к социальной
справедливости как к
который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
2} осознание демократии
в качестве несовершенной, но
наиболее перспективной формы
общественного устройства, обеспечивающей
согласование интересов
3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
4) стремление соединить
социальную справедливость с
эффективной рыночной
Характерные черты социал-демократизма:
- материалистическая трактовка общественной жизни;
- подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;
- гуманистический характер
текущих и конечных целей,
- исторический оптимизм.
Основные политические идеи.
- отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;
- приверженность принципу
демократического
- ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;
- приоритет мирных, демократических
средств достижения
- государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;
- ориентация на мирное
сосуществование различных
Другие политические идеологии современности.
К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологии
получили заметное распространение
в последнее десятилетие не только
среди развивающихся
Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.
Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.
Экстремистские идеологии - неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.
3.Политическая культура общества: сущность, функции, типы.
Сам термин появился впервые
в XVIII в. трудах немецкого философа-
Понятие политическая культура интерпретируется в литературе многозначно, как и понятие политики. В частности, в печати отмечалось более сорока ее определений.
Теория политической культуры возникла на стыке различных наук - философии, социологии, психологии, представители которых пытались преодолеть формальные способы ее изучения. Этим во многом объясняется наличие разных трактовок понятия политическая культура.
Психологические трактовки этого понятия делают акцент в его содержании на совокупность ценностей, мнений, обычаев и традиций. Например, С. Верба считает политическую культуру элементом политической системы, обеспечивающим «субъективную ориентацию политики», включающим, поэтому в себя совокупность практических убеждений, символов и ценностей. Некоторые концепции включают в политическую культуру и национальный характер, и отношение государства к гражданам, и политическое сознание в целом (Л. Дитлер).
В современной политологии принята систематизация концепций политической культуры, предложенной Д. Каванахом.
1. Психологические интерпретации
политической культуры, определяющие
ее как совокупность
2. Технологические интерпретации,
3. Объективистские определения политической культуры через нормы и образцы поведения граждан.
4. Нормативные интерпретации
политической культуры как
Несмотря на различие всех подходов к определению политической культуры, они однозначно подчеркивают направленность ее на субъект политической деятельности.
Это дает возможность определить политическую культуру как кодекс поведения гражданина, стиль его деятельности в политическом процессе, обусловленный ценностными представлениями о политических явлениях.
Несмотря на широкое различие мнений в объяснении феномена политической культуры, с достаточной четкостью прослеживается два наиболее общих концептуальных подхода.
Один из них заложен основоположниками изучения современной политической культуры американскими социологами Г. Алмондом и Г. Пауэллом. Ими было введено понятие политическая культура и дано определение, считающееся в зарубежной литературе классическим.
Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной системы; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им значение.
Как видно из изложенного, политическая культура в данном понимании - явление всецело субъективное и по природе своей индивидуальное. Из ее состава исключены политические институты и организации, да и в целом вся совокупность объективированных элементов.
Другой подход в определении
политической культуры сформулирован
российскими авторами. В основе другого
подхода в определении
Вот одно из развернутых определений, данных в литературе в рамках рассматриваемого подхода.
Политическая культура - это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политической деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях.