Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Тема 20. Политическое прогнозирование

План

1. Место и роль прогноза  в политике и политической  деятельности.

2. Принципы, этапы и методы  политического прогнозирования.

1. Место и роль  прогноза в политике и политической  деятельности.

Обеспечить стабильность политической системы в обществе в целом, способность адаптироваться к внутренним и внешним изменениям, реагировать на импульсы и требования социальных групп, отражать и согласовывать  их интересы невозможно без умения научно предвидеть ход и развитие политических процессов. Если претендовать на политическое руководство, надо уметь  предвидеть политические события, уметь  анализировать то, что должно произойти.

Прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного  явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов.

Существует несколько  трактовок понятий прогноза и  прогнозирования. Так, под прогнозом  понимают научно обоснованное суждение, направленное на уменьшение неопределенности будущего и имеющее целью выбор  наиболее рациональных практических решений. Другой вариант: прогноз - вероятностное  утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Под  прогнозированием обычно понимают определение  свойств или состояние объекта  прогнозирования в какой-либо будущий  момент времени. Прогнозирование - составная  часть функции управления, предшествующая планированию и предназначенная  для проработки исходных данных при  разработке планов.

Прогноз нельзя смешивать  с другими формами отношения  к будущему, какими являются, например, идеалы, планы, программы, проекты, гипотеза и т. д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноз дает представление о возможности реализации политических целей, о предполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностью прогнозирования в отличие, например, от планирования является его вероятностный характер. Абсолютно точно угадать будущую ситуацию почти нельзя, т. к. она полна неопределенностей. Прогнозирование не претендует на временную точность, поскольку ритм политических событий не задан наперед.

Практика прогнозирования  позволяет сделать вывод, что  прогноз - это не столько углубление в будущее, сколько проникновение  в глубь сегодняшнего дня и дня вчерашнего, это разведка, имеющая целью обнаружить зарождающуюся тенденцию с тем, чтобы спроецировать их в будущее.

Практика управления социально-политическими  процессами показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства  иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий. Поэтому в самом общем виде политическое прогнозирование можно определить как опережающее отражение политической действительности. Основная причина, побуждающая политического деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых политических решений на определенном отрезке времени.

Объектом политического  прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом - познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов. В этой связи различают внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование. В сферу внутриполитического  прогнозирования входит все содержание внутренней политики. В то же время  здесь необходимо различать два  аспекта. Один связан с прогнозными оценками конкретных политических событий, другой - охватывает деятельность политических институтов общества. На основе внешнеполитического прогнозирования оценивается общая обстановка в мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и определяющие их факторы, делаются попытки оценить новые возможности факторов развития.

Возможность политического  прогнозирования, его объективная  основа состоит во взаимосвязи прошедшего и настоящего. Важнейшим фактором прогнозирования является действие законов - тенденций в политической сфере, откуда следует необходимость  глубокого знания их системы, механизма  действия и использования.

2. Принципы, этапы  и методы политического прогнозирования.

Общие принципы, на которых  строится политическое прогнозирование, обусловлены самой природой политической реальности. Большую роль здесь играют индивидуально-личностное начало, иррациональные компоненты и стохастические процессы. Поэтому при прогнозировании  надо уметь:

- интегрировать, обрабатывать  и анализировать разноплановую  разнокачественную информацию - как  собственно политическую, так и  социальную, экономическую, социокультурную  и т. д.;

- учитывать факторы альтернативности  и вероятности, то есть понимать, что нет жесткой предопределенности  развития политических процессов  и цель прогнозирования - это  установление «веера» основных  вариантов и расчет их вероятности;

- ориентироваться в междисциплинарных  технологиях, обеспечивать эффективное  воздействие экспертов разных  направлений;

- использовать и сочетать  в работе различные методики, добиваться более полного и  всестороннего охвата исследуемого  фрагмента политики;

- соотносить используемый  при прогнозировании инструментарий  с самим процессом принятия  и реализации политических решений.

Кроме следования этим общим  принципам необходимо ясно представлять те специфические условия, в которых  протекают исследуемые процессы и принимаются решения.

В основе прогнозирования  лежат три способа формирования информации о будущем, которые определяют необходимость использования тех  или иных методов прогнозирования:

- мнение, оценка перспектив  развития процессов или ситуаций  на основе опыта, чаще всего  при помощи аналогии с достаточно  хорошо известными последствиями;

- условное продолжение  в будущее (экстраполяция) тенденций,  закономерность развития которых  в прошлом и настоящем хорошо  известны;

- модель состояния в  будущем того или иного явления,  процесса, построенная сообразно  ожидаемым или желаемым изменениям  ряда условий, параметров и  того подобного, о перспективах  развития которых достаточно  хорошо известно.

На выбор методов и  возможностей прогнозирования существенное влияние оказывают способы разработки прогнозов, среди которых различаются: экспертный опрос (анкетирование, интервьюирование); экстраполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого  процесса); моделирование (построение поисковых и нормативных моделей).

В зависимости от конкретного  исследования по прогнозированию политической ситуации определяются используемые в  нем методы. Классификация прогнозов  может осуществляться по следующим  основаниям.

1. Круг исследуемых вопросов: тематические, комплексные.

2. Направленность выводов:  ретроспективные, диагностические, прогностические.

3.  Период упреждения: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет), дальнесрочные (20 и более лет).

Программно-целевой критерий: поисковые (прогноз, определяющий возможное  состояние явления в будущем). Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»); нормативные (прогноз, определяющий пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемого в качестве цели.

Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»); плановые (такой прогноз отвечает на вопрос: «Как и в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?»); программные (прогноз отвечает на вопрос: «Что конкретно необходимо для достижения желаемого?»); проектные (прогноз отвечает на вопрос: «Как конкретно сделать и как это может выглядеть?»); организационные (прогноз текущих решений). Такой прогноз отвечает на вопрос: «В каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?».

Прогнозирование как сложное  аналитическое исследование состоит  из ряда этапов. Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического  прогноза сводится к следующим основным этапам.

Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточняются задания, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируются цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала проводится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.

При анализе объекта прогнозирования  должны соблюдаться методические принципы. Так, принцип системности требует  рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных элементов.

Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения  модели возможен опрос населения  и экспертов. В системном анализе  используются два подхода к анализу  и синтезу подобных структур, которые  применимы и к анализу объектов прогнозирования. Первый подход называется объектным, второй - функциональным.

Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше. Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования  условий, существенных для решения  задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое  условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого  рассчитывать на точность политического  прогноза вряд ли возможно.

Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение  этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь, переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.

Пятый этап - построение серии  гипотетических (предварительных) поисковых  моделей методами поискового анализа  профильных и фоновых показателей  с конкретизацией минимального, максимального  и наиболее вероятного значения. Как  известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных  состояний объекта прогнозирования  в будущем. К поисковым методам  обычно относят экстраполяцию, а  также историческую аналогию, написание  сценариев, аналитический метод  и др.

Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных  моделей прогнозируемого объекта  методами нормативного анализа с  конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного  фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее  определенным критериям сообразно  заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.

Седьмой этап - оценка достоверности  и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение  гипотетических моделей методами опроса экспертов.

Искусство политического  прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных  законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие  качества, направления и характер развития этих явлений и вместе с  тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. В целом  методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную  обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.

Восьмой этап - выработка  рекомендаций для решений в сфере  управления на основе сопоставления  поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требуют, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались  прогностические разработки. Это  накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.

Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"