Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Тема 20. Политическое прогнозирование
План
1. Место и роль прогноза в политике и политической деятельности.
2. Принципы, этапы и методы политического прогнозирования.
1. Место и роль
прогноза в политике и
Обеспечить стабильность политической системы в обществе в целом, способность адаптироваться к внутренним и внешним изменениям, реагировать на импульсы и требования социальных групп, отражать и согласовывать их интересы невозможно без умения научно предвидеть ход и развитие политических процессов. Если претендовать на политическое руководство, надо уметь предвидеть политические события, уметь анализировать то, что должно произойти.
Прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов.
Существует несколько
трактовок понятий прогноза и
прогнозирования. Так, под прогнозом
понимают научно обоснованное суждение,
направленное на уменьшение неопределенности
будущего и имеющее целью выбор
наиболее рациональных практических решений.
Другой вариант: прогноз - вероятностное
утверждение о будущем с
Прогноз нельзя смешивать с другими формами отношения к будущему, какими являются, например, идеалы, планы, программы, проекты, гипотеза и т. д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноз дает представление о возможности реализации политических целей, о предполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностью прогнозирования в отличие, например, от планирования является его вероятностный характер. Абсолютно точно угадать будущую ситуацию почти нельзя, т. к. она полна неопределенностей. Прогнозирование не претендует на временную точность, поскольку ритм политических событий не задан наперед.
Практика прогнозирования позволяет сделать вывод, что прогноз - это не столько углубление в будущее, сколько проникновение в глубь сегодняшнего дня и дня вчерашнего, это разведка, имеющая целью обнаружить зарождающуюся тенденцию с тем, чтобы спроецировать их в будущее.
Практика управления социально-политическими
процессами показывает, что чем выше
уровень прогнозирования, тем эффективнее,
результативнее планирование и управление.
Для органов политического
Объектом политического
прогнозирования выступает
Возможность политического прогнозирования, его объективная основа состоит во взаимосвязи прошедшего и настоящего. Важнейшим фактором прогнозирования является действие законов - тенденций в политической сфере, откуда следует необходимость глубокого знания их системы, механизма действия и использования.
2. Принципы, этапы
и методы политического
Общие принципы, на которых строится политическое прогнозирование, обусловлены самой природой политической реальности. Большую роль здесь играют индивидуально-личностное начало, иррациональные компоненты и стохастические процессы. Поэтому при прогнозировании надо уметь:
- интегрировать, обрабатывать
и анализировать разноплановую
разнокачественную информацию - как
собственно политическую, так и
социальную, экономическую,
- учитывать факторы
- ориентироваться в
- использовать и сочетать
в работе различные методики,
добиваться более полного и
всестороннего охвата
- соотносить используемый
при прогнозировании
Кроме следования этим общим принципам необходимо ясно представлять те специфические условия, в которых протекают исследуемые процессы и принимаются решения.
В основе прогнозирования
лежат три способа формирования
информации о будущем, которые определяют
необходимость использования
- мнение, оценка перспектив
развития процессов или
- условное продолжение
в будущее (экстраполяция)
- модель состояния в
будущем того или иного
На выбор методов и
возможностей прогнозирования существенное
влияние оказывают способы
В зависимости от конкретного исследования по прогнозированию политической ситуации определяются используемые в нем методы. Классификация прогнозов может осуществляться по следующим основаниям.
1. Круг исследуемых вопросов: тематические, комплексные.
2. Направленность выводов: ретроспективные, диагностические, прогностические.
3. Период упреждения: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет), дальнесрочные (20 и более лет).
Программно-целевой критерий: поисковые (прогноз, определяющий возможное состояние явления в будущем). Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»); нормативные (прогноз, определяющий пути и сроки достижения возможных состояний явления, принимаемого в качестве цели.
Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»); плановые (такой прогноз отвечает на вопрос: «Как и в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?»); программные (прогноз отвечает на вопрос: «Что конкретно необходимо для достижения желаемого?»); проектные (прогноз отвечает на вопрос: «Как конкретно сделать и как это может выглядеть?»); организационные (прогноз текущих решений). Такой прогноз отвечает на вопрос: «В каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?».
Прогнозирование как сложное аналитическое исследование состоит из ряда этапов. Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.
Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточняются задания, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируются цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала проводится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.
При анализе объекта
Второй этап разработки прогноза
- построение исходной (базовой) модели
прогнозируемого объекта
Третий этап разработки прогноза
- сбор данных прогнозного фона методами,
о которых говорилось выше. Прогнозный
фон - это совокупность внешних по
отношению к объекту
Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь, переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.
Пятый этап - построение серии
гипотетических (предварительных) поисковых
моделей методами поискового анализа
профильных и фоновых показателей
с конкретизацией минимального, максимального
и наиболее вероятного значения. Как
известно, содержанием поискового прогноза
является определение возможных
состояний объекта
Шестой этап - построение
серии гипотетических нормативных
моделей прогнозируемого
Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.
Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направления и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.
Восьмой этап - выработка
рекомендаций для решений в сфере
управления на основе сопоставления
поисковых и нормативных
Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.