Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Десятый этап - новая предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и начало нового цикла исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).

По оценкам отечественных  и зарубежных ученых и специалистов в настоящее время насчитывается  более 150 методов прогнозирования. По степени формализации их можно условно  разделить на формализованные и интуитивные.

К формализованным методам  прогнозирования относятся:

- группа методов экстраполяции:  метод наименьших квадратов; метод  экспонентного сглаживания; метод  вероятного моделирования; метод  адаптивного сглаживания и др.;

- группа системно-структурных  методов: методы функционально-иерархического  моделирования; метод морфологического  анализа; матричный метод; метод  сетевого моделирования; метод  структурной аналогии и др.;

- группа ассоциативных  методов: методы имитационного  моделирования; метод историко-логического  анализа и др.;

- группа методов опережающей  информации: методы анализа потока  публикаций и др.

К интуитивным методам  прогнозирования относятся:

- группа методов индивидуальной  экспертной оценки: метод интервьюирования  экспертов; метод анкетирования  экспертов; метод самостоятельной  подготовки экспертом оценок  и др.;

- группа методов коллективной  экспертной оценки: метод анкетирования  представителей социальных групп  на основе квотно-пропорциональной выборки; методы «комиссий»; методы «мозговых атак»; метод «Дельфи» и др.;

- группа методов аналитических  документов: методы написания сценариев  политической ситуации и др.

Прогнозирование можно условно  разделить на три стадии: подготовительную, основную и заключительную, которые  различаются применяемыми методами.

На подготовительной стадии прогнозирования используются следующие  методы: изучение документов, опрос (анкетный, интервью), наблюдение, моделирование  и т. д.

На основной стадии прогнозирования  используются следующие методы: логический и исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, статистики и т. д.

На заключительной стадии прогнозирования используются следующие  методы: описательный, сравнительный, эксперимент, моделирование, математические методы, методы кибернетики, методы социологии, методы психологии и т. д.

Методы, применяемые для  изучения социально-политической ситуации, также можно условно разделить  на три вида: сравнительно-исторические, эмпирические, системные.

Сравнительно-исторические методы позволяют субъектам исследования изучать социально-политические объекты, факты и явления в их динамическом состоянии, на различных этапах развития. Это необходимо для анализа неоднократно повторяющихся явлений и очень  важно для изучения социально-политических процессов, происходящих в сравнительных  исторических ситуациях. Практически  невозможно понять место и роль политических партий в современных политических процессах, тщательно не изучив их генезис  и развитие.

Эмпирические методы способствуют более глубокому исследованию общественного  мнения и политической культуры людей, влияния различных социальных фактов на политические процессы, системному анализу больших и малых общественных структур, структурно-функциональному  изучению политических институтов и  т. д. Для эмпирических исследований широко используются социологические  исследования (анкетный опрос, интервьюирование, контент-анализ, включенное и исключенное  наблюдение, эксперимент, моделирование  и т. д.).

Системные методы позволяют  изучать политические процессы и  явления в целом и социально-политическую ситуацию в частности как комплексный  процесс, выявлять наиболее важные элементы и подсистемы, прослеживать их взаимосвязь  и взаимообусловленность, возможность  воздействия на ход развития всей ситуации.

Рассмотрим более подробно некоторые методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит  в определении согласованности  мнений экспертов по перспективным  направлениям развития внутренней или  внешней политики или отдельных  их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

- для организации проведения  экспертных оценок создаются  рабочие группы. В их функции  входят проведение опроса, обработка  материалов и анализ результатов  коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов,  они дают ответы на поставленные  вопросы, касающиеся перспектив  развития тех или иных направлений  внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых  для разработки прогноза, может  колебаться от 10 до 100-150 человек в  зависимости от сложности объекта);

- перед тем как организовать  опрос экспертов, необходимо уточнить  основные направления развития  политических процессов, событий,  а также составить матрицу,  отражающую генеральную цель, подцели  и средства их достижения. Под  средствами достижения цели понимаются  направления научных исследований  и разработок, результаты которых  могут быть использованы для  достижения политических целей.  Далее, перед организацией опроса  нужно разработать вопросы для  экспертов (они должны быть  составлены по определенной структурно-иерархической  схеме, т. е. от широких вопросов  к узким, от сложных к простым);

- в ходе опроса экспертов  необходимо обеспечить однозначность  понимания отдельных вопросов, а  также независимость суждений  экспертов. Давление «руководящего»  мнения должно быть исключено;

- обработка материалов  экспертной оценки, которые характеризуют  обобщенное мнение и степень  согласованности индивидуальных  оценок экспертов. Обработка этих  оценок экспертов служит исходным  материалом для синтеза прогнозных  гипотез и вариантов развития  политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее  нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация  идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в  актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале  генерацию идей и последующее  разрушение, критику этих идей с  формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем  общей эрудиции и понимающие смысл  проблемной ситуации.

Второй этап - составление  проблемной записки участника «мозговой  атаки». Она составляется группой  анализа проблемной ситуации и включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.

Третий этап - генерация  идей. Она начинается с того, что  ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой  атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений  не допускается (говори свое), не разрешается  выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в  поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило  не объявлять ложной, не осуждать и  не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.

Запись высказываемых  идей лучше вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и  иметь возможность систематизировать  их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.

Пятый этап - разрушение систематизированных  идей. Каждая идея подвергается критике  со стороны участников «мозговой  атаки», число которых доводится  до 25-30 человек. На этом этапе действует  основное правило: рассматривать каждую систематизированную идею только с  точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники  атаки не отвергают идеи, а выдвигают  доводы, опровергающие систематизированную  идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации  идей до одного часа.

Шестой этап - оценка критических  замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Сценарий - это способ установления логической последовательности событий  с целью определения альтернатив  развития больших систем (международных  отношений, национальной экономики, области  политики, социальных отношений и  т. п.).

Следует заметить, что рассматриваемый  метод в нынешних условиях является наиболее эффективным при анализе  политической ситуации в России. В  сценарии описание обычно совершается  во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В  сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после  ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период.

Поэтому сценариями называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут  произойти в будущем в исследуемой  ситуации. Эти последовательности имеют  общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния  различаются все сильнее, что  и приводит к проблеме выбора.

Итак, прогнозирование является одной из составляющих любого познания, любой науки, в том числе политологии. Интерес к проблеме прогнозирования  переживает в настоящее время  в России очевидный подъем. Прогнозами занимаются аналитики-политологи, многочисленные аналитические институты, государственные  деятели, журналисты и др. При прогнозировании  актуальным является вопрос о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно  распорядиться по-разному. Тем более  это актуально для политологии, так как на знаниях, полученных в этой области, строятся конкретные политические решения, а затем действия, которые определяют развитие всего общества, жизнь реальных людей.


Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"