Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Десятый этап - новая предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и начало нового цикла исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).
По оценкам отечественных
и зарубежных ученых и специалистов
в настоящее время
К формализованным методам прогнозирования относятся:
- группа методов экстраполяции:
метод наименьших квадратов;
- группа системно-структурных
методов: методы функционально-
- группа ассоциативных
методов: методы имитационного
моделирования; метод историко-
- группа методов опережающей информации: методы анализа потока публикаций и др.
К интуитивным методам прогнозирования относятся:
- группа методов индивидуальной
экспертной оценки: метод интервьюирования
экспертов; метод
- группа методов коллективной
экспертной оценки: метод анкетирования
представителей социальных
- группа методов аналитических документов: методы написания сценариев политической ситуации и др.
Прогнозирование можно условно разделить на три стадии: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются применяемыми методами.
На подготовительной стадии прогнозирования используются следующие методы: изучение документов, опрос (анкетный, интервью), наблюдение, моделирование и т. д.
На основной стадии прогнозирования используются следующие методы: логический и исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, статистики и т. д.
На заключительной стадии прогнозирования используются следующие методы: описательный, сравнительный, эксперимент, моделирование, математические методы, методы кибернетики, методы социологии, методы психологии и т. д.
Методы, применяемые для изучения социально-политической ситуации, также можно условно разделить на три вида: сравнительно-исторические, эмпирические, системные.
Сравнительно-исторические
методы позволяют субъектам
Эмпирические методы способствуют
более глубокому исследованию общественного
мнения и политической культуры людей,
влияния различных социальных фактов
на политические процессы, системному
анализу больших и малых
Системные методы позволяют
изучать политические процессы и
явления в целом и социально-
Рассмотрим более подробно некоторые методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).
Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:
- для организации проведения
экспертных оценок создаются
рабочие группы. В их функции
входят проведение опроса, обработка
материалов и анализ
- перед тем как организовать
опрос экспертов, необходимо
- в ходе опроса экспертов
необходимо обеспечить
- обработка материалов
экспертной оценки, которые характеризуют
обобщенное мнение и степень
согласованности
Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.
Коллективная генерация идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.
Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
Второй этап - составление проблемной записки участника «мозговой атаки». Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.
Третий этап - генерация
идей. Она начинается с того, что
ведущий раскрывает содержание проблемной
записки и концентрирует
Запись высказываемых
идей лучше вести на магнитофон,
чтобы не пропустить ни одну идею и
иметь возможность
Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.
Пятый этап - разрушение систематизированных
идей. Каждая идея подвергается критике
со стороны участников «мозговой
атаки», число которых доводится
до 25-30 человек. На этом этапе действует
основное правило: рассматривать каждую
систематизированную идею только с
точки зрения препятствий на пути
к ее осуществлению, т. е. участники
атаки не отвергают идеи, а выдвигают
доводы, опровергающие
Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Метод сценариев. Политическая
ситуация может развиваться по нескольким
сценариям. Сценарий - это способ установления
логической последовательности событий
с целью определения
Следует заметить, что рассматриваемый метод в нынешних условиях является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России. В сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период.
Поэтому сценариями называют
различные (воображаемые, но правдоподобные)
последовательности действий и вытекающие
из них события, которые могут
произойти в будущем в
Итак, прогнозирование является одной из составляющих любого познания, любой науки, в том числе политологии. Интерес к проблеме прогнозирования переживает в настоящее время в России очевидный подъем. Прогнозами занимаются аналитики-политологи, многочисленные аналитические институты, государственные деятели, журналисты и др. При прогнозировании актуальным является вопрос о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно распорядиться по-разному. Тем более это актуально для политологии, так как на знаниях, полученных в этой области, строятся конкретные политические решения, а затем действия, которые определяют развитие всего общества, жизнь реальных людей.