Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Каждая из подсистем имеет
собственную структуру и
Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.
Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.
Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, а также политические движения, не ставящие своей целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.
В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.
Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.
К числу элементов политической
системы относятся также
Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение этих задач находит свое выражение в функциях политической системы.
Принято выделять следующие функции политической системы:
1- политическое руководство обществом - управление общественными делами, или, как еще называют, целеполагание. Правящие структуры определяют приоритетные цели и подчиняют им всю практику политического управления.
2- интегративная функция, направленная на консолидацию общества как
единого целого. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.
3- регулятивная функция
– проявляется в создании
4- мобилизационная функция
- обеспечивает максимальное
5- дистрибутивная функция, направ
6- функция легитимизации, обеспечивающая достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным /общепринятым/ правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:
7) функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;
8) контролирующая функция - полит
3. Политическая система России на современном этапе.
С 1985 года в жизни нашего общества произошли радикальные изменения Их главным итогом стало разрушение СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. За это время неузнаваемо изменилась и политическая система. Её отличительная черта – это переходное состояние. Переход от тоталитаризма, к правовому государству и политическому плюрализму во всех его формах - многопартийности, многообразию общественных организаций, разделению властей, демократической избирательной системе, развитому правопорядку, общественному согласию и т.д.
Функционирующая в настоящее время в России политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля над властью. Политологи характеризуют данную политическую систему с помощью терминов "авторитарная демократия", "режимная система", связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества. В настоящее время в России принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами - Президентом России и Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы (избирающейся всенародным голосованием) и Совета Федерации (формируемый из представителей субъектов Федерации). Функции исполнительной власти выполняет Правительство, гарантом политической стабильности, реализации власти в рамках "правового поля" выступает Конституционный Суд. Согласно Конституции РФ, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, ограничением полномочий Думы в плане законотворчества президентским вето, а, во - вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
На место коррумпированного чиновничества постепенно приходит национальный капитал. Одновременно создаются подконтрольные власти массовые политические организации, укрепляется вертикаль власти, что сопровождается усилением роли "административного фактора" и регламентацией роли правой и левой оппозиции в политической жизни общества. Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов, а теперь ещё и их фактическое назначение и т. п.
В рамках действующей политической системы партии практически не имеют возможности исполнять роль посредника между обществом и властью, что характерно для демократических государств.
В современной российской политической системе ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных кампаниях.
На этой основе можно выделить
отличительные особенности
1) гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
2) номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, занятых постоянными выяснениями отношений;
3) неэффективность государства
как основного социального
4) сочетание форм авторитарно-
5) фактическая подконтрольность
правительства только
6) множественность режимов
(частичное соблюдение
7) бесконтрольная концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новых собственников, разбогатевших криминальными методами;
8) использование нелегитимных,
криминальных методов
9) значительная укорененность властных неформальных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
10) малочисленность и
11) широкие масштабы лоббистской
деятельности, нерегулируемой
12) неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит.
В заключение можно сказать, что политическая система нашего общества постепенно приобретает облик подлинно демократической политической системы, сочетающей в своей практической деятельности и представительную демократию и непосредственную.
Тема 6. Политический режим
План
1.Политический
режим как совокупность
2.Типы политических режимов: признаки, особенности.
1.Политический
режим как совокупность
Комплексным понятием, выражающим
современные представления об основных
принципах взаимоотношения
Существуют следующие основные условия, позволяющие оценить тот или иной политический режим в качестве демократического.
1. Наличие соревновательных выборов, проводящихся регулярно и имеющих закрепленный в законодательстве механизм честного соперничества политических сил в борьбе за власть. Через участие в выборах граждане делегируют свою волю. Основой политического участия является интерес. Легитимность носит рационально-правовой характер.
2. Правительство рождается
из выборов, меняется в ходе
выборов; расстановка
3. Защищены законом права
отдельных личностей и
На практике могут существовать политические режимы, отвечающие одному или двум из перечисленных условий, но они не могут считаться вполне демократическими.
В качестве основных разновидностей демократических режимов могут рассматриваться:
1) режим президентского типа;
2) режим парламентского типа;
3) смешанный режим.
Парламентская демократия характеризуется следующими признаками.
1. Кабинет министров имеет
власть только за счет
2. Важнейшей процедурой
в процессе утверждения у
Именно взаимодействие правительства
и парламента является основной характеристикой
демократического политического режима
парламентского типа. В политической
практике можно выделить несколько
типов взаимодействия правительства
и парламента. Один из них (система
однопартийного большинства) уже около
300 лет существует в Англии. Для
него характерен фактический контроль
победившей на выборах партии над
парламентом через самую
Другим типом парламентской
демократии является коалиционная система,
при которой парламентское