Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Принцип разделения властей  несет в себе и задачи рационализации деятельности государства посредством  разделения труда между отдельными его органами. Тем самым ставится задача повышения уровня профессионализма и компетентности в деятельности государственных органов.

Форма государственного правления  представляет собой тип внутренней организации системы властвования в обществе.

К основным формам правления  относятся монархия и республика. Монархии подразделяются на абсолютную, дуалистическую и конституционную. Абсолютный тип монархии является древнейшей из известных человечеству форм правления. Исторически можно выделить европейский тип абсолютной монархии, где правление опиралось на законы и традиции, охранявшие власть монарха. В этой системе власть носила светский характер, т.е. монарх не являлся одновременно носителем высшей религиозной власти. Другой особенностью было ограничение власти монарха наличием вольностей и свобод основных сословий (дворянства, духовенства, горожан и т.п.). В настоящее время такой тип монархии не сохранился.

Следующим типом абсолютной монархии можно считать теократические монархии Востока, где владыка государства  являлся одновременно и олицетворением высшей небесной воли. Таковы были монархии Индии, Китая, Японии. Сегодня этот тип  сохранился в исламских странах  Востока.

Наконец, символом абсолютного  беззакония была султаническая, или деспотическая, монархия. При ее господстве единственным законом является воля монарха, который сам создает нечто вроде идеологизированного культа вокруг своей персоны. Такая власть иррациональна и всецело личностно ориентирована. Сегодня подобными чертами обладает, пожалуй, только режим Северной Кореи. Дуалистическая монархия представляет собой вариант частичного ограничения полномочий владыки. Существует выборный законодательный орган. Однако полномочия монарха и законодателей определены недостаточно полно и точно, они как бы соперничают за верховенство, причем чаще всего позиции монарха сильнее. Примером могут служить монархии в Иордании и Марокко.

Конституционная, или парламентская, монархия родилась в Англии на рубеже XVII-XVIII вв. и существует во многих европейских  и неевропейских государствах. Постепенно она эволюционировала в сторону  сохранения монархии в чисто декоративном виде как части социокультурной  традиции.

Республика как форма  правления ведет свою историю  от традиций античных полисов. В настоящее время республика доминирует в мире в двух формах - парламентской (преобладает в странах Западной Европы) и президентской {преобладает в Америке, Азии, Африке, Восточной Европе), которые по внутренним параметрам соответствуют парламентскому и президентскому типам демократических политических режимов.

Существенной частью концепции  государства как центрального института  политической системы общества является выделение различных типов его  территориального устройства. Суть этого  понятия состоит в формах взаимоотношений  центральной и местной власти.

Выделяются следующие  типы территориального устройства государств.

1. Унитарное государство.  Образуется по принципу: одна  страна, одна конституция, одно  правительство, одна судебная  система, одно гражданство и  т.п. Примеры - Франция, Польша, Венгрия, прибалтийские государства.

2. Федеративное государство.  Представляет собой единое союзное  государство, в состав которого  входят государственные образования,  самостоятельные только в рамках  компетенции прав, распределенных  между ними и федеральной властью.  Примеры - США, Германия, Россия.

3. Конфедерация. Представляет  собой союз государств, которые  ради достижения общих целей  объединяются на договорной основе, формируют общий властный центр,  в полномочия которого входят  специально оговоренные сферы  совместной деятельности. Например, военное дело, финансы, регулирование  экономики, внешняя политика и  т. п.

Конфедерация - непрочное  образование. Оно либо распадается  с выполнением своих задач, либо, если связи оказываются достаточно прочными и жизнеспособными, превращается в федерацию. Примерами государств такого рода могут быть Швейцария, Объединенные Арабские Эмираты, В современном  мире отчетливо проявляются тенденции  федерализации государств. Этот процесс  основывается, с одной стороны, на децентрализации и повышении  статуса административно-территориальных  образований, с другой - на реализации принципа национально-государственной  автономии в многонациональных  государствах. В современном мире распространена практика, когда реальное государственное устройство, отражая  динамику федерализации, вступает в  определенное противоречие с официальным  устройством. Так, в Испании, являющейся официально унитарным государством, реальная автономия Каталонии уже  несет в себе черты не только федерализма, но и конфедеративных отношений. Подобная тенденция характерна и  для России. Официально являясь федеративным государством, Российская Федерация  несет в себе как элементы унитарности, так и конфедерации. Примером фактически конфедеративных отношений могут служить взаимоотношения центра с республикой Татарстан.

Тема 8. Избирательное  право и избирательные системы.

ПЛАН

1.Понятие избирательной  системы и избирательного права.

2.Основные принципы  избирательного права.

3.Виды избирательных  систем.

4.Электоральные  системы.

1.Понятие избирательной  системы и избирательного права.

В современном цивилизованном обществе выборы являются процедурой, с помощью которой обеспечивается участие граждан в формировании представительных, законодательных, судебных и исполнительных органов государства. С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы - это способ существования  демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей  другим мирным путем, через волеизъявление народа. Успешное проведение выборов  и признание обществом их результатов  является важным признаком демократичности  такого общества, его способности  решать назревшие проблемы мирными  политическими средствами.

Существуют общенациональные президентские и парламентские  выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания штатов или аналогичных административно-территориальных  единиц, а также выборы некоторых  местных должностных лиц (судьи, присяжные, шерифы и др.). Люди выдвигаются  из своей среды представителей, пользующихся их доверием, и добровольно передают им часть своих прав решать общественные проблемы. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти.

Выборы рассматриваются  также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как  правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям  свои программы и обещания в обмен  на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве  действует избирательное право  как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и  т.д.).

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения  между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

2. Основные принципы  избирательного права.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикаль власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведомства самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принципы избирательного права, сформулированные философами-просветителями и апробированные в ходе буржуазных революций, никогда не соблюдались  в полной мере. Происходило так  потому, что политическая элита стремилась не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент собственного воспроизводства, как выборы. Существует большое количество форм и методов  ограничения действия принципов  избирательного права, в первую очередь  через цензы.

Принцип всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования  заложены и в Конституции РФ. Принцип  равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном  округе также должно быть примерно равным. Однако на практике эти требования не всегда соблюдаются, и правило "один человек - один голос" нарушается. Важное значение имеет то, каким образом проведены границы округов.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное  избирательное  право - это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения-цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно. Например, в Италии и Японии это случилось в1945 году, в Греции - в 1956, в Швейцарии - в 1971 году.

Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей  определенных территорий. Ценз оседлости  ограничивает электоральную активность мигрантов. Так, чтобы принять участие  в выборах в США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии - один год, в Норвегии - 5 лет. В некоторых  странах (Аргентина, Бразилия) избирательных  прав лишены военнослужащие, что объясняется  необходимостью поставить армию  вне политики. В СССР до 1936 года избирательного права были лишены "представители  эксплуататорских классов".

Осуществление активного  избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты избираются гражданами непосредственно. При косвенных  выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избирать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых  выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств. Во Франции часть сената формируется путем трехступенчатых  выборов.

Пассивное избирательное  право- это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Сенатором этой страны может стать человек не моложе 30 лет, являющийся гражданином США в течение 9 лет. 

По законодательству некоторых  стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы, даже в течение определенного  времени после того, как они  покинули эти должности. Это относится  к судьям, комиссарам полиции, префектам  и др. Кроме того, граждане, избранные  в представительные органы, не имеют  права занимать никакой другой должности  в государственном аппарате. Этого  требует принцип разделения властей.

Определенный интерес  вызывает  порядок выдвижения кандидатов. Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны подумать об определенной сумме денег, которую они обязаны внести в качестве избирательного залога. Например, в Великобритании кандидат в парламент должен внести залог в сумме 150 фунтов стерлингов. Партия, выставившая своих кандидатов во всех округах, вносит 100 тысяч фунтов стерлингов. Залог не возвращается кандидату, набравшему менее 1/8 голосов избирателей. Во Франции выдвижение кандидата в Национальное собрание требует залога в 1000 франков, который не возвращается, если претендент набрал менее 5 процентов голосов. Избирательный залог на пост президента Франции составляет 10 тысяч франков. Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения:

1. Кандидатов выдвигают  партии, общественные организации  путем подачи петиций. В ряде  стран эти петиции должны быть  подписаны определенным числом  избирателей, например, в Швейцарии  15 избирателями. 

2. Сам кандидат подает  заявление, которое в ряде стран  должно быть подписано избирателями. Так, в Англии достаточно 10 подписей, В ФРГ - 200 подписей. 

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"