Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Вместе с тем утверждалось незыблемое право большевистской партии на руководство государством, что входило в противоречие с понятием гражданского общества, которое в первую очередь предполагает право на функционирование равных перед законом политических партий. Соответственно основные задачи социалистического строительства решались недемократическим, насильственным путем.
Распад СССР и саморазложение
советского социума создали возможность
становления современного гражданского
общества. Этот процесс становления
имеет свои особенности и трудности,
которые связаны как с
Как и в прошлом, общественные
преобразования осуществлялись "сверху".
Поэтому они осуществлялись, прежде
всего, в интересах самой власти,
которая, сменив прежнюю идеологию
на новую демократическую
Экономический, политический
и идеологический плюрализм создал
возможности для объединения
граждан в различные
Из основных направлений становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
1.Формирование новых
2.Возникновение различных
форм трудовых ассоциаций, социокультурных
объединений, общественно-
3.Создание экономических,
социальных и духовных
4.Формирование и развитие
механизмов социальной
По мере развития гражданского общества в России будут возрастать требования общества к политической власти. Общество будет иметь больше возможности влиять на демократическую направленность российской политики. В конечном счете, от способности россиян построить гражданское общество зависит будущее демократии.
Современные экономические
реформы в РФ призваны обеспечить
хозяйственную свободу в
Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. Россия согласно Конституции является демократическим правовым государством. В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.
Каждый гражданин имеет
право на свободное использование
своих способностей и имущества
для предпринимательской
Становление российского гражданского общества предполагает не только права и свободы, но и гражданскую ответственность, независимый суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Для развития гражданского общества в России необходимы экономическая и политическая стабильность.
В процессе формирования гражданского общества в России намечается тенденция решать противоречивые социальные явления в рамках переговорного процесса и согласования, создав механизм социального партнерства, регулирующий трудовые и иные социальные отношения. Этот процесс длителен. Главное условие успеха построения системы партнерства состоит в содержании и сроках проведения экономических преобразований, в успешном функционировании других сфер гражданского общества.
Два вывода:
- гражданское общество в нашей стране делает хотя и первые, но существенные шаги;
- становление гражданского
общества у нас имеет свою
специфику, однако в целом
Тема 4. Политическая власть.
ПЛАН:
1. Власть в обществе.
2. Особенности политической власти.
3. Легитимность политической власти.
4. Дифференциация политической власти.
1. Власть в обществе.
Власть возникла вместе с человеческим обществом и является его необходимым атрибутом. Власть существует только в человеческом обществе. Власть – это социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.
Субъект власти – это активное начало, это тот, кто осуществляет воздействие на других (государство, партия, лидер, организация, индивид, социальная общность). Субъект должен обладать особыми качествами: желанием властвовать, компетентностью, авторитетом и т.п.
Объект власти – тот, на кого направлено волевое воздействие субъекта (социальная группа, народ, класс, индивид). Главное качество объекта – готовность к подчинению, что характерно для большинства людей.
Основания (источники) власти. Другими словами, это фундамент, на который власть опирается. В качестве основания власти могут выступать закон, богатство, сила, престиж, харизма, тайна, интерес, авторитет.
Ресурсы власти – это средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Выделяют три группы ресурсов: принудительные, утилитарные, нормативные. Принуждение, убеждение, поощрение, насилие, традиции, страх, мифы, право – все это ресурсы власти.
Назначение власти. Для чего она нужна?
1) Упорядочение, регулирование
общественных отношений (
2) Интеграция многообразных,
часто не совпадающих
3) Придание взаимодействию
людей целесообразности и
4) Обеспечение интересов различных субъектов.
5) Создание общих для
всех правил поведения («
2. Особенности политической власти.
Политическая власть обладает всеми признаками властного взаимодействия. Ее отличие от других видов властных отношений состоит в масштабах, или в степени включенности людей во властное взаимодействие. Это свойство называется публичностью власти (от лат. «пабликус» – общественный). Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам. В данном случае под политикой понимается курс, цели, задачи, средства. Политическая власть - одна из разновидностей власти в обществе. Она появляется вместе с политикой (как сферы, как деятельности). Это власть социальной общности (социальной группы, партии, класса и т.д.). Она связана с неравенством (ассиметрией) в обществе по отношению к социальным ценностям.
Власть, где субъектом властных отношений становятся госорганы и учреждения, а объектом является все население страны, называют государственной властью. Государственная власть – разновидность политической власти. Всякая государственная власть имеет политический характер. Но не всякая политическая власть является государственной. Государственная власть всегда решает «общие дела» и обладает особыми признаками.
3. Легитимность политической власти.
Стабильность и устойчивость всей системы политической власти зависят от того, как члены общества относятся к этой системе. Если население страны принимает, поддерживает порядок, то отношения власти обретают легитимный характер. Легитимность (от лат. «легитимус» - законный) – признание сложившегося порядка осуществления политической власти в качестве нормального, правильного, законного. Общественное признание, правомочность. Это не правовая категория. Правовой категорией является легальность власти – соответствие действующим законам. Указанные категории не синонимы. Власть может быть легальной, но не легитимной, и наоборот.
Легитимность власти – не застывшая категория, а результат эволюции общества. М.Вебер (1864-1920) назвал следующие основные типы легитимности, основываясь на особенностях социального поведения человека.
1) Традиционная, основанная на традициях, обычаях, культуре. Она характерна для доиндустриальных обществ.
2) Харизматическая, основанная
на безграничной вере лидеру
и готовности следовать за
ним. Часто в условиях
3) Легальная (рациональная), основывается на праве. Она характерна для обществ, начиная с индустриальной стадии, для рыночной экономики, правового государства.
В феномене легитимности всегда присутствует элемент иррационализма (алогичное, противоречащее разуму).
Легитимация – политика государства по созданию и укреплению легитимности власти. Использует различные средства. Самый главный путь – свободные выборы на многопартийной основе.
4. Дифференциация политической власти.
Политическая власть по мере
развития общества становится внутренне
крайне сложным образованием. Субъект
власти все более усложняется
и внутренне дифференцируется. Особенно
это заметно в конце 20 - начале
21 века. Но задолго до этого появились
философские доктрины, в которых
нашел отражение процесс
Традиционно выделяют три ветви власти.
1) Законодательную. Отражает
волю населения, создает
2) Исполнительную. Осуществляет
руководство, управление
3) Судебную. Контролирует исполнение законности.
Идея разделения властей проста и понятна. Для чего она нужна?
1) Каждая ветвь власти
выполняет строго определенные
функции с наибольшей
2) Ветви контролируют, сдерживают
друг друга, не допуская
3) Исключается возможность
узурпации (незаконного
В результате развивается такой тип государства, который называется правовым.
Рассмотрим отдельные ветви власти.
Законодательная. Она