Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  парламентская форма демократического политического режима является самым  древним способом осуществления  демократии. Долгое время подобные способы организации власти испытывали существенные трудности из-за законодательно определенного единоначалия. Как  одна из форм преодоления этих трудностей в XVIII в. возникла попытка соединения парламентаризма с монархией, реализовавшаяся  в идее конституционной монархии.

Другой такой попыткой стало создание демократического политического  режима президентского типа, который  возник в США на рубеже XVIII и XIX вв. В условиях президентской демократии президент не подчинен парламенту, избирается отдельно и формирует  относительно самостоятельную вертикаль  власти. Принципиально новым в  президентстве явилось то, что  параллельно существуют правитель, избираемый народом, и парламент, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Кроме того, фигура президента придает дополнительные, харизматические основания демократическому режиму.

Главной проблемой президентских  демократий в процессе их функционирования и развития являются взаимоотношения  законодательной и президентской  властей. Мировая политическая практика выработала три основные стратегии  подобного взаимодействия.

1. Система сдержек и  противовесов, суть которой состоит  в максимально равном распределении  полномочий и прав между ветвями  власти. Наибольшее развитие подобная  система получила в США, где  практически ни конгресс, ни президент  не могут самостоятельно принять  ни одного значимого политического  решения.

2. Система президентского  доминирования, сложившаяся во  Франции в конце 50-х гг. XX века. При этой системе президент  по закону обладает существенно большими полномочиями в принятии властных решений, чем законодатели. Именно он является гарантом демократии, стабильности и порядка в соответствии с конституцией.

3. Система соперничества  и борьбы между законодательной  и исполнительной властью. Подобная  система чаще всего встречается  в молодых демократиях, где  еще не до конца решен вопрос об избрании общепризнанного типа взаимодействия между ветвями власти. Она характеризуется возможным периодическим  нарастанием  конфликтности между законодателями и президентом. Примером подобного типа президентской демократии может служить Россия после 1991г.

В некоторых случаях, чтобы  избежать конфликта, законодатели и  президент, взаимно идя на компромисс, разграничивают свои полномочия. На этой основе возникают режимы смешанного, парламентско-президентского типа. Их устройство отражает, с одной стороны, взаимное стремление избежать конфликтов между ветвями власти, а, с другой, - недостаточную зрелость и стабильность для выработки устойчивой системы  сдержек и противовесов.

Недемократические политические режимы при всей разнице форм организации  власти, выдвигаемых ею задач и  амбиций, «жесткости» или «мягкости» действий власти обладают одним общим  признаком - это самовластные диктатуры, где весь комплекс властных решений  в конечном итоге осуществляется или единоличным властителем, или  привилегированной группой олигархов.

Авторитарный политический режим обладает следующими основными  чертами.

1. Носителем власти выступает  один человек или узкая группа  лиц. В качестве носителей авторитарной  власти могут выступать монарх, диктатор, военная хунта.

2. Власть носит неограниченный  характер, она неподконтрольна гражданам.  Она может носить абсолютно  деспотический, беззаконный характер, хотя может основываться и  на законах. Но законы эти  она принимает сама для утверждения  собственного же господства.

3. Власть опирается на  силовые способы господства. Это  могут быть массовые репрессии  и опора на страх, а может  быть и демонстративная справедливость  «доброго владыки». Однако в любой  момент любое неповиновение может  быть подавлено силой на основе  простого приказа.

4. Власть монополизирована, отсутствуют легальные каналы  оппозиционной деятельности. Политические  партии могут существовать легально  лишь при условии полного подчинения  власти в качестве организаций,  обслуживающих ее интересы.

5. Формирование политической  элиты происходит путем назначения  сверху на основании либо удачной  карьеры на административном  или военном поприще, либо фаворитизма.

Авторитарные политические режимы весьма разнообразны. Классифицировать их можно по нескольким признакам  одновременно. Выделяют традиционалистские авторитарные режимы. Это, как правило, монархии, существующие как элемент  традиционного общества. Такие монархии очень архаичны, но и чрезвычайно  устойчивы. Их основная политическая и  социальная база - в особенностях верований, традиций, жизненного уклада. В некоторых  случаях такие режимы способны воспринять отдельные внешние черты современной  цивилизации, но, даже испытав на себе существенное влияние извне, они  продолжают сохранять свою глубокую традиционность. 

Подавляющее большинство  авторитарных режимов порождено  неустойчивостью, нестабильностью  демократии. Существует даже определенная схема их установления. В обстановке, когда политическое соперничество  готово выплеснуться на улицы, спровоцировать массовые беспорядки или гражданскую  войну, находятся авторитетные личности (чаще всего среди военных), которые, опираясь на вооруженную силу, совершают государственный переворот, распускают парламент, отменяют действие конституции и либо начинают править в режиме чрезвычайного положения, либо принимают конституцию, легализующую диктатуру. Подобные режимы до самого последнего времени были достаточно широко распространены в развивающихся странах.

Тоталитарным называют политический режим, имеющий следующие основные признаки.

1. Власть принадлежит  массовой политической партии, вооруженной  идеологической доктриной, формулирующей  целый комплекс задач, которые  возможно разрешить только в  том случае, если все общество  добровольно и с воодушевлением  воспримет эту идеологию.

2. Стоящая у власти  партия организована недемократическим  путем, носит открыто вождистский характер, являясь скорее даже не политической партией, а организацией революционеров или неким подобием рыцарского ордена - «орденом меченосцев», по выражению Сталина.

3. Идеология правящей  партии носит монопольный, доминирующий  характер, она провозглашается «единственно  верной», «научной» и т.п. С  помощью практической реализации  идеологических принципов предполагается  осуществлять руководство всеми  сторонами жизни общества, экономикой, наукой, культурой, частной жизнью  человека.

4 Тоталитарная экономика  базируется либо на полном  огосударствлении всей экономической  жизни, либо на регулярном, санкционированном  вмешательстве в экономическую  жизнь на идеологической основе.

5. Осуществляется систематический  террористический полицейский контроль  над всеми сферами жизни общества, включая и личную жизнь человека.

Тоталитарный режим опирается  на развитую систему социального  контроля и принуждения. Отличительной  чертой тоталитарного деспотизма является его массовый характер, когда через  поощрение доносительства, поиск  врагов, инициаторами репрессий становятся не только верховная власть, но и  массы. В то же время тоталитаризм, в отличие от авторитаризма, основан  не только на системе запретов, но и  на системе предписаний: людям не просто указывают, как они не должны поступать, но, и предписывают, как  они поступать обязаны. 

 

Тема 7.Государство  как основной институт политической системы общества

План.

1.Государство  как основной институт политической  системы общества: признаки, структура,  функции.

2.Правовое и  социальное государство.

3.Формы государственного  правления и устройства.

1.Государство  как основной институт политической  системы общества: признаки, структура,  функции.

Государство - центральный  институт власти, политической системы  общества. Оно организует политический мир, политическую жизнь. В рамках государства  за счет применения механизмов, структуры, учреждений политической власти происходит концентрированное, непосредственное осуществление политики. 

Государство включает в себя систему политического управления - правительство, которое в свою очередь  состоит из конкретных органов и  лиц, занимающих официальные должности  и осуществляющих политическую власть от имени государства. Государство выступает в качестве института, коллективно ограничивающего индивидуальные интересы и обеспечивающего контролируемую и управляемую свободу. Оно стоит на страже коллективных интересов и призвано ограждать общество от возможных злоупотреблений силой, хаоса и беспорядков.

Современное государство  выступает одновременно как арена  политической борьбы и как ее цель, основная ставка. Государственная идея, заложенная в основе каждого конкретного  проявления государства, представляет собой комплекс формализованных, догматизированных  норм политики и права, правил, установок, социокультурных ценностей, традиций и предрассудков, Она сосредотачивает  в себе все богатство и разнообразие упорядоченных, скрепленных одной  целью представлений о наилучших  способах социально-политического  управления.

Основные признаки государства  можно определить следующим образом-

1. Власть отделена от  гражданского общества, существует  профессиональный слой управленцев  - бюрократия.

2. Государство обладает  суверенитетом, т.е. является единственным  и универсальным носителем власти  на определенной территории.

3. Государство обладает  монополией на применение силы  во всех формах.

4 Государство обладает  исключительным правом на издание  законов, обязательных для всех  проживающих на его территории

Государство выполняет разнообразные  функции, касающиеся в настоящее  время многих сфер общественной жизни. Современное государство - это уже  не «ночной сторож» собственности, но зачастую крупнейший собственник  и экономический регулятор, действующий  посредством налоговой, ценовой, инвестиционной, лицензионной и других видов политики. Оно выполняет социальные функции, субсидирует здравоохранение, образование, культуру, проводит активную демографическую  политику. Современное государство  формирует новый тип социально-ориентированной  власти, движется в направлении так  называемого «социального государства»

Государство обеспечивает защиту и безопасность своих граждан  в самых разнообразных сферах социальной жизни. Одной из новых  его функций, появившихся в последние  десятилетия, стала функция обеспечения  экологической безопасности. Она  реализуется через систему экологического законодательства.

Государство представляет народ  на международной арене, являясь  субъектом международных отношений. Оно реализует межгосударственные контакты и связи, международную  торговлю, устанавливает дипломатические  отношения, ведет войну и заключает  мир.

Выполнение внутренних и  внешних функций государства  обеспечивается системой органов и  учреждений, которые получили название «механизм государства». Центральным  элементом механизма государства  выступает государственный орган. Он официально представляет государство, имеет свойственную его задачам  компетенцию, организуется особым, сформулированным в законодательстве порядком, обладает особой структурой. В современной  политологии выделяют четыре разновидности  государственных органов:

1) органы законодательной  власти;

2)органы исполнительной  власти;

3) судебные органы;

4) контрольно-надзорные органы.

2.Правовое и  социальное государство.

Современное демократическое  государство в своих политических действиях реализует себя как  правовое государство, т.е. как система  органов, осуществляющих властные полномочия, полученные от народа, в интересах  народа, на основе верховенства правового  закона, разделения властей и признания  равенства и свободы за всеми  участниками демократического процесса.

Основные признаки правового  государства можно представить  в следующем виде.

1. Законы и акты государственной  власти не должны противоречить  конституции.

2. Человек как гражданин  государства имеет определенные  права и обязанности. Одновременно  человек обладает свободой и  правом самостоятельного регулирования  своей жизни. Политическая сфера  правового государства разделена  на два относительно самостоятельных  сектора: государственный и частный.

3. В правовом государстве  любая вина человека, в том  числе и политическая, может быть  доказана только в суде. Внесудебные  обвинения, какими бы тяжкими  они ни были, отражают только  частное мнение тех, кто их  выдвинул,

Правовое государство  предполагает наличие определенной системы взаимоотношений между  основными ветвями государственной  власти: законодательной, исполнительной, судебной. Сущностным признаком этой системы является принцип разделения властей, который предполагает определенную самостоятельность и независимость  соответствующих органов власти этой системы. Он несет в себе определенные гарантии против сосредоточения власти в руках какой-либо одной системы  органов.

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"