Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
4. Электоральные системы.
Электорат - совокупность граждан, обладающих избирательными правами. В политической науке значительное внимание уделяется электоральному участию, степени электоральной активности, мотивам голосования и избирательным предпочтениям различных электоральных групп.
Электоральные группы в своей совокупности составляют электоральную систему. Они очень близки политическим партиям по функциям и средствам воздействия и формируются на основе осознания людьми необходимости совместной деятельности для реализации своих интересов. В современной политологии электоральные группы определяются как добровольные объединения, формирующиеся с целью выражения и отстаивания политически значимых интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и другими политическими институтами. В современном обществе электоральная система состоит из очень большого числа разнообразных электоральных групп. Основанием для формирования этих групп могут быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные, идеологические потребности. В качестве примера таких групп можно назвать профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества потребителей, экологическое движение, женские, молодежные и иные ассоциации, внегосударственные культурно-просветительские организации, благотворительные общества и т.д.
Основное предназначение групп интересов, так же как и политических партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах происходит согласование множества частных требований граждан и социальных групп, оформления этих первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.
Существует множество средств и способов доведения электоральными группами своих требований до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, в т.ч. и такую популярную в современной России форму, как забастовка. Другие действуют менее заметно - в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия групп интересов на органы власти является лоббирование.
У политических партий и
электоральных групп очень
Электоральные группы механизмом реализации прав человека являются воплощением сути гражданского общества в политической системе. Чем более развито общество, тем сложнее и многообразнее их система.
Тема.9. Политические партии и партийные системы.
План
1.Политические партии: сущность, типы, функции.
2.Партийные системы: сущность и типы.
1.Политические партии: сущность, типы, функции.
Любой тип политической деятельности
осуществляется в каких-либо организационных
формах. Организация направляет действия
многих людей к единой цели, регулирует
их в соответствии с определенными
нормами. Благодаря организации
присущие ей идеологические или моральные
установки превращаются в материальную
силу. Организация выступает
Без политической организации интеграция общества на длительный период оказывается просто невозможной. В первую очередь, такими политическими организациями являются партии.
Что такое партия? В переводе
с латинского слово "партия" означает
"часть". Часть народа, часть
общества. Одни считают, что в партии
вступают наиболее активные граждане,
стремящиеся к политической деятельности,
воспринявшие общественные интересы как
свои личные. Другие, полагают, что в
партии идут люди для удовлетворения
своих карьеристских
Партия - это политическая организация свободно объединившихся людей на базе общности их социальных интересов, реализуемых при овладении ими политической властью.
Для того чтобы понять роль и место партии в жизни общества, необходимо выявить ее функции. В современных условиях политологами выделяются следующие функции партий:
- социально-политическое
просвещение и сплочение
- разъяснение массам
- участие в борьбе за власть и создание программ деятельности государства;
- формирование в парламенте
партийной фракции как звена
между партией и органами
- разработка принципов и форм отношений с другими партиями: формирование избирательных блоков, тактика сотрудничества (или блокирования) с другими партиями в парламенте и т.д.;
- организация оппозиции
государственным органам,
- осуществление посредничества
между гражданским обществом и
- подготовка и выдвижение
кадров для аппарата
- работа с молодежью с целью вовлечения в активную политическую, социально-экономическую деятельность.
Полнота реализации этих функций различна в разных обществах, она зависит от уровня развития общества, социально-классовой сущности партии, ее статуса в механизме власти, профессионализма и самоотверженности ее лидеров.
Становление политических партий
как необходимых элементов
- в XVI-XVII вв. партии в
Европе представляли собой
- в XVII-XIX вв. - это уже
политические клубы,
- в XIX-XX вв. формируются
современные массовые партии. Первой
массовой партией было
Основными причинами появления массовых партий были:
- повсеместное распространение избирательных прав;
- развитие рабочего движения,
организационное оформление
Необходимо отличать партии от других организаций, участвующих в политической жизни по следующим признакам:
- партия характеризуется
долговременностью действия
- наличие устойчивых местных
организаций, поддерживающих
- стремление партии в
одиночку или в блоке с
- поиск поддержки у народа в ходе выборов или другими способами.
Важное место в теории о партиях имеет вопрос об их институционализации (правовом признании). Известно, что многие партии в первой половине XX в. действовали на нелегальном положении. Процесс институционализации широко начался после второй мировой войны, многие коммунистические, социал-демократические партии были юридически признаны и вышли из подполья.
С новой силой проблема институционализации партий встала в результате политического взрыва в Восточной Европе и в процессе реформирования советского общества
Институционализация партий предусматривает:
а) санкционирование места партий в публичной жизни;
б) условия деятельности партий в политической системе;
в) участие партий в избирательной системе;
г) способы представительства партий в органах государственной власти;
д) финансирование деятельности партий из госбюджета. Правовое закрепление такой практики широко распространено в Германии, Швеции, Италии и ряде других стран. Здесь исходят из того, что партия, выполняя конституционные функции, способствует формированию здорового общества, а потому вправе получать государственные дотации.
Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает и неодинаковое противоречивое отношение к ее институционализации. В таких политических течениях, как анархизм, либерализм, неоконсерватизм, действует идущая от А.Бергсона, Р.Пеги, Л.Бона оппозиция воли к организации. Институционализация здесь рассматривается как негативное и нежелательное явление, как омертвление мысли и действия в заранее заданном порядке. Однако и теория и практика доказывают невозможность политического действия вне организации.
Показательным примером здесь может служить судьба воззрений Г.Маркузе. Как леворадикальный политолог, он приобрел известность резкой критикой любых форм рационального руководства и любых форм организации. Однако в ходе столкновения движения "новых левых" (Г.Маркузе был их идеологом) с организованной силой политического аппарата буржуазии Г.Маркузе приходит к выводу, что те черты "нового левого" движения (постоянные конфликты, безответственность суждений, неорганизованность и т.д.), которые он возводил в ранг достоинств, оказались губительными недостатками. Г.Маркузе признал необходимыми факторами политического действия контрорганизацию и контробразование.
Типология (классификация) партий обычно проводится по двум признакам: целям деятельности и способам деятельности. По целям различают буржуазные партии (правоконсервативные, центристские, либерально-реформистские), партии социалистического выбора (коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские), мелкобуржуазные (Болгарский земледельческий союз, крестьянская партия Польши и др.), религиозные партии (Христианско-демократические партии в Германии, Италии и др.).
По способам деятельности выделяют авангардные партии (Коммунистическая партия Китая и др.), парламентские партии (Канада, Австралия и др.), партии избирательных кампаний (республиканская и демократическая партии в США), партии-клубы ("зеленые", "защитники памятников старины" и др.).
2.Партийные системы: сущность и типы.
Многопартийность и
Многопартийность - необходимое состояние демократического общества, поскольку она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действий. Ритуальная многопартийность, существовавшая в странах Восточной Европы (ГДР, ЧССР, Болгария, Польша) при монополизации коммунистическими партиями права выражать "все" интересы народа, фактически отрицала суть многопартийности и была не лучше советской однопартийности. Однопартийность или формальная "многопартийность" - одна из причин кризиса политической системы, поскольку она консервирует монополию власти одной парии и является источником застоя общества, его государственных и общественных структур.
Становление многопартийности в нашей стране сопряжено со многими трудностями: несложившимися рыночными отношениями, низким уровнем демократической и политической культуры масс, отсутствием сильных и авторитетных партий общенационального масштаба; разбросом и резким противостоянием нарождающихся партий, внутрипартийных фракций, борющихся друг с другом недемократическими методами; сложностью национальной структуры; неопределенностью форм государственного устройства и т.д.
Поэтому ясно, что появление
множества партий еще не свидетельствует
о наличии многопартийности. Речь
может вестись лишь о ее становлении,
законодательном оформлении. Пока различного
рода возникшие партии больше заботятся
о включении своих