Краткий курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Содержание работы

1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций по политологии.docx

— 347.83 Кб (Скачать файл)

Государство призвано максимально  удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.

Условия возникновения и  развития гражданского общества:

-социальная свобода, демократическое  государственное управление, существование  общественной сферы политической  деятельности и политических  дискуссий;

- гласность и связанная  с ней высокая информированность  граждан, позволяющая реально  оценивать хозяйственную конъюнктуру,  видеть социальные проблемы и  предпринимать шаги по их разрешению;

- наличие соответствующего  законодательства и конституционных  гарантий.

- создание института частных  (коллективных и индивидуальных) владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции, активности, самостоятельности, равноправия хозяйствующих субъектов;

- ликвидация основ любой  безраздельной политической власти, децентрализация и перераспределение  властных полномочий;

- раскрепощение сознания  человека, укрепление чувства личного  достоинства, веры в свои силы  и возможности, преодоление пассивности  в решении общественно-политических  вопросов, активизация способности  и готовности самостоятельно  ставить и решать политические  проблемы.

Основные функции гражданского общества:

- побуждает человека соблюдать  общепринятые нормы, обеспечивает  социализацию и воспитание граждан;

- защищает граждан и  объединения, созданные ими, от  незаконного вмешательства в  их жизнедеятельность;

- являясь базой общественного  и государственного строя, гражданское  общество способствует формированию  демократических органов государственной  власти, демократическому развитию  всей политической системы

Современный период развития гражданского общества условно делится  на три этапа. Каждому из этапов становления и развития современного гражданского общества соответствуют определенные модели или типы: "конкурентное", "когерентное" (в переводе с латинского cohaerens- находящийся в связи) и "плюральное".

На первом этапе развития современности окончательно утверждается разделение гражданской и политической (государственной) сфер общества. Гражданское  общество взаимодействует с государством посредством формирования современных  механизмов демократии (институт выборов, партии, группы давления и т.д.). К  государству постепенно переходит  контроль над значительной частью таких  социальных институтов, как образование, учреждения культуры, медицина и пр.

Поэтому, на этом этапе в  гражданском обществе складывается и развивается преимущественно  частная сфера социальной жизни, т.е. система институтов и организаций, обслуживающих, прежде всего, частные  отношения людей, в т.ч. экономические и семейно-родственные, и противостоящая непосредственно публичной сфере государственной власти. Частная сфера гражданского общества призвана обеспечить эффективное взаимодействие автономных субъектов гражданского общества с представителями государства.

Этому этапу становления  гражданского общества соответствует  правовое государство, которое устанавливает  правила игры и следит за их соблюдением, не вмешиваясь непосредственно в  экономику.

На втором этапе развивается  общественная сфера гражданской  жизни, представляющая главным образом  всеобщие интересы субъектов политической жизни общества. Вытесненная государством на периферию частная сфера гражданской  жизни людей дополняется общественной сферой, опосредующей отношения гражданских  субъектов с государством.

В данном обществе существенно  расширяется сфера общественного  согласия и социального партнерства. Оно уже не является главным арбитром в решении классовых споров только двух групп - капиталистов и наемных  работников. Это - общество когерентного типа, стремящееся к согласованию интересов всех основных  социальных групп и слоев. В силу определенных объективных и субъективных факторов в социальной структуре современного социума наиболее прочное положение занимают средние классы или слои и так называемый "сервисный" класс - менеджеры, интеллектуалы, коммерсанты и пр.

Противоречия между группами и слоями этого общества имеют  социально-статусный характер, т.е. не связаны напрямую с распределением общественного богатства между  имущими и неимущими ("социально  обездоленными") слоями. Государство на данном этапе становится не только правовым, но и социальным.

На третьем этапе формирования современного социума осуществляется переход к "плюралистической" модели гражданского общества. В условиях позднего постмодерна гражданское  общество претерпевает качественные изменения.

В социальной структуре постсовременного социума практически отсутствуют противоположные полюсы классовой или статусной поляризации субъектов. Различия между ними имеют социокультурный характер. Это - различия культурных стилей жизни индивидов и групп. Борьба за культурное доминирование переносится в жизненный мир, где разнообразные субъекты пытаются вырабатывать собственные стратегии и линии поведения. Гражданское общество выступает при этом главным поставщиком социально значимых проектов и культурных программ деятельности. В обществе господствует плюрализм во всех его проявлениях и толерантность к новизне, если все это не противоречит установленным законам. На этом этапе происходит глобализация гражданского общества, а правовое и социальное государство становится постепенно и государством экологическим.

3. Взаимоотношения  гражданского общества и государства.

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга. Было бы ошибкой противопоставлять одно другому и тем более утверждать, что гражданское общество возможно без взаимодействия с государством. Конституционное или правовое государство  отличается от внеправового или полицейского главным образом тем, что в  нем с помощью законодательства закреплены отношения между обществом  и государством.

Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового  государства, поскольку только свободные  граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого  общежития. 

Гражданское общество, с  одной стороны, выступает опосредующим звеном между свободным индивидуумом  и государством. С другой стороны, оно нуждается в обеспечении стабильности и конституционного порядка в обществе, в гарантиях прав и свобод личности со стороны государства.

Взаимоотношения между гражданским  обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического  режима.

При тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет  пространства для гражданского общества. При авторитарном режиме гражданское  общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве. И только демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия для функционирования и развития зрелого гражданского общества, равно как и для правового государства.

Несмотря на то, что в  современных условиях не всегда просто провести четкую грань между гражданским  обществом и государством, разделение социальной системы на гражданское  общество и государство остается весьма актуальным.

Гражданское общество и государство  представляют собой явления, которые  отражают различные стороны жизни  общества и противостоят друг другу. Содержание деятельности государства  составляет реализация общезначимых интересов  социальных групп, классов, этносов. Средствами их реализации служат власть, принуждение, право. Содержание деятельности гражданского общества составляет реализация повседневных интересов индивидов. Средствами их реализации являются правовые и моральные  нормы, убеждения, традиции, обычаи и  т. д.

Основу государства составляют политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элиты, лидеры. Основа гражданского общества - свободный индивидуум с его неотъемлемыми  правами и неполитические организации, с помощью которых он реализует  свои права.

Политические партии, движения, группы давления, которые представляют интересы отдельных социальных групп  граждан, входят в структуру гражданского общества, а также непосредственно  участвуют в жизни государства, например, в выборах органов государственной  власти, в деятельности представительных органов государства и т. д. То есть происходит переплетение, взаимное дополнение государства и гражданского общества.

Соотношение государства  и гражданского общества, пределы  вмешательства в жизнь граждан  в разных странах имели конкретно-исторические формы. Например, переход от абсолютистско-монархического правления к демократии начинался  с подчинения государства и гражданского общества правовым нормам, с введения принципа разделения властей, составивших  единую систему конституционализма. Если взять англо-американскую модель конституционализма, то мы увидим, что она основана на свободе индивида и не допускает вмешательства государства в жизнь гражданского общества. 

В Западной Европе отношения  между государством и гражданским  обществом складывались иначе и  дали другую модель конституционализма – евроконтинентальную. Евроконтинентальная модель основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности. 

Российская  модель означала создание институтов представительной власти при сохранении всей  полноты её в руках монарха. По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления. 

Вообще для России исторически  была характерна бесконечная цепь государственного развития, основанная на властных принципах; правовом нигилизме по отношению  к власти и человеку; господстве произвола; бесправности индивида; отсутствии свободы и самодеятельности всех слоев общества. 

Требование прав и свобод на протяжении столетий в России отсутствовало. Это характерно как для самодержавного государства, так и для советского. Последнее же государство можно  отнести к классически не правовому  государству, как основанному на исключительно властных принципах  при полном отсутствии прав и свобод.

  1. Становление гражданского общества в России

Царская Россия была авторитарным, монархическим государством. Демократические  структуры власти (организации), которые  могли бы выражать мнение различных  групп населения, находились в зачаточном состоянии. В стадии становления  находились также понятия права  и свободы граждан.

1917г. в истории России  был судьбоносным с точки зрения  демократических преобразований, имевших  общемировое значение. После победы  февральской буржуазно-демократической  революции были объявлены амнистия  по политическим и религиозным  делам, свобода слова, печати, собраний; отменены сословные, религиозные,  национальные ограничения, смертная  казнь; упразднены жандармерия,  полиция, цензура. Социалистическая революция октября 1917 г. продолжила и дальше развила демократический процесс в стране: восьмичасовой рабочий день устанавливался на всех предприятиях России; вводился запрет на применение женского и подросткового труда на подземных и сверхурочных работах; устанавливалось страхование на случаи безработицы, болезни, родов и т. д.; для детей создавались специальные фонды, организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских учреждениях; начала формироваться общедоступная и бесплатная система медицинского обслуживания населения. Принятая в1918 г. первая Конституция РСФСР была самой демократической для своего времени по характеру продекларированных свобод и прав трудящихся. И необходимо добавить - ярко классовой, ограничительной, поскольку права и свободы распространялись не на всех членов общества, а только на часть его.

С завершением гражданской  войны и иностранной интервенции  были сняты многие ограничения гражданских  свобод, вызванные экстремальными условиями  того времени. Были заложены основы советского права, укрепилась законность, стали  функционировать законодательные, исполнительные и судебные органы. 

Новая экономическая политика (нэп), проводимая по инициативе В.И. Ульянова-Ленина, заложила основы гражданского общества. Свидетельством тому было становление  многоукладной экономики, в том  числе сочетание на известных  условиях и в определенных пределах государственного и частного капитализма. В результате в стране начали развиваться  рыночные отношения. Возникли также  самодеятельные общественные организации, выражавшие интересы трудящихся (профсоюзы, потребкооперация и т. п.).

Информация о работе Краткий курс лекций по "Политологии"