Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 01:28, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
1.Объект, предмет и структура политической науки.
2.Функции политологии.
3.Методы политологии.
Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.
Условия возникновения и развития гражданского общества:
-социальная свобода,
- гласность и связанная
с ней высокая
- наличие соответствующего
законодательства и
- создание института частных
(коллективных и
- ликвидация основ любой
безраздельной политической
- раскрепощение сознания
человека, укрепление чувства личного
достоинства, веры в свои силы
и возможности, преодоление
Основные функции гражданского общества:
- побуждает человека соблюдать
общепринятые нормы,
- защищает граждан и
объединения, созданные ими,
- являясь базой общественного
и государственного строя,
Современный период развития гражданского общества условно делится на три этапа. Каждому из этапов становления и развития современного гражданского общества соответствуют определенные модели или типы: "конкурентное", "когерентное" (в переводе с латинского cohaerens- находящийся в связи) и "плюральное".
На первом этапе развития современности окончательно утверждается разделение гражданской и политической (государственной) сфер общества. Гражданское общество взаимодействует с государством посредством формирования современных механизмов демократии (институт выборов, партии, группы давления и т.д.). К государству постепенно переходит контроль над значительной частью таких социальных институтов, как образование, учреждения культуры, медицина и пр.
Поэтому, на этом этапе в гражданском обществе складывается и развивается преимущественно частная сфера социальной жизни, т.е. система институтов и организаций, обслуживающих, прежде всего, частные отношения людей, в т.ч. экономические и семейно-родственные, и противостоящая непосредственно публичной сфере государственной власти. Частная сфера гражданского общества призвана обеспечить эффективное взаимодействие автономных субъектов гражданского общества с представителями государства.
Этому этапу становления гражданского общества соответствует правовое государство, которое устанавливает правила игры и следит за их соблюдением, не вмешиваясь непосредственно в экономику.
На втором этапе развивается
общественная сфера гражданской
жизни, представляющая главным образом
всеобщие интересы субъектов политической
жизни общества. Вытесненная государством
на периферию частная сфера
В данном обществе существенно
расширяется сфера
Противоречия между группами и слоями этого общества имеют социально-статусный характер, т.е. не связаны напрямую с распределением общественного богатства между имущими и неимущими ("социально обездоленными") слоями. Государство на данном этапе становится не только правовым, но и социальным.
На третьем этапе формирования современного социума осуществляется переход к "плюралистической" модели гражданского общества. В условиях позднего постмодерна гражданское общество претерпевает качественные изменения.
В социальной структуре постсовременного социума практически отсутствуют противоположные полюсы классовой или статусной поляризации субъектов. Различия между ними имеют социокультурный характер. Это - различия культурных стилей жизни индивидов и групп. Борьба за культурное доминирование переносится в жизненный мир, где разнообразные субъекты пытаются вырабатывать собственные стратегии и линии поведения. Гражданское общество выступает при этом главным поставщиком социально значимых проектов и культурных программ деятельности. В обществе господствует плюрализм во всех его проявлениях и толерантность к новизне, если все это не противоречит установленным законам. На этом этапе происходит глобализация гражданского общества, а правовое и социальное государство становится постепенно и государством экологическим.
3. Взаимоотношения
гражданского общества и
Гражданское общество и государство
взаимно дополняют друг друга. Было
бы ошибкой противопоставлять одно
другому и тем более
Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового государства, поскольку только свободные граждане, обладающие высокой политической культурой, способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
Гражданское общество, с одной стороны, выступает опосредующим звеном между свободным индивидуумом и государством. С другой стороны, оно нуждается в обеспечении стабильности и конституционного порядка в обществе, в гарантиях прав и свобод личности со стороны государства.
Взаимоотношения между гражданским обществом и государством в решающей степени зависят от типа политического режима.
При тоталитарном режиме государство, контролируя все сферы и уровни жизни общества, почти не оставляет пространства для гражданского общества. При авторитарном режиме гражданское общество существует, но в неразвитом виде и на ограниченном социальном пространстве. И только демократический режим в рамках конституционного порядка создает условия для функционирования и развития зрелого гражданского общества, равно как и для правового государства.
Несмотря на то, что в современных условиях не всегда просто провести четкую грань между гражданским обществом и государством, разделение социальной системы на гражданское общество и государство остается весьма актуальным.
Гражданское общество и государство представляют собой явления, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Содержание деятельности государства составляет реализация общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов. Средствами их реализации служат власть, принуждение, право. Содержание деятельности гражданского общества составляет реализация повседневных интересов индивидов. Средствами их реализации являются правовые и моральные нормы, убеждения, традиции, обычаи и т. д.
Основу государства составляют политические институты, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, элиты, лидеры. Основа гражданского общества - свободный индивидуум с его неотъемлемыми правами и неполитические организации, с помощью которых он реализует свои права.
Политические партии, движения,
группы давления, которые представляют
интересы отдельных социальных групп
граждан, входят в структуру гражданского
общества, а также непосредственно
участвуют в жизни государства,
например, в выборах органов
Соотношение государства
и гражданского общества, пределы
вмешательства в жизнь граждан
в разных странах имели конкретно-
В Западной Европе отношения между государством и гражданским обществом складывались иначе и дали другую модель конституционализма – евроконтинентальную. Евроконтинентальная модель основана на идее государственного порядка и национального единства, особой роли государства, обеспечивающего свободу личности.
Российская модель означала создание институтов представительной власти при сохранении всей полноты её в руках монарха. По классическому правовому определению конституционализм, как парламентаризм и абсолютизм, представляет собой конкретную форму правления.
Вообще для России исторически была характерна бесконечная цепь государственного развития, основанная на властных принципах; правовом нигилизме по отношению к власти и человеку; господстве произвола; бесправности индивида; отсутствии свободы и самодеятельности всех слоев общества.
Требование прав и свобод на протяжении столетий в России отсутствовало. Это характерно как для самодержавного государства, так и для советского. Последнее же государство можно отнести к классически не правовому государству, как основанному на исключительно властных принципах при полном отсутствии прав и свобод.
Царская Россия была авторитарным, монархическим государством. Демократические структуры власти (организации), которые могли бы выражать мнение различных групп населения, находились в зачаточном состоянии. В стадии становления находились также понятия права и свободы граждан.
1917г. в истории России
был судьбоносным с точки
С завершением гражданской
войны и иностранной
Новая экономическая политика (нэп), проводимая по инициативе В.И. Ульянова-Ленина, заложила основы гражданского общества. Свидетельством тому было становление многоукладной экономики, в том числе сочетание на известных условиях и в определенных пределах государственного и частного капитализма. В результате в стране начали развиваться рыночные отношения. Возникли также самодеятельные общественные организации, выражавшие интересы трудящихся (профсоюзы, потребкооперация и т. п.).