Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций
Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.
4. Функции политического лидерства. Свобода и ответственность политического лидера.
К функциям политического лидерства относятся:
- интегративная функция, т.е. интеграция слоев населения в конкретной политической программе, в идеале предусматривающей удовлетворение притязаний каждой группы населения. Установка такого типа в деятельности политика является необходимым условием лидерства ;
- координационная - т.е. корреляция
деятельности властных
- прагматическая - превращение целей и задач, стоящих перед обществом и формирующихся в идеологии, в конкретные программы действия.
Этими функциями определяется и конкретная деятельность всякого политического лидера, в задачу которого входит:
- объединение граждан вокруг общей цели и организация её достижения;
- нахождение и принятие
- выработка новых идей, поддержание
в обществе оптимизма и
- предотвращение отчуждения граждан от политического руководства через средства массовой информации, встречи с избирателями, поездки по стране, интервью и т.д.;
- легитимация строя (в первую
очередь в тоталитарных
Социальная значимость политического лидера очень высока. Соответственно к нему со стороны общества предъявляются высокие требования. Суть этих требований сводится к следующему:
- серьезное политическое
- воля, твердость характера, целеустремленность;
- способность к компромиссу, диалогу, уступкам;
- толерантность (терпимость, стремление
при решении общественных
- организаторские способности,
благодаря которым
- чувство такта,
- способность к творчеству, новаторству, к разумному риску;
- ораторские способности, умение четко и аргументированно формулировать свои мысли, овладевать вниманием аудитории;
- политическая интуиция, чувство времени.
У нас за время существования русской государственности не было и нет четко разработанных принципов ответственности государственных и общественных деятелей за свои дела. Не будем уходить далеко в историю. Возьмем массовые кровавые преступления сталинистов. Все они остались практически безнаказанными. Члены ГКЧП открыто вступили против законной власти, и находятся люди, которые рассматривают их едва ли не как героев. Решение о вторжении в Афганистан принимали 4 конкретных человека, абсолютно незаконно, но ни при жизни, ни посмертно их деяния не были квалифицированы как преступление. Более того, многие конкретные виновники преступлений против общества не только не понесли наказания, но и продолжают занимать важные государственные посты, демонстративно строят своз карьеру и снова поучают народ и призывают его к очередному светлому будущему. Некоторые из них лелеют мечту снова стать политическими лидерами. Нынешний парламент принял сотни новых законов и постановлений. Но ни одного нет, предусматривающего ответственность политиков за свои действия и намерения. Получается, что они по-прежнему могут делать что угодно, обещать и не выполнять обещания, подписывать сомнительного рода документы и не отвечать за свои подписи, обогащаться за счет государства и кричать о бедственном положении россиян.
Политическая ответственность у нас категория, таким образом, не юридическая, а нравственная. Это значит, что каждый за свои действия отвечает только перед своей совестью. А совесть - это такое понятие, что всякий толкует его по-своему.
Именно поэтому
Таким образом, мы видим, что политическое лидерство - это один из уникальных феноменов политической жизни общества, связанный с осуществлением властных функций. Оно служит институтом, включающим большинство населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом.
Тема 16. Социокультурные аспекты политики.
1.Политическое сознание: содержание, уровни, функции.
2. Политическая идеология: сущность, уровни и виды.
3.Политическая культура общества: сущность, функции, типы.
1.Политическое сознание: содержание, уровни, функции.
Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей Платона, Аристотеля и других обосновали необходимость для общества государственных образований и систему норм поведения людей в политическом пространстве. Уже в древние времена политические представления и идеи формируются в специфическую автономную систему духовных явлений как часть жизни социума.
В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.
На вопрос о содержании политической деятельности должно дать ответ политическое сознание. Сознание вообще представляет собой специфическую способность человека и человечества так ориентироваться в окружающей среде, чтобы можно было существовать или адаптироваться творческим образом - взаимодействуя со средой преобразующим способом. Человек, в отличие от животного, не только пользуется природой для собственного выживания, но и изменяет ее, внедряется в нее, превращает тело природы в свое общественное тело. По поводу сознания в наше время столько мнений, сколько людей об этом задумывается, это явление получило название плюрализма, и современные люди еще не знают, что с этим делать.
Политика занимается делами людей, а не природы. Поэтому политическое сознание направляет свое внимание на общество в целом, а его непосредственной задачей является осознание того, как можно организовать сообщество с максимальным учетом потребностей людей и минимальным уровнем насилия. Как видим, эта задача связана с бесчисленными противоречиями, которые невозможно даже учесть, поэтому политическое сознание всегда является ситуативным, оно осознает общество, исходя из его реального содержания здесь и сейчас. Это сознание всегда носит партийный характер, поскольку нет людей вообще, а существуют конкретные люди, выражающие в сознании не только предметы, но и свою индивидуальную жизнь среди них. Это обстоятельство делает политическое сознание идеологией.
Политическое сознание носит всегда открытый характер, поскольку у всех людей по поводу политики не может быть единого мнения, это всегда борьба, диалог, компромисс, консенсус - на любой вкус.
Если представить себе идеальное политическое сознание, которое может дать ответы на все вопросы, то окажется, что мы должны знать, что такое человек и общество, их интересы и цели, права и обязанности, как можно гармонизировать людей без нарушения их свободы, как искоренить зло и сделать всех добрыми, и т. д.
Содержание политического
Существенная черта
Немаловажная особенность
Таким образом, политическое сознание позволяет различным группам людей и всему сообществу в целом осознать свои частные интересы и попытаться их совместить с интересами других групп в политической структуре. Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои интересы. В пределах политического сознания создаются нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей.
Политическое сознание распределено среди всех людей, живущих в обществе. Такое сознание - массовое политическое сознание. Существуют также элитарные формы политического сознания, которые возникают в головах великих мыслителей и профессионалов, занимающихся политикой и идеологией.
Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни:
1) государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. 'Государственное" сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления;
2) теоретический - представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер. Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:
- ставить и решать важнейшие
политические цели и задачи - как
фундаментальные (
- определять средства и методы их достижения;
- определять направления и пути
организационно-политического
- вырабатывать концептуальные
подходы к социальному
- корректировать политику с учетом данных практического опыта;
3) эмпирический уровень- базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений;
4) обыденный уровень- характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
Политическое сознание выступает в различных формах.
Специализированное
Массовое политическое сознание выражает
опосредованно уровень и
Функции политического сознания:
1) когнитивная - потребность в познании человеком различных сторон мира политики; 2) идеологическая - необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций; 3) коммуникативная - обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти; 4) прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов; 5) воспитательная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.