Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов  больших социальных групп, прежде всего  классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология - ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения.

С помощью идеологии политические силы обосновывают свои цели и подбирают  средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология  питает мотивационную базу коллективных политических действий и поведения.

2.Сущность, уровни и виды политической идеологии

Среди направлений и  форм политического  сознания особое место занимает политическая идеология. Термин «идеология» был введен в научный оборот в XVIII веке французскими ученым де Граси. Он стремился найти в мировосприятии логические и психологические основы политики.

В дальнейшем в науке сложились  разные взгляды на это духовное явление.

В работах создателей марксистской теории в зависимости от контекста  термин «идеология» использовался  в трех значениях: 1) сознание определенного класса в целом; 2) теоретическое сознание; 3) ложное, извращенное сознание, вызванное противоречиями производственных отношений.

Д. Истон, М. Дюверже определяли идеологию  как систему ценностей и предпочтений. Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий.

М. Вебер относил идеологию, как  и другие мировоззренческие и  религиозные образования, к области  веры, отрицая тем самым даже саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивают политическое мировоззрение и современные политологи Э. Шиллс и У. Матц.

Большинство политологов определяют идеологию как систематизированную  совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и пр.

Любая идеология носит политический характер, но понятие политическая идеология употребляется в специфическом смысле - как совокупность взглядов социальных групп на политическое устройство общества, на место политики в общественной жизни.

Как специфическая форма политического  сознания, политическая идеология выполняет  определенные функции в организации  и реализации власти:

1. Легитимация власти правящих  сил или права на власть  оппозиции;

2. Артикуляция интересов групп  и слоев общества;

3. Мобилизация и интеграция граждан,  стимулирование целенаправленных  действий с их стороны;

4. Компенсация социальной неудовлетворенности  надеждой на благополучное изменение  социального бытия.

5. Воздействие на массовое политическое сознание, внедрение в него определенных критериев оценки настоящего и будущего и ориентации в политической жизни.

6. Формирование позитивного образа  предлагаемой ею политической  линии, ее соответствия интересам  населения.

7. Стимулирование и мотивация политического поведения, как отдельных граждан, так и партий и движений.

Можно выделить следующие уровни политической идеологии:

1) теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства;

2) программно-политический. Здесь  социально-философские принципы  и идеалы переводятся в программы,  лозунги и требования;

3) актуализированный. Он характеризует  степень усвоения гражданами  целей и принципов данной идеологии и спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров, их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии: от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров.

ОСНОВНЫЕ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ

Либерализм

Исторически либерализм связан со становлением капитализма. Его главные теоретические постулаты заложены в работах Томаса Гоббса, Джона Локка, Адама Смита и других ученых, связывавших свободу личности с идеями частного владения, частного предпринимательства и конкуренции.

 Связав свободу личности  с уважением основополагающих  прав человека, а также с системой частного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалы свободной конкуренции, рынка предпринимательства. Соответственно, ведущими политическими идеями либерализма были и остаются правовое равенство граждан, договорная природа государства, а также сформировавшееся в более позднее время убеждение о равноправии соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

С момента своего возникновения  либерализм отстаивал критическое  отношение к государству, принципы высокой политической ответственности  граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. Главными проблемами либеральной идеологии всегда было определение допустимой степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному отечеству и универсальных прав человека.

.Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику, из идеи создания государства на основе общего консенсуса, из понимания того, что все свои законы и ценности человек создает сам, из осознания того, что человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой.

Основными политическими идеями либерализма  являются:

- приверженность парламентскому  строю и традиционным парламентским процедурам;

- негативное отношение к разросшимся  экономическим и социальным функциям  государства;

- необходимость разделения властей,  политический плюрализм и верховенство  закона;

- обеспечение основных политических  прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности;

- расширение практики плебисцитарной  демократии, всенародного обсуждения  законов, укрепление местного  самоуправления;

- обоснование демократической  сущности элитизма, необходимости  конкуренции элит;

- компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

- абсолютная ценность человеческой  личности и изначальное (от  рождения) равенство всех людей;

- автономия индивидуальной воли;

- существование неотчуждаемых  прав человека (на жизнь, свободу,  собственность);

- договорный характер отношений  между государством и индивидом;  верховенство закона как инструмента  социального контроля; ограничение  объема и сфер деятельности  государства;

- защищенность - прежде всего от  государственного вмешательства  в дела общества и индивида.

Отсюда можно сделать вывод, что либерализм как идеология  объединяет сторонников парламентского строя и максимально возможной  свободы индивида в экономической, политической и других сферах. Центральная идея либеральной идеологии - идея свободы. В либерализме в отличие от других идеологий она имеет специфическую трактовку. В либерализме свобода понимается как свобода индивида от внешнего принуждения. Либерализм выступает за ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения по отношению к индивиду. Свобода для либералов – это, прежде всего, свобода экономическая, свобода предпринимательства. Государству отводится роль "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма "государства должно быть как можно меньше", оно практически не должно вмешиваться в экономическую и социальную жизнь. Назначение государства состоит в том, чтобы поддерживать в обществе элементарный порядок, создавать условия для свободной экономической деятельности .

В рамках идеологии либерализма существуют некоторые проблемы и противоречия: отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречия между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной «культурной почве» затруднено

Ядро классического либерализма  образуют следующие положения:

1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей;

2) автономия индивидуальной воли;

3) существование неотчуждаемых  прав человека (на жизнь, свободу,  собственность);

4) договорный характер отношений  между государством и индивидом;

5) верховенство закона как инструмента  социального контроля;

6) ограничение объема и сфер  деятельности государства;

7) защищенность - прежде всего от  государственного вмешательства  - частной жизни человека и  свобода его действий (в рамках  закона) во всех сферах общественной жизни.

Идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с «классическим  либерализмом» состоит в следующих  моментах:

1). В попытке соединить базовые  ценности либерализма (права и  свободы граждан) с принципом  сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка;

2). В стремлении совместить принципы  индивидуальной свободы, рыночной  конкуренции и неприкосновенности  частной собственности с социальной  ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т. н. минимальный социальный стандарт);

3). В признании необходимости  достижения консенсуса (согласия) в  отношениях между управляющими  и управляемыми, элитой и большинством общества;

4). В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия;

5). Рассмотрение морали и морального  облика не как личного дела  каждого гражданина, а как обязательного  условия нормального развития  общества.

Либерализм эволюционировал с  развитием западного общества, вбирал в себя новые идеи. От социал-демократизма им были восприняты принципы реформизма, солидарности управляющих и управляемых, урегулирования социальных конфликтов. От кейнсианства был воспринят акцент на усилении регулирующей роли государства.

Новый облик либерализма еще  не сложился. Его становление идет по различным, во многом отрицающим друг друга курсам. С одной стороны, возрождаются антикейнсианские традиции, суть которых - в отрицании вмешательства государства в сферу экономики. С другой стороны, заметен акцент на проблемах равенства и справедливости.

Неолибералы видят ошибку старого  либерализма в недооценке материальных аспектов обеспечения свободы, в  абсолютизации монетаризма Чикагской  школы и игнорировании опыта  социально-ориентированной экономики.

Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

Идеология консерватизма  и современность

 Консерватизм - это идейно-политическое  учение и течение, ориентированное  на сохранение и поддержание  исторически сложившихся форм  государственной и общественной  жизни, в особенности ее ценностных  устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.

Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.

Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом  и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии