Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

Бихевиористский анализ стал широко применяться в политологических исследованиях с 50-х годов XX века. Именно тогда в политологии сформировалось направление исследований: политическое поведение человека как действенный фактор функционирования политических систем.

Бихевиористский анализ - это, во-первых, научная ориентация или установка  на сбор, анализ и интерпретацию фактов по канонам естественнонаучного исследования. В политологии бихевиоризм, или поведенческий подход, был связан с использованием таких исследовательских методов, как, во-первых, репрезентативные опросы, мультифакторный анализ; во-вторых, исследование, в фокусе которого находится поведение индивида; в-третьих, рассмотрение политики как части более широкого социального и культурного контекста.

Начало этого течения в 50-е  годы XX в. связано с именами ученых, которые в 30-е годы ввели в политологию новые объекты исследования (личность, установку, убеждения, ценности, электоральное поведение, общественное мнение и другие неинституционализированные элементы политического процесса) и новые методы, заимствованные из социологии, психологии, антропологии и психиатрии.

В настоящее время научная репутация  бихевиористского анализа остается весьма высокой, что связано, по большей  части, со стремлением ученых избавить политическую науку от субъективизма  и политической ангажированности, сделать  возможной эмпирическую проверку гипотез и количественное измерение политических процессов.

Становление и развитие политической науки в нашей стране отражает все большую роль тех специалистов, которые делают ставку на системный  подход и применение количественных методов и моделей. Это ясно видно при решении политических задач, основанных на необходимости учета знаний об «обществе, в котором мы живем». Последнее облегчается при использовании структурно-логической модели, известной как «колеса Тихомирова».

С позиций этой модели каждая общественная система рассматривается как совокупность ее основных элементов (ранее говорили о «силах»), которые действуют между собой (имеются соответствующие «связи» или отношения) согласно закону связей. Последнее означает, что система характеризуется определенной структурой.

Особенность рассматриваемой модели состоит в том, что в системе  сначала выделяются четыре ее основных компонента. Затем они детализируются с выделением в каждом из них материальной и духовной сферы, где учитываются соответственно количественные и качественные характеристики компонентов. Всего на этом этапе рассматривается 8 блоков («колес»), каждый из которых является компонентом некой «колесницы», моделирующей общественную систему в целом.

Точная и научно обоснованная оценка политических сил в обществе (анализ расстановки политических сил) для любого политика является исходным пунктом его деятельности. В политической практике существует множество технологий и методик определения - кто из участников политических событий будет поддерживать (и в какой степени) или будет сопротивляться тем или иным действиям.

Распространенной методикой является деление участников политических событий  на правых и левых. Такое деление  политических сил относится к  периоду Великой французской буржуазной революции 1789г. Разумеется, это деление во многом условно. Конкретная политическая ситуация дает значительные модификации такого разграничения политических сил. Кроме того, их блокировка по проблемам текущей политики - характерная черта современной политической жизни.

«Линейная» методика. Эта методика названа «линейной», но по внешней схожести могла бы называться и «температурной», и «градусной». Как и любой термометр, шкала линейной методики имеет некую среднюю точку, которая соответствует либо позиции политического субъекта (лидер, партия, правящая элита и оппозиционная элита); либо политическому действию (поступок, событие, решение). Справа и слева от исходной точки по линии располагаются точки, обозначающие позиции других участников политических событий. Степень расхождения позиций зависит от удаленности той или иной позиции от исходной - здесь условно можно проградуировать линию от 0 до + 100 и от 0 до-100.

Линейная методика выглядит сравнительно просто, однако обладает высокой степенью наглядности, а также возможностью довольно точно прогнозировать реакцию того или иного источника информации на любой шаг властвующих и оппозиционных сил. Однако линейная методика излишне статична, в ней трудно показать возможные трансформации анализируемых субъектов.

Табличная методика. По форме построения она наиболее разнообразна: это могут быть графики, диаграммы, таблицы, секторные круги и многое другое. Но основное правило табличной методики должно быть таковым: в ней четко указываются участники политических событий, позиции которых анализируются, политическое действие (субъект политики), отношение к которому определяется, и возможные варианты такого отношения. Эта методика дает хорошую возможность выявить позиции основных слоев общества относительно какого-либо политического события или действия властвующей элиты. Но она имеет ограниченные аналитические возможности: недостаточная научная строгость в подборе социальных слоев для анализа и определении критериев их отношения к политическому событию; статичность (позиции сторон зафиксированы в определенном временном интервале и в таблице нет возможности показать те изменения в позициях социальных групп, которые могут произойти под влиянием различных факторов).

Динамичная методика. Позволяет проанализировать изменения в позициях политических субъектов по отношению к конкретному политическому событию. Методика основывается на делении политических сил на поддерживающих событие и противодействующих ему.

Рассмотренные методики анализа расстановки  политических сил в обществе не исчерпывают всего методологического инструментария политической науки, но основные из них здесь представлены и могут быть использованы при изучении многих аспектов политической жизни, в частности, избирательных кампаний.

Специфическим видом политического анализа является анализ выборов в органы власти. В последнее время этому процессу уделяется много внимания. Он осуществляется путем:

- изучения экономических, социальных, политических условий и ситуаций  жизни населения;

- вычленения острых проблем, волнующих людей;

- выявления состава электората  в разрезе основных социальных  слоев и групп, их особенностей;

- выяснения политических предпочтений  электората на основе проведения  конкретных социологических исследований;

- исследования партийных предпочтений избирателей;

- изучения содержания предвыборных  программ, лозунгов, политических и  организационно-идеологических приемов  конкурентов в борьбе за голоса  избирателей;

- выявления мотивов голосования;

- выработки прогноза и внесения  корректив в технологию избирательной кампании исходя из понимания особенностей текущего момента и хода предвыборной борьбы;

- подведения итогов выборов,  изучения причин, приведших к  успеху или неудаче, в целях  извлечения уроков для будущей  избирательной кампании.

Главным направлением анализа выборов является изучение политического поведения избирателей как суммы действий, выполняемых в связи с участием в голосовании, и совокупности обстоятельств, складывающихся в ходе осуществления этих действий и в то же время их обусловливающих. В этих целях анализируются статистические данные в разрезе пола, возраста, социального происхождения, профессии избирателей и исследуется влияние этих факторов на активность избирателей. Методики статистического подхода к изучению выборов обстоятельно разработаны зарубежными политологами. В ряде стран исследование выборов осуществляется на основе трех подходов: социолого-демографического («колумбийская школа»); социально-психологического («мичиганская модель»); экономического, рационалистического.

В политике приходится иметь дело с большим количеством различных документов, источников информации. Вся эта информация отражает сложные процессы борьбы за власть и ход политической деятельности вообще. Поэтому контент-анализ как специфически-формализованный анализ содержания того или иного текста становится одним из важнейших вспомогательных методов подготовки и реализации политических решений и прогнозов.

Контент-анализ - это исследовательская  техника для получения выводов  путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах реальной политической действительности (в частности, источника текста сообщения). Количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет в конце XIX в. Конкретные приемы контент-анализа впервые были подробно описаны в 40-е годы XX в. В политической практике последних лет этот метод стал очень широко использоваться, что определяется целым рядом его преимуществ: здесь и возможность сокращения общего объема исследуемого материала, относительная дешевизна, ограничение субъективных влияний при работе с имеющейся информацией, доступность материалов для анализа.

В зависимости от содержания имеющегося текста существуют два вида контент-анализа: количественный и неколичественный. Первый основан на частной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания - индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа). Второй вид анализа основан на использовании количественных мер. Его задача - получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Оба типа контент-анализа объединяет то, что они основаны на эксплицитно сформулированных правилах процедуры исследования.

Итогом проведения контент-анализа  является аналитическая записка, содержащая в себе выводы и рекомендации для  принятия обоснованного политического  решения.

Компьютерные технологии дают возможность существенно повысить аналитический потенциал политических деятелей при анализе политических реалий, принятии важных государственных решений. Существует много компьютерных средств, предназначенных для аккумулирования информации, анализа и прогнозирования развития политических событий, контроля за выполнением принятых политических решений. Их использование позволяет автоматизировать проведение исследований, компьютеризировать аналитическую деятельность, разработку вариантов политических решений, моделирование их вероятных последствий, выбор наиболее предпочтительного решения и его оформление в виде документа. В последние годы были разработаны и внедрены десятки компьютерных, информационно-аналитических и информационно-прогнозных технологий для Администрации Президента Российской Федерации, информационных агентств ИТАР-ТАСС и Интерфакс, Конгресса российских деловых кругов, ряда банков и коммерческих структур.

Тема 20. Политическое прогнозирование

План

1. Место и  роль прогноза в политике и политической деятельности.

2. Принципы, этапы  и методы политического прогнозирования.

1. Место и  роль прогноза в политике и политической деятельности.

Обеспечить стабильность политической системы в обществе в целом, способность  адаптироваться к внутренним и внешним изменениям, реагировать на импульсы и требования социальных групп, отражать и согласовывать их интересы невозможно без умения научно предвидеть ход и развитие политических процессов. Если претендовать на политическое руководство, надо уметь предвидеть политические события, уметь анализировать то, что должно произойти.

Прогноз - это вероятностное, научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогнозирование - это процесс разработки прогнозов.

Существует несколько трактовок  понятий прогноза и прогнозирования. Так, под прогнозом понимают научно обоснованное суждение, направленное на уменьшение неопределенности будущего и имеющее целью выбор наиболее рациональных практических решений. Другой вариант: прогноз - вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Под прогнозированием обычно понимают определение свойств или состояние объекта прогнозирования в какой-либо будущий момент времени. Прогнозирование - составная часть функции управления, предшествующая планированию и предназначенная для проработки исходных данных при разработке планов.

Прогноз нельзя смешивать с другими  формами отношения к будущему, какими являются, например, идеалы, планы, программы, проекты, гипотеза и т. д. Напротив, он призван их обогащать. Прогноз дает представление о возможности реализации политических целей, о предполагаемой эффективности запрограммированных мероприятий. Особенностью прогнозирования в отличие, например, от планирования является его вероятностный характер. Абсолютно точно угадать будущую ситуацию почти нельзя, т. к. она полна неопределенностей. Прогнозирование не претендует на временную точность, поскольку ритм политических событий не задан наперед.

Практика прогнозирования позволяет  сделать вывод, что прогноз - это  не столько углубление в будущее, сколько проникновение в глубь  сегодняшнего дня и дня вчерашнего, это разведка, имеющая целью обнаружить зарождающуюся тенденцию с тем, чтобы спроецировать их в будущее.

Практика управления социально-политическими  процессами показывает, что чем выше уровень прогнозирования, тем эффективнее, результативнее планирование и управление. Для органов политического руководства  иметь научно обоснованные прогнозы - значит предвидеть ход развития политических событий. Поэтому в самом общем виде политическое прогнозирование можно определить как опережающее отражение политической действительности. Основная причина, побуждающая политического деятеля заниматься прогнозированием, состоит в том, чтобы просчитать и смоделировать результаты принимаемых политических решений на определенном отрезке времени.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии