Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

Эмпирические методы способствуют более глубокому исследованию общественного мнения и политической культуры людей, влияния различных социальных фактов на политические процессы, системному анализу больших и малых общественных структур, структурно-функциональному изучению политических институтов и т. д. Для эмпирических исследований широко используются социологические исследования (анкетный опрос, интервьюирование, контент-анализ, включенное и исключенное наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.).

Системные методы позволяют изучать политические процессы и явления в целом и социально-политическую ситуацию в частности как комплексный процесс, выявлять наиболее важные элементы и подсистемы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность, возможность воздействия на ход развития всей ситуации.

Рассмотрим более подробно некоторые  методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

- для организации проведения  экспертных оценок создаются  рабочие группы. В их функции  входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек в зависимости от сложности объекта);

- перед тем как организовать  опрос экспертов, необходимо уточнить  основные направления развития  политических процессов, событий,  а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т. е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);

- в ходе опроса экспертов  необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление «руководящего» мнения должно быть исключено;

- обработка материалов экспертной  оценки, которые характеризуют обобщенное  мнение и степень согласованности  индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как  среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация  идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей  эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап - составление проблемной записки участника «мозговой атаки». Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.

Третий этап - генерация идей. Она  начинается с того, что ведущий  раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений не допускается (говори свое), не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.

Запись высказываемых идей лучше  вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность  систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.

Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников «мозговой атаки», число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило: рассматривать каждую систематизированную идею только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки не отвергают идеи, а выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап - оценка критических  замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем (международных отношений, национальной экономики, области политики, социальных отношений и т. п.).

Следует заметить, что рассматриваемый  метод в нынешних условиях является наиболее эффективным при анализе  политической ситуации в России. В  сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период.

Поэтому сценариями называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в  будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора.

Итак, прогнозирование является одной  из составляющих любого познания, любой науки, в том числе политологии. Интерес к проблеме прогнозирования переживает в настоящее время в России очевидный подъем. Прогнозами занимаются аналитики-политологи, многочисленные аналитические институты, государственные деятели, журналисты и др. При прогнозировании актуальным является вопрос о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно распорядиться по-разному. Тем более это актуально для политологии, так как на знаниях, полученных в этой области, строятся конкретные политические решения, а затем действия, которые определяют развитие всего общества, жизнь реальных людей.


Информация о работе Краткий курс лекций по политологии