Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

В стране Советов существовала устойчивая  модель политической идентификации: монолитная масса «советских людей» однозначно ориентированная на построение коммунистического общества и «жалкая горстка» «антисоветчиков». В действительности монолит не был монолитным, «антисоветчики» выступали не против советского строя, а против партократии и тоталитаризма. Тем не менее, эта схема существовала и широко использовалась нашими идеологическими институтами и репрессивными органами.

Ещё один элемент культуры политического  сознания – политический язык.

Политический язык - не какой-то специализированный, а определенным образом "организованная" часть общего языка, (прежде всего терминологическая), которая наиболее активно используется в политических текстах. В его лексике, стилистике, семантике, синтаксисе зашифрованы поведенческие установки его носителей.

Достаточно сравнить речи  Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Путина в  их чисто лингвистическом  плане, чтобы проследить эволюционную кривую советской и российской политической культуры. С другой: стороны, если сравнить их с речами Рузвельта, Трумэна, Эйзенхауера, Кеннеди, Клинтона и Буша, то увидишь политико-культурные контуры совсем другого – вовсе не обязательно враждебного, но другого мира. Например, политический язык, в котором велик удельный вес понятий, терминов, оборотов,  заимствованных из военной области или широко используемых в ней, - «борьба за», «наступление на» и т.д. явно принадлежит другой политической культуре, нежели язык, включающий в себя такие обороты, как "соблюдение интересов", «взаимовыгодные отношения», «выигрыш», «честная игра» и т.п.

В зависимости от типа политической культуры и особенностей конкретного  языка, языки политики различаются  по степени их идеологизированности, эмоциональной окрашенности, религиозно-нравственной насыщенности, использованию стилистических оборотов и лексики (метафора, гибербола) и т.д.

Политическая культура не ограничивается сферой сознания, она распространяется и на политическую деятельность, включая  в себя культуру политического поведения, как практического отношения  субъектов политического процесса к политической системе, к самому этому процессу и друг к другу. Только в отличие от сферы сознания политическая культура проявляется здесь не в представлениях, убеждениях и установках, а в относительно устойчивых моделях поведения субъекта, практического его участия в политической жизни.

Существует 4 вида  «конвенционального» (легитимного) участия в политической жизни:

1-  голосование;

2- участие в работе партий  и других общественных организаций  и проводимых ими мероприятиях;

3- участие в политической  жизни общины;

4- контакты с официальными лицами  на разных уровнях.

Что касается «неконвенционального» (иллегитимного) поведения, то сюда обычно относят различные формы "протеста": участие в демонстрациях, митингах протеста (часто с нарушением закона) против «безнравственных действий властей», отказ повиноваться «несправедливым» законам.

Политическая культура распространяется и на сферу практического функционирования системы в целом и образующих её институтов. Сюда включаются:

1- электоральный процесс (организуемые государством, партиями, общественными организациями выборы);

2- культура принятия  политических  решений на разных уровнях;

3- культура восприятия и регулирования  социальных  конфликтов.

В разных странах модели этих действий различны. Взять хотя бы отношение к конфликтам. В США, например, социальные конфликты воспринимаются как норма, как естественное и даже в некоторой степени желательное явление. При этом он рассматривается не как конечная стадия развития противоречия, за которой следуют катаклизмы, а как столкновение интересов, которое, будучи выведено на поверхность, может быть улажено быстрее и безболезненнее, нежели при подпольном его протекании. Это помогает политикам не избегать конфликтов, а управлять ими, не доводя до социального взрыва.

Итак, политическая культура распространяется на все сферы политической жизни общества и включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования, существующих в данной системе институтов.

Обобщая сказанное выше, можно предложить следующее определение политической культуры.

Политическая культура - это  система, исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, функционирования, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, фиксирующих принципы их отношения к этому процессу в целом и его элементам, друг к другу, к самим  себе и к политической системе, в рамках которой протекает этот процесс, тем самым обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Структура политической культуры состоит  из следующих элементов.

1. Общезначимые политические знания, которые складываются из теоретических  (научных) и практических, получаемых через различные средства информации, причем необходимо их сочетание: теоретические знания без информации, как и информация без научного ее осмысления, не позволяют понять сложные явления политики.

2. Культура политического мышления включает способности анализировать сведения и события, давать им правильную оценку и формировать свое отношение к ним, принимать решение об участии в политических действиях.

3. Культура политических чувств. Она предполагает у субъектов  политики наличие не только хладнокровия, настойчивости, выдержки, но и жестокости, грубости. В конкретной политической деятельности постоянно складываются ситуации, в которых такие чувства служат механизмом поведения, регулятором деятельности групп и лидеров.

4. Культура политического поведения складывается в целом на основе политических традиций, господствующих в данном обществе. Она, в определяющей степени, зависит от культуры политического мышления, политических знаний и чувств, а также особенностей их воплощения в индивиде в форме политических ориентации.

Политическая культура имеет несколько  уровней функционирования ценностных отношений.

1. Мировоззренческий, общекультурный  уровень - выработка общекультурных  ориентаций, отношения к власти  в целом, отношения к идеологии, насилию и свободе, политическим явлениям.

2. Уровень политической культуры, характеризующий отношение к  власти как центру господства  и принуждения, отношение к  своим гражданским правам и  государству.

3. Уровень политической культуры, показывающий конкретное отношение гражданина к политическим явлениям и процессам. Например, к деятельности президента, политическим партиям, нациям и т. д.

Применительно к каждой политической культуре можно говорить о её относительно устойчивом «ядре» и «периферии», которую составляют либо утрачивающие прежнее значение, либо новые элементы, только начинающие обретать культурный статус. Отдельные элементы «нижних», «архаичных» пластов сохраняющие  функциональную значимость и входящие в «ядро», способны продолжать движение по  вертикальной оси, входя в новую политическую культуру. Эта черта прослеживается в обществах, переживших несколько революций и глубокие социальные потрясения (СССР, Китай, Франция). С другой стороны, существуют страны типа Англии, где предпринимаются шаги по искусственному сохранению элементов прошлой культуры, в которых видят фактор стабилизации существующей политической системы. Даже самые интегрированные из национальных политических культур заключают в себе автономные, структурированные образования, именуемые в социологии субкультурами.

Субкультура – система (подсистема) политических ориентаций и моделей  политического поведения, характерных  для определенных групп или регионов и отличающихся в своей системной  целостности  ориентаций и моделей, присущих другим группам, регионам, нации в целом.

Политическую субкультуру порождают только те группы, члены которой объединены совместным и специфическим, ставящим их в особое положение по сравнению с другими группами и нацией в целом, опытом воспроизводства политической жизни.

Политические субкультуры формируются  на разных базах. Наличие противоборствующих или просто противостоящих социальных классов и групп с более  или менее развитым самосознанием  ведет к становлению социально-классовых  субкультур, например субкультура рабочего класса. В развитых странах эти субкультуры присутствуют в более "стертом" виде, нежели 50 или 100 лет назад, но существуют.

Наряду с ними существуют во многих странах национально-этнические субкультуры. 0ни характерны для районов компактного проживания национально-этнических меньшинств, сохраняющих культурную самобытность. Такие меньшинства и присущую им самобытность можно обнаружить в Индии, Китае, Канаде, Великобритании, США, России. Помимо социальных и национальных субкультур существуют и региональные политические субкультуры. В условиях локализации национальных меньшинств они совпадают с национально-этническими субкультурами. Эта разновидность субкультуры складывается в странах, территория которых формируется на протяжении длительного времени, включая всё новые в культурном отношении регионы (США, Россия). В ряде стран сформировались религиозно-политические субкультуры. Они оказывают мощное влияние не только на политическую жизнь, но и на судьбу страны в целом (Ирландия, Ливан, Иран).

Рост глобальных политических проблем и движение к интеграции населяющих мир народов в качественно новую планетарную социальную общность способствуют формированию общей и политической метакультуры, основанной на общечеловеческих ценностях. Но и в этом случае роль политической субкультуры, как фактора стабилизации общественно-политической  жизни будет очень велика.

Функции политической культуры.

Общая функция политической культуры определяется самой её сущностью. Это воспроизводство определенной системы общественных отношений. Оно может осуществляться несколькими путями:

1 - Политическая социализация, т.е.  приобщение субъекта политического  процесса к определенной социальной  общности посредством усвоения  определенных норм и ценностей.  Так, например, в процессе семейного и школьного воспитания и обучения, участия в работе детских и молодежных политических организаций, молодой человек усваивает, то, что хотят ему внушить приверженцы данной политической культуры: существующая в стране политическая система - самая демократическая в мире; в решении политических вопросов во всем надо полагаться на власти (или не полагаться); многопартийная система - зло (или благо); частная собственность - зло (или благо) и т.д. и т.п. Потом собственный опыт скорректирует политические убеждения, но первоначально - только через посредство политической культуры – определённой системы установок.

2 – Интеграционная функция –  обеспечивает на основе усвоения  субъектом политических норм  и ценностей, присущих данной  социальной общности, сплочение этой общности. Политическая культура - мощный фактор жизнестойкости общества, класса, нации, группы, индивида. Даже после распада её материального субстрата культура продолжает оказывать мощное воздействие на сознание и поведение её носителя.

3 – Обеспечение исторической преемственности, непрерывности политического процесса. Как и общая культура, она связывает уходящие и приходящие поколения, дает им общий язык, предлагает общий взгляд на вещи, обеспечивает через передачу опыта экономию социального времени.

4 – Функция коммуникации – обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

5 – Функция идентификации, раскрывающая  постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

6 – Функция ориентации, характеризующая  стремление человека к смысловому  отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

7 – Функция адаптации, выражающая  потребность человека в приспосабливании  к изменяющейся политической  среде, условиям осуществления  его прав и властных полномочий;

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может  весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях.

Типология политических культур

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под доминирующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии