Краткий курс лекций по политологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 17:33, курс лекций

Описание работы

Как и всякая наука, политология имеет свой объект и специфический предмет познания. Предварительно напомним, что в теории познания под объектом понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения изучаемого объекта, которые подвергаются анализу.

Файлы: 1 файл

курс+лекций+по+политологии.doc

— 1,014.50 Кб (Скачать файл)

Любая конкретная политическая культура должна быть идентифицирована по типу. Многообразие политических культур, порожденных  обществом за многие сотни лет, многомерность этих кулътур, широкий спектр возможных логических подходов к их анализу предопределяет возможность построения целого ряда типологических моделей политических культур, особенно когда дело касается её развитых форм. Логическим основанием вычленения типов культур служат не частные признаки культур, а их качественные признаки как систем, соотносимых либо с социально-политическим процессом, либо с социально-политическими системами, либо с какими-то другими объективными явлениями и процессами.

В основании типологии политических культур могут лежать факторы, отражающие специфику разнообразных политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба), типов ориентации граждан в политической игре (Д. Элазар) и др.

Особую известность в науке  получила классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.

Анализируя и сопоставляя основные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три  «чистых» типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданнический, где сильна ориентация на политические институты, невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.

1. - Провинциалистская политическая  культура.

В обществе, где господствует этот тип, например, в африканских племенах или местных автономных общинах  обычно не существует специализированных политических ролей. Местный вождь или шаман воспринимается членами общества во всех ролях религиозной, политической экономической, духовной и т.д. В более дифференцированных системах член общества может иметь самое общее представление о центральном правительстве и относится к нему совершенно безразлично.

2. - Подданническая политическая культура.

Члены общества, ориентированные на этот тип, знают о существовании  специализированных политических институтов и испытывают по отношению к ним  определенные чувства неприязни, гордости и т.п. Они могут оценить их как законные и незаконные, но в целом их поведение носит пассивный характер.

3. - Партиципаторная (политическая  культура участия).

Члены общества внутренне ориентированы  на существующую политическую систему, включая политические и административные структуры, на активное участие в политической жизни общества. Но в реальной жизни ни одна из данных схем не существует в "чистом" виде, и каждая культура включает в себя в различной степени части других типов политической культуры. И в этом плане можно выделить 3 типа смешанных политических культур:

1.- Провинциалистско-подданическая  - часть населения отвергает притязания  вождей, шаманов, местных властителей  (феодальная власть) и проявляет  лояльность в отношении более сложной политической системы со специализированными правительственными структурами. Это характерно для периода перехода к централизованному государству. Может длиться столетия.

2. - Подданически-партиципаторная политическая культура - у значительной части общества население ориентируется на активное участие в политической жизни, но остальная часть ориентируется на авторитарную правительственную структуру и проявляет пассивность (Франция, Германия и Италия XIX и ХХ вв.).

3. - Провинциалистско-партиципаторная политическая культура - характерна для тех развивающихся стран, которые становятся на путь буржуазной демократии. Политическая система в большинстве из них провинцалистско - фрагментарная, и проблема состоит в том, чтобы обеспечить активное участие граждан в политической жизни.

4. – Гражданская культура. Этот  вид политической культуры по утверждению американских социологов представляет собой особый, смешанный тип политической культуры. Она сложилась в первоначальной форме в Англии, но развитие получила в США. Для неё характерен  консенсус относительно легитимности политических институтов (лат. легитимус – законный), направления и содержания общественной политики, широкое распространение плюрализма интересов и убеждений в их примиримости, а также чувство политической компетентности и взаимной веры в граждан.

Эта типология хороша тем, что вскрывает  в исторической ретроспективе различные  ориентации субъекта в отношении  существующей политической системы в целом и ее институтов, помогает понять некоторые стороны политической жизни современного мира. Но указанные типы политической культуры при ближайшем рассмотрении оказываются лишь типами культуры политического сознания. Они не рассматривают политическое поведение индивидов и групп, вопросы функционирования самой системы,

Другой важный недостаток в том, что «Гражданская культура» США  рассматривается как эталонная  политическая культура. Авторы, по сути, становятся на тривиальный путь апологетики  существующей в Америке системы  общественно-политических отношений и господствующей политической культуры. То же самое, но с противоположным знаком утверждали советские политологи и социологи и их коллеги из социалистических стран.

Известный российский политолог С. Гаджиев предложил выделить три  типа (супертипа) политической культуры: органический, либерально-демократический и смешанный. В рамках органического типа, по его мнению, можно вычленить различные варианты авторитарной, тоталитарной и традиционной политической культур и субкультур. При всем расхождении общим для всех них являются господство коллективистских, групповых, общинных ценностей, приоритет публичного (общественного над частным, прав и свобод граждан, коллектива над индивидуальными правами и, соответственно, подчиненность личности коллективу).

Для носителей данного типа политической культуры характерны повышенные ожидания от государства, преувеличение его роли в жизни общества, зачастую доходящее до мифологизаций и даже обожествления. Государство рассматривается как единый организм, в котором различные институты, организации, группы, отдельно взятые люди играют лишь подчиняемую роль. Имеет место та или иная степень персонализации политики и государства, когда оно отождествляется с личностями конкретных государственных деятелей, вождей, «отцов нации» и т. д. В наиболее жесткой форме важнейшие элементы данного типа проявились при тоталитарной системе в СССР, а также в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки

Либерально-демократический тип  характеризуется плюрализмом в  социальной, экономической, духовной, политической и других сферах жизни. Важнейшей его ценностью является ценность индивидуальной свободы, отдельной личности, прирожденных неотчуждаемых прав на жизнь, свободу, частную собственность. Особенно важны для этого типа политической культуры ценности идеологического и политического плюрализма и связанные с ними принципы представительства и выборности должностных лиц в государстве. Большая роль придается также правовому характеру регулирования общественных отношений. Право, правовая система, с точки зрения этого типа культуры, представляют собой гарант индивидуальной свободы, свободы выбора по своему усмотрению морально-этических ценностей, сферы и рода деятельности. В обществе должен господствовать закон, а не частные мнения. Функция государства состоит в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Эти сущностные характеристики либерально-демократической политической культуры, по мнению К.С.Гаджиева, реализуются в странах Запада.

Тема 17. Международные отношения и внешняя политика.

ПЛАН

1. Мировая политика  и международные отношения: субъекты  и формы взаимодействия.

2. Основные теории  международной политики.

3.Современные тенденции  развития международных отношений.

4.Россия в системе  международных отношений.

 

1.Мировая политика и международные отношения: субъекты и формы взаимодействия.

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений  между субъектами, действующими на мировой арене.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

Главной особенностью международных  отношений является отсутствие в  них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Все международные отношения можно  подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

В современной мировой политике действует огромное количество различных  участников. Но до сих пор преобладающим  остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства  и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации  являются стабильными объединениями  государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной  компетенцией и постоянными органами.

Международные организации охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

- региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

- организации экономического характера,  охватывающие сферу финансов, торговли  и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

- организации в области отдельных  отраслей мирового хозяйства,  например: Международное Энергетическое  Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т д.;

Самую значительную роль в системе  международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной  структуры. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд  организаций, которые органически  вошли в систему международных  отношений и как структуры  ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:

- ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);

- МОТ (Международная Ассоциация  Труда);

- МВФ (Международный Валютный  Фонд);

- ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся  вопросами культуры и науки);

- МАГАТЭ (Международная Организация  по Атомной Энергии);

- ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);

- Международный суд.

Международные правительственные  организации имеют больше рычагов  воздействия на международную политику и отдельные государства, чем  общественные организации, которые  воздействуют, в основном, через  формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене  пользуются международные монополии  или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью  которых является получение прибыли  и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии, как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Силу государства, его положение  в системе международных отношений  обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Информация о работе Краткий курс лекций по политологии