Курс лекций по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

 

        2.2. Политические  взгляды средневековья и Возрождения.

         Период средневековья характеризуется  сильным влиянием на политическую  мысль христианской религии и  римско-католической церкви. Одной  из центральных проблем тогдашнего политического знания был вопрос: какая власть должна иметь приоритет- духовная (церковь) или светская (государство). Он разрешался в пользу церкви.

Одним из наиболее видных мыслителей периода раннего средневековья был Аврелий Августин(354-430 г.г.). Он обосновывал и оправдывал неравенство в обществе волей бога. Ход истории, направляемый волей Бога, приведет к победе “града Божьего” над “градом земным”, т.е. власть церковная преобладает над властью светской.

Вплоть до начала XIV в. католическое духовенство, как правило, одерживало верх в конфликтах со светской властью.

Своего рода официальной церковной идеологией средних веков было учение Фомы Аквинского(1225-1274). Основные положения его учения:

- светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души;

  • верховная власть, в том числе и право распоряжаться духовной жизнью людей принадлежит церкви. Поэтому, Римскому папе, как наместнику бога на земле, должны подчиняться все светские государи;
  • государство- результат воли бога.  Власть - опосредованное церковью установление бога;
  • богом благословлено любое действие правителя. Судьей в случае плохого правления является церковь;
  • покорность- основа добродетели;
  • лучшая форма государства - монархия. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти бога в мире.

Начиная с 14-15 в.в. в Западной Европе и других странах происходит ряд изменений, которые знаменовали начало новой эпохи Возрождения. Складывается зажиточная верхушка горожан: купцы, банкиры, ремесленники. Развиваются капиталистические производственные отношения. В этих условиях появляется потребность в новых подходах к вопросам теории государства, общества и личности. Центральное место в социально-политических теориях этой эпохи занимает идеология централизованного государства.

Наиболее ярким представителем политической науки эпохи Возрождения считается флорентинец Н. Макиавелли(1469-1527 г.г.). Теологической концепции государства он противопоставил концепцию светского государства, выводя его законы из разума и опыта. Политику он понимал, как автономную сторону человеческой деятельности, которая является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяет не бог, а практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Лучшей формой государственного правления он считал республику. Однако свои демократические и республиканские взгляды Макиавелли проповедовал для будущих времен. Итальянская действительность того периода требовала единовластия. Поэтому в своем главном труде “Государь” он доказывает, что только при сильном правителе, возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига.

      

 

     2.3. Политическая  мысль эпохи Нового времени

     Дальнейшее развитие политической теории в западных странах происходит на фоне буржуазных революций XVI -  первой половины XIX столетий. На начальном этапе доминирующее значение приобретают идеи уничтожения ограничений, накладываемых феодальным государством на свободу индивида. Затем акцент с индивида переносится на социальные группы и общности как субъекты политики. В целом совокупность идей, выдвинутых в этот период, получила название либерализма (от лат. liberalis – свободный). Центрами политической науки того времени стали Англия, Голландия, США, Франция, Германия.

Основные теории политико-правовой мысли Нового времени: теория общественного договора (Т. Гоббс), теория народного суверенитета (Ж. Ж. Руссо); теория правового государства (И.Кант, В.Гегель); теория разделения власти в государстве (Дж.Локк, Ш. Монтескье и др.).

В эпоху Нового времени происходило утверждение общечеловеческой, гуманистической, просветительской роли учений о политике.

Особое место в развитии учения о политике и политических системах занимает учение К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений, теорию происхождения государства, учение о классовой борьбе пролетариата, теорию перехода к обществу социального равенства.

         В. И. Ленин развил вопрос о  политической власти и создал  учение о значении субъективного фактора, (политической партии), в классовой борьбе пролетариата.

 

2.4. Основные этапы развития  политической мысли в Украине.

Политическая мысль в Украине на разных исторических этапах развивалась в соответствии с социально-политическими условиями развития общества. Можно выделить следующие этапы:

1. Политические  идеи Киевской Руси. Этот этап  характеризуется двумя основными  концепциями: «богоугодного царя” и “княжеского единовластия”. Доминировала идея необходимости объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы (Владимир Мономах, Илларион, Нестор-летописец, Феодосий Печерский).

2. Украина под  властью Польши и Литвы. Политическая  мысль была в основном представлена  полемической и культурно-просветительской  литературой. Существовало два направления:

  • ориентированное на унию православной и католической церкви;
  • антиуниатские идеи, акцент на необходимости реформ православной церкви.

Основные представители этого периода: Ст.Ориховский, М.Смотрицкий, И.Вышенский, П.Скарга, Х.Филалет.

3. Политические идеи козацко-гетьманского периода. Синтез традиционализма и новаторства положены в основу обновления украинской государственности. Конституция Ф. Орлика подтвердила военно-демократическое устройство государства. Создание теории просвещенного абсолютизма. Основные представители: П. Могила, С. Яворский, Ф.Прокопович, Ф. Орлик.

4. Политическая мысль XIX-XX в.в. Начало национального возрождения. Деятельность Кирило-Мифодиевского братства. Разработка широкой политической программы борьбы за освобождение украинского народа. Появление теорий культурно-территориальной славянской федерации, федерации с Россией, независимой Украины и др. Повышение уровня национального политического сознания, борьба за национальное возрождение и государственность, вхождение в унитарное советское государство и др. Основные представители: М. Костомаров, М. Драгоманов, И. Франко, М. Михновский, М.Грушевский, В. Винниченко, С. Бандера, Д. Донцов, В. Липинский.

План

    1. . Либерализм и неолиберализм.
    2. . Консерватизм и неоконсерватизм.

                  3.3. Социализм и современная социал-демократия.

                 3.4.Анархизм, национализм.

 

Основные термины: анархизм, доктрина, коммунизм, консерватизм, либерализм, неоконсерватизм, неолиберализм, социал-демократия, социализм, технократия.

 

 

Научное знание о реальных политических процессах предполагает ознакомление с содержанием различных социально-политических идей, которые являются неотъемлемым элементом политического действия. Мы рассмотрим основные идейно-политические концепции и течения современности.

Нужно помнить, что политическая наука формулирует теории, объясняет явления политической действительности, но не указывает участникам политики те цели, к которым они должны стремиться.

3.1. Либерализм и неолиберализм

Либерализм (лат. liberalis свободный).  Этот термин вошел в употребление в первой половине XIX в., когда в Западной Европе появились партии либералов. Истоки его в эпохи революций XVII - XVIII в.в. Классиками либерализма считают: Дж. Локк, А. Смит, И. Бентам, Ш. Монтескье, Фр. Гизо, И. Кант, В. Гумбольдт, Т. Джеферсон, Д. Медисон. В последующие годы эти идеи разрабатывали Дж. Миль, Г. Спенсер, Дж. Кейнс, В. фон Хайек, Дж. Гельбрейт, Р. Даль и др.

ЛИБЕРАЛИЗМ – социально-политическая теория, в которой обосновываются прирожденные и неотъемлемые права индивидов, а все надындивидуальные связи и отношения, прежде всего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускаются,  лишь, если они не противоречат принципу индивидуальной свободы.

Либерализм - социально-политическая теория, идейно-политическая доктрина, политическая программа и политическая практика. Он возник в период борьбы против феодализма, абсолютизма, духовного господства церкви. Это мировоззрение среднего сословия, свободных предпринимателей. Это доминирующее идейно-политическое течение Запада.

Основные принципы либерализма:

  • идея свободы человека в обществе, его право самому определять свои жизненные цели и выбирать направление деятельности, личная ответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественное положение.
  • индивидуальная свобода связана с политической и “естественными правами” (правом на жизнь, свободу, частную собственность).
  • ограничение объема и сфер деятельности государства и его вмешательства в частную жизнь, но обеспечение свободы действий в рамках закона, который обеспечивает государство. Государство призвано  охранять общественный порядок и защищать страну от внешней опасности.

      Основываясь на принципе свободы  человека, либерализм сыграл огромную  роль в разработке идей современной демократии, к которой относятся: равенство всех граждан перед законом, обладание основными политическими правами и свободами (свобода слова, гражданства, свобода передвижений, собраний, создания партий), принцип терпимости к инакомыслию и защита прав меньшинств.

      Идеалом для либералов является  правовое государство, т.е. органы, которые обладают в рамках законов, принимаемых демократическим путем, всей полнотой власти и одновременно находятся под контролем народа, существует разделение властей.

На всех этапах либерализм не представляет собой однородного течения. Существуют два его направления:

а) классический период, когда делался упор на экономическую независимость индивида, свободное предпринимательство в рамках рыночных отношений, независимость от государства;

б) начало XX в. (Великобритания – Л. Джордж, Россия – П. Столыпин) – осуществление либеральных реформ с опорой на сильную государственную власть.

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ. Для него характерно:

  • новое понимание социальной и экономической роли государства: в его функции входит активная защита свободы предпринимательства, рынка, конкуренция от возрастающей угрозы монополизма, принятие антимонопольного законодательства, поддержка мелких и средних предпринимателей, расширение числа собственников.
  • Разработка общей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации.
  • Социальная защита граждан, помощь неимущим и малоимущим.

    Для либералов  характерен разброс мнений относительно  пределов, форм и методов вмешательства  государства в экономическую жизнь.

           Рассмотренные принципы реализованы  в социально-политической жизни  западных стран. Это парламентаризм, разделение властей, обеспечение  прав и свобод личности, созданы  основы гражданского общества. Либерализм—одна  из доминирующих идейно-политических теорий Запада.

Партии либерально-демократической ориентации объединены в Либеральный Интернационал, учрежденный в 1947 г. В ряде стран они правящие или входят в правительственные коалиции. Программный документ этого течения “Манифест либералов”.

 

3.2. Консерватизм и неоконсерватизм.

КОНСЕРВАТИЗМ (лат. conserve – сохранить). В самом общем виде, это социально-политическое течение, ориентированное на сохранение и укрепление сложившихся форм экономической, социальной и политической жизни, традиционных духовных ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народному движению, критически-негативное отношение к реформистским проектам.

Консерватизм возникает после Великой Французской революции как результат критической оценки ее опыта и итогов. Однако за последующие 200 лет он претерпел значительных эволюционных изменений. Представителями этого направления являются: Э. Берк, Ж. де Местра и Л.Бональд. В последствии идеи консерватизма разрабатывались в трудах Ф. Шатобриана, Ф. де Ламенне, Б. Дизраэли, Х..Д. Кортеса, Отто фон Бисмарка. В 20 в. Г. Моска, М. Хайдеггер, Д. Белл, С.М. Липсет.

Основные идеи консерватизма:

  • идея противоестественности и нежелательности переустройства общества на разумных началах;
  • отрицание договорной природы государства;
  • отождествление политической свободы с ограничением государственной власти;
  • убеждение, что государство не может быть естественным и эффективным органом управления, замещение его функций религией, моралью традициями;
  • приверженность социальной стабильности. Охрана существующего общественного строя, против лишь радикальных преобразований, т.к. нет гарантий, что реконструкция приведет к работающей политической системе.

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ возник в 20 в. как синтез консерватизма, либерализма и технократизма, его теоретик – А. Хайек, политики – Р. Рейган, М. Тэтчер, Ж. Ширак.

В неоконсерватизме есть две центральные идеи: подчинение индивида государству, обеспечение политической и духовной общности нации. Они более терпимо относятся к государству и его вмешательству в управление обществом. Они выступают против индивидуализма за определенные интересы государства и нации. Отсюда основной постулат неоконсерваторов – политические решения должны приниматься в общих интересах нации, а не каких-либо личных, частных, групповых интересах.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Политология"