Курс лекций по дисциплине "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ.doc

— 461.50 Кб (Скачать файл)

ФУНКЦИИ политической культуры:

        1. Установление политических отношений, что означает составление и реализацию на основе теоретического анализа программ создания политических институтов, властных структур.
        2. Нормативно-регулирующая, обеспечивающая посредством идеалов, правовых и политических норм определенных взаимоотношений между социальными общностями, гражданами и государством.
        3. Коммуникативная – это средство связи граждан с политической системой, с другими членами общества через СМИ, школы, вузы, руководствуясь принципом гласности.
        4. Воспитательная – направленная на формирование и развитие личности как субъекта политических отношений на основе ценностей и норм, соответствующих интересам определенной социальной общности.
        5. Прогностическая – заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.
        6. Познавательная функция охватывает всю совокупность политических знаний, взятых на вооружение носителями политической культуры.

Политическая культура выполняет эти функции по-разному применительно к различным субъектам политики. Различаются следующие ее разновидности:политическая культура региона; политическая культура социальной (национальной) общности; политическая культура партии (организации); политическая культура политической элиты;

политическая культура личности.

 

9.2. Классификация политических культур

В мире существует много политических систем, разные уровни социально-экономического, политического и культурного развития, исторические традиции. Все это ведет к существованию разных политических культур в различных обществах.

Американские политологи Г.Альмонд и С.Верба выделяют три “чистых” типа политических культур. Они основаны на степени ориентации людей в политической жизни, на обеспечении функционирования политической системы.

  • ПАТРИАРХАЛЬНАЯ (приходская) – политические интересы не выходят за рамки своей общины, деревни, района. Отличительная черта – полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, центральным властям. Нет никаких норм политического поведения (африканские племена).
  • ПОДДАНИЧЕСКАЯ – сильная ориентация социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабое участие в обеспечении функционирования этой системы.
  • АКТИВИСТСКАЯ или гражданская – сильная ориентация на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества (культура участия).

В чистом виде все они не существуют. Соединяясь, они дают реально существующие культуры. Высшим типом авторы считают культуру гражданственности, в которой преобладает активистская политическая культура при сохранении подданнической и патриархальной.

В западной политологии дается и иная типология, в основу которой берется:

а) общественно-политический принцип: политическая культура элиты, режима, общества;

б) экономико-территориальный принцип: политическая культура доиндустриальная, континентально-европейская, англо-американская;

в) формационный принцип (польского политолога Е. Вятра): политическая культура докапиталистической формации (племенная, теократическая, деспотическая, патрицианская, дворянская), капиталистическая формация (консервативно-либеральная, либерально-демократическая, авторитарная, тоталитарная).

В зависимости от типов политической системы можно выделить:

- тоталитарную  политическую культуру – это  навязывание населению правящей  верхушкой идеалов слепого подчинения, наличие сплошной цензуры политического информирования граждан, провозглашение политических мифов, компаний по оправданию населения и жестокости.

- авторитетную  политическую культуру, где преобладают  ценностные ориентации и стандарты вождизма, харизматическое лидерство, существует дозирование информации;

- демократическую, в рамках которой осуществляют  политические права и свободы  граждан, создаются гарантии их  обеспечения, демократические механизмы формирования убеждений, преодоление конфликтов и разногласий.

В любом обществе наряду с политической культурой общества существуют субкультуры, отличающиеся от ориентации, доминирующих в данном обществе (субкультура женщин, молодежи, интеллигенции, творческой элиты, служащих госаппарата, городская, деревенская и т.д.). В многонациональных странах существуют этнические, расовые, религиозные субкультуры. Они могут быть источником дестабилизации. Поэтому необходимо стремиться к совместимости между субкультурами, согласию по коренным вопросам жизни общества.

Политическое сознание и политическая культура тесно связаны с политической системой. Именно они во многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической системы, существующий в обществе политический режим, поведение общественных групп, динамику и направленность политических процессов. Их изучение необходимо для прогнозирования политического поведения людей, без чего невозможна  результативная практическая политика.

 

9.3. Политическая культура личности

Политическая культура личности соответствует трем основным этапам восприятия действительности и практических действий:

а) когнитивный, т.е. установочный:

  • информированность о политических событиях в обществе;
  • понимание сущности проводимой в государстве политики;
  • знание Конституции, своих прав, свобод и обязанностей;
  • знание форм и способов участия в политических процессах;
  • понимание сочетания коллективных и личных интересов

б) убежденческий (т.е. ценностная ориентация):

  • наличие четко выраженного мировоззрения, политических принципов;
  • готовность отстаивать свои убеждения;
  • решимость бороться с нарушением конституционных прав;
  • нетерпимость по отношению к невыполнению гражданских обязанностей;
  • нацеленность на действия, способствующие прогрессу общества.

в) поведенческий (т.е. практическая деятельность):

  • участие в работе управленческих органов, общественных организаций;
  • использование сообразно моменту определенных форм политической деятельности;
  • конкретная причастность к осуществлению политики в определенной сфере;
  • владение навыками политических дискуссий, умение выходить из конфликтных ситуаций с наименьшим уроном.

 

Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами

  1. Что отражает понятие «политическая культура»?
  2. Какая из указанных характеристик соответствует патриархальной политической культуре?

а)  почтительное отношение к старшим (патриархам);

б)  ориентация на местные ценности – общину, род, клан, племя и т.п.;

в)  в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархи);

г)  прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому.

  1. Какова истинная характеристика подданнической политической культуры?

а)  стремление оказывать влияние на политическую систему;

б)  пассивное отношение к политической системе;

в)  ориентация на политические авторитеты;

  1. В чем состоят особенности формирования политической культуры в Украине?
  2. Назовите важнейшие составные элементы политической культуры?
  3. Какое место в политической культуре занимает религиозное, символическое, мифологическое и иные начала?
  4. Что такое политические стереотипы? Какие политические стереотипы получили распространение в Украине?
  5. Какими факторами обусловлена специфика украинской политической культуры?
  6. Как взаимодействуют политическая культура и правовая культура?

 

МОДУЛЬ 3

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ  И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ТЕМА 10

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

ПЛАН

3.1. Сущность и роль  политического лидерства.

3.2.Типология политического  лидерства.

3.3Понятие и функции  политической элиты.

Основные термины: авторитарный, вождизм, диктатор, лидер, меритократия, харизматический лидер, элита, бюрократия.

 

                 3.1. Сущность и роль политического лидерства

     Одна  из главных тем политологии  – тема политического лидерства. Политология рассматривает лидерство  как один из важнейших элементов механизма регулирования отношений индивидов, социальных групп и институтов в сфере политики.

     Лидер  – это член группы, принимающий  на себя значительно большую  меру ответственности в достижении  групповых целей, чем остальная часть группы. Возникновение лидеров связано с объективной необходимостью.

     Лидерство  присуще человеческой природе. В  первобытном обществе оно было  необходимо для выживания и  функционирования коллективов. Нужны  были сильные, опытные, сообразительные индивиды, которые становились вождями. В последующие времена менялись формы лидерства, но принцип оставался.

     С  появлением классов и расслоением  общества лидерство становится политическим. Оно носит всеобщий характер (юношеские группы, трудовые коллективы, семья).

     Неформальный  лидер – член группы, наиболее  полно в своём поведении отвечающий  групповым ценностям и потому  пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.

     Формальный  лидер назначается или избирается  в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путём официальный статус руководителя. Руководитель обладает определенными правами и обязанностями по отношению к другим членам группы, включая и возможность наложения санкций. Его назначают или выбирают, он не обязательно имеет авторитет лидера. Лидер играет центральную роль в выработке и принятии решений, организует деятельность и регулирует отношения в группе. Это непременно личность, индивидуальность. Он может не быть руководителем, но иметь больше шансов, чем другие, стать им.

            Лидер выступает как субъект  и объект политики.

Как субъект политики лидер, по своим незаурядным качествам, в результате добровольного выбора, находясь у рычагов власти, становится во главе определённого социально-политического движения, выдвигает программу, даёт анализ обстановки, направляет усилия людей.

Как объект политики лидер всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к определённым компромиссам с различными политическими силами.

Если он действует исключительно как субъект – он станет диктатором и, неизбежно, оторвётся от масс, утратив право быть лидером.

Если он не проявляет своих ведущих качеств, становясь объектом для других политических сил, он превращается в заурядного вожака, марионетку. И то и другое губительно для лидера.

3.2.Типология политического  лидерства

Современная политология имеет в своем арсенале разные классификации политических лидеров. Наиболее общая из них, классическая, разработана М.Вебером. Он выделил 3 типа лидеров: Традиционное лидерство, основанное на силе традиции. Власть такой лидер получает по наследству. Он может проявить себя как личность, реализовать в процессе деятельности свои индивидуальные качества, а может не реализовать, просто выполняя возложенные на него традиционные функции. Харизматическое лидерство – основано на вере существования у лидера исключительных качеств: одарённости, непогрешимости, героизма. Все эти способности выделяют индивида из среды обыкновенных людей и рассматриваются как сверхъестественный дар. Такие лидеры, как правило, появляются в переломные моменты развития. Легальное лидерство – основано на убеждении в правомерности рационально установленных норм общежития, в законности существующих порядков. Иногда его называют бюрократическим. Лидер выбирается не обязательно в силу выдающихся личных качеств, но посредством выполнения установленных законом бюрократических процедур. Лидер часто выступает как чиновник, исполнитель определённой государственной функции. Его задача – выполнение установленных правил политического поведения. Но он может проявлять в политике и свою индивидуальность. Такой тип лидера характерен для демократических политических систем.

 Существует  3 уровня лидерства:

  1. лидер малой группы;
  2. лидер общественного движения, организации, партии, который выражает интересы социального слоя или класса;
  3. лидер-политик, действующий в системе властных отношений (глава государства, исполнительной власти).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Политология"