Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".
8.2.Общественные организации и их роль в политической жизни
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – это добровольное с объединение граждан, созданное для реализации и защиты гражданских, политических, социальных и культурных прав и свобод.
Виды общественно-политических движений:
1) в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, экономические, конфессиональные, экологические, антивоенные, этнополитические и др.
2) в зависимости от
целей: революционные и
3)в зависимости от количества участников: массовые или элитарные;
4) в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристы, правые;
5) в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, межгосударственные, общегосударственные и др.;
6) в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные и др.;
7) в зависимости от характера возникновения: сознательно организованные или стихийные;
8) в зависимости от способа организации: фронты, ассоциации, объединения и др.;
9) в зависимости от методов действия: насильственные и ненасильственные.
Для всех общественных движений характерен ряд признаков:
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ – это добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху, способствующее развитию трудовой, социальной, политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.
Характерные черты общественных организаций:
Общественные организации и движения имеют много общего. Это открытость для всех граждан, элемент самодеятельности, оперативность в действиях и возможность маневрирования средствами.
В зависимости от целей своей деятельности общественные организации делятся на имеющих политические черты и не имеющих таковых.
Политический характер носят те общественные объединения, которые пытаются изменить существующие политические условия или закрепить их путем оказания влияния на институты власти, либо же путем борьбы за власть. Общественные объединения, которые вступают в борьбу за власть, превращаются в политиче6ские партии. Политическими функциями общественных объединений, не являющихся политическими партиями, есть не борьба за завоевание власти, а оказание давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. В западной политологии их называют группами давления или группами интересов.
Для того
чтобы реализовать свои
Формы политического давления общественных объединений на органы власти:
парламентская деятельность, выступление в СМИ, массовые действия (пикеты, митинги, забастовки), гражданская инициатива, дискуссионный клуб и др.
Во многих странах практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (lobby – кулуары). Суть его – в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные дельцы и политики-лоббисты стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Они не гнушаются подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.
Государство признает любые объединения граждан, преследующие самые разные социальные цели и интересы, не противоречащие действующему законодательству.
Государство не допускает деятельности общественных организаций, цели которых не совместимы с интересами общества, моральными нормами и общечеловеческими ценностями. Государство не допускает деятельности организаций, которые средствами достижения своих целей видят в свержении правительства, насильственном изменении конституционного строя, пропаганде войны, жестокости, насилия, разжигании расовой, национальной и религиозной розни.
Демократизация общественной жизни сопровождается формированием механизмов гражданского общества, появлений самых разных по характеру объединений граждан, ростом их социально-политической активности. К легальным организациям относятся: профсоюзы, промышленные, научно-технические, творческие, культурно-просветительские и другие ассоциации, союзы, общества, фонды, женские, молодежные, рабочие организации, народные движения и фронты, религиозные объединения,.массовые демократические движения.
Кроме организаций, признающих правовые нормы государства, возникают объединения, цели которых идут вразрез с официальным пониманием принципов конституционного строя, существующего режима и гражданских прав.
Таким организациям отказывают в признании и они считаются нелегальными. Некоторые из них терпимо относятся к существующему общественному порядку, другие становятся в непримиримую оппозицию правительству, вступают на борьбу с ним.
Сегодня терроризм имеет тенденцию к интернационализации. Современные террористические организации нетипичны. Это не только группировки заговорщиков и фанатов, а разветвленные организации с внутренним разделение труда, мастерскими, складами, типографиями, лабораториями, убежищами, госпиталями, доходными предприятиями. Они используют передовой военный опыт, новейшее легкое вооружение, современный транспорт, радиосвязь. Такие формирования обращают захват банков, взятие заложников с целью получения выкупа, в постоянно функционирующую отрасль высокодоходного бизнеса. Они внедряют своих людей в различные звенья государственного аппарата, промышленность и финансовые круги мира.
Растущее разнообразие и активность общественных движений отражает глубинные процессы общественной жизни, существенно влияет на перегруппировку политических сил, развивает принципы гражданского общества, демократизацию политической системы, развитие самоуправления.
Задания для самостоятельной подготовки и самопроверки знаний студентами
ТЕМА 9
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
9.1.Сущность политической
9.2. Классификация политических культур.
9.3.Политическая культура
Основные термины: культура, менталитет, национальная культура, политическая культура, политическое сознание.
9.1.Сущность политической культуры, её структура и функции
Политика как деятельность, тем более как профессия, предлагает определенную культуру, технологию осуществления такого рода деятельности. 0днако, в современной политической науке наблюдается большой разброс мнений относительно того, что представляет собой политическая культура. Существует более 30 ее определений.
Впервые термин
«политическая культура»
Пробу концептуального осмысления этого явления сделал Г.Алмонд в статье "Сравнительные политические системы"(1956г.) Тут же были проанализированы ее взаимосвязи с политический системой, сформулированы понятия субкультур, показана внутренняя дифференциация политической культуры. В разработку этой проблемы внесли свой вклад С.Верба, А.Липсет, Л.Пай. Они рассматривали политическую культуру как совокупность позиций и образцов поведения затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Как особую модель ориентации в политических действиях.
Сегодня мы рассматриваем политическую культуру как часть общей культуры, являющейся продуктом жизнедеятельности людей. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это часть общей культуры, непосредственно связанная с деятельностью в политической сфере. Это культура политического мышления и политической деятельности, степень цивилизованности способов функционирования политических институтов.
Именно через политическую культуру проявляются особенности конкретной политической системы, господствующий режим, политическое сознание и поведение социальных общностей и политических лидеров.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – это система устойчивых представлений ориентаций, ценностей, убеждений, позиций, образцов поведения в сфере взаимоотношений власти и народа, которые, так или иначе, проявляются в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивают воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Сущность
политической культуры
- степени знания и
использования гражданами
- степени понимания и осуществления массами политики государства;
- степени включенности граждан в политическую жизнь общества;
- степени развитости
политических институтов и
- наличия демократических
основ реализации политики
- определенной политической системы, от которой зависит вся жизнь общества;
- стиле и методах общения
субъектов политики в
- обоснованности подготовки и деловитости осуществления политических решений;
- степени компетентности и сознательности совершаемых поступков;
- умение сочетать
Политическое сознание и политическая культура близки по содержанию, но не тождественны.
С помощью сознания раскрываются процессы отражения феномена политики в сознании людей, а с помощью политической культуры – феномены политического сознания реализуются и закрепляются в образцах и нормах политической деятельности. Политическая культура предстает как единство социальных знаний, оценок, ориентаций и норм, навыков, образцов их политического поведения.
Политическая культура
общества – преимущественно
Элементами СТРУКТУРЫ политической культуры являются:
В качестве носителей политической культуры выступают субъекты политических отношений: личности, социальные группы; классы, нации, общество, а так же институты власти.
Политическая культура отражает интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности. Вместе с тем, она несет на себе печать исторических традиций, национальных, географических, культурных, религиозных и иных факторов, унаследованных от прошлого.