Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 16:50, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Политология".
Оппозиция, как правило, делится по принципу лояльности по отношению к действующей политической власти:
1) Лояльная оппозиция
– действует как часть
2) Полулегальная
оппозиция – включает
3) Нелегальная оппозиция – осуществляет открытую политическую деятельность, часто использует насильственные средства борьбы, а поэтому исключается из политической системы и подавляется властными структурами.
По Конституции государственная власть в Украине осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако существуют каналы разделения ресурсов (материальных, финансовых, информационных), высокая степень коррумпированности властных структур, объединение правовых и насильственных форм принуждения, не высокая степень легитимности. По источникам формирования власть в Украине является корпоративно-клановой, олигархично - демократической с недостаточно оформленным юридическим механизмом сдерживаний и противовесов. Однако всё этот связано с переходным этапом развития нашего общества и будет постепенно меняться.
1. В чем заключается сущность политической власти, ее объекта и субъекта?
2 .Какие факторы характеризуют власть как систему?
3. Что означает принцип разделения власти и почему необходимо его придерживаться?
4. Назовите причины, (ситуации),
по которым власть может
5. Что такое легитимность власти и каковы ее основные составляющие?
6. Как понимал легитимное господство М.Вебер:
а) как господство, признанное со стороны управляемых индивидов;
б) как наследование законного представителя династии;
в) как гармоничное сосуществование различных общественных групп;
г) как власть, опирающаяся на насилие.
7. Прокомментируйте высказывание
французского философа А.Камю: “Хорошая
власть – это здоровое и
осторожное управление
8. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?
9. Известно, что власть основывается на:
а) авторитете;
б) принуждении;
в) прямом насилии.
Можете ли вы дополнить этот список?
10.Какой политический режим формируется в Украине? Объясните почему.
МОДУЛЬ 2.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
ОБЩЕСТВА
ПЛАН
6.2.Возникновение, признаки и функции государства.
6.3.Формы правление и
Основные термины: автономия, внутренняя политика, внешняя политика, конфедерация, монархия, плутократия, республика, суверенитет, теократия, унитаризм, федерация, этатизм
6.1.Понятие, структура, типология политических систем
Власть, которой стремятся политические партии, осуществляется, посредством определенного механизма, каковым является политическая система общества. От нее зависит собственно вся жизнь общества: степень свобод, благополучия граждан, престиж государства, функционирование субъектов политики.
Политическая
система возникла вместе с
возникновением государства и
необходимостью обеспечить
За многовековую
историю развития общества
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – это совокупность органов и организаций, использующих широкий набор средств для реализации власти, для управления делами общества на основе правовых норм и принципов, действующих в данном обществе.
Сущность политической системы, в основном, характеризуют следующие особенности:
1.Верховенство в обществе,
т.е. через политическую систему
осуществляется власть и
2.Обусловленность другими сферами жизни, что означает, что политическая система, несмотря на свою руководящую роль в обществе не может обойтись без экономической базы и других сфер жизни общества. Это надстройка, которая не может существовать без базиса.
3.Зависимость от активности масс, ибо политические решения принимаются не сами по себе, а при непосредственном участии в этом людей.
4.Широкий спектр методов,
которые использует
Политическая
система выполняет следующие фу
-управленческая, т.е. политическое руководство всеми сферами жизни общества;
-регулятивная, подразумевающая выработку норм поведения людей в политической жизни;
-интеграционная, т.е. сплочение всех слоев общества вокруг общих задач и ценностей;
-мобилизационная, т.е. выявление и приведение в действие всех сил для достижения целей;
-информационная, подразумевающая ознакомление населения с результатами своей деятельности и задачами на последующий период;
-прогностическая, т.е. определение на основе анализа развития политической жизни дальнейших возможностей и перспектив развития данного общества.
Структура политической системы.
Политическая система имеет свою специфику и состоит из следующих элементов:
6.2.Возникновение, признаки и функции государства
Возникновение государства связано с определенным этапом развития общества, с появлением неравенства, частной собственности и классов.
Среди теоретиков государства никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства .
Большинство историков
Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и объясняла его возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.), идеология Ислама и современной католической церкви (Ж. Маритен). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.
Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э).
Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом, это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.
Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в. Появление дарвинизма привело к тому, что многие социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Спенсер, Вормс, Прейс и другие.
В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумплович, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.
Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.
Теория общественного договора (естественного права) была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция, Т.Гобса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По этой теории, до появления государства, люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - «золотой век» и т.п.). Дж. Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и другие). Это нашло свое отражение и в Декларации независимости США.
Возникновение историко-материалистической теории связано не только с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, но и с именами их предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производственная и распределительная сферы. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Предназначение государства, его роль в обществе, взаимоотношения с человеком, по-разному определялись в разные времена, разными мыслителями и государственными деятелями. Например, Т.Мор считал, что “государство – это заговор богатых против бедных”, Г.Гегель говорил, что “государство – это образ и действительность разума”, Людовик ХIV утверждал: “Государство – это я”.
Современная
теория видит смысл
ГОСУДАРСТВО – это организация суверенной политической власти, которая в рамках правовых норм и на определенной территории осуществляет управление общественными процессами и обеспечивает безопасность личности и нации.