Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций
Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".
« Власть
и властные
отношения »
Власть занимает в анализе политических систем место,
подобное тому, какое
занимают деньги в
экономических системах.
Т.Парсонс
2005
1. Природа,
сущность, социальное
назначение политической
власти.
Центральным пунктом теории политики является проблема власти.
Власть- слово, которое на устах у всех. Натуралисты говорят о власти над природой, социологи – о власти социальной, юристы – о власти государственной, психологи – о власти над самим собой, родители – о семейной власти. Мы часто пользуемся этим термином, не особенно задумываясь о его смысле. Но при внимательном рассмотрении смысл этого понятия становится достаточно проблематичным.
Проблема власти притягивала к себе внимание мыслителей с античных времен.
Аристотель впервые высказался за разделение власти на законную, административно-управленческую (исполнительную) и судебную.
Августин Аврелий в произведении «О граде Божьем» (413-426) писал, что власть всегда опекает, «правят те, которые беспокоятся, как мужчина – женщиною, родители – детьми, господа – рабами.» Подчиняются те, о которых беспокоятся, как женщины - мужчинам, дети - родителям, рабы – господам».
Ф.Аквинский считал, поскольку мир создан на основе иерархичности, а во главе этого порядка стоит Бог, то все виды власти на Земле – от Бога. Главная задача государственной власти – способствовать государственному благу, сохранению мира в обществе.
Т.Гоббс определял власть как средство достижения блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью».
Ш.- Л. Монтескье в работе «О духе законов» говорил, что разделение власти – это первое условие правовой организации общества и государства, а равновесие властей должно обеспечить существование политических свобод.
М.Вебер определил власть как возможность индивидуума осуществить свою волю вопреки противодействию других.
Ф.Ницше в своем понимании власти прошел дистанцию от негативного ее восприятия (власть – зло) до позитивного. Он утверждал, что жизнь – это воля к власти.
Ф.Хаска (австро-английский полит. философ и экономист) в книге «Дорога к рабству» (1939) в разделе «Почему к власти приходят худшие?» приходит к заключению, что:
1. чем
интеллигентнее люди, тем меньше
они коллективисты, тем менее
единодушны в симпатиях к
2. тоталитарные
режимы опираются на людей
с нестойкими взглядами и
3. люди быстрее объединяются около негативной программы – ненависти, зависти; они выступают за разделение на «мы» и «они».
Английский футуролог О.Тоффлер говорит о новом ракурсе власти – знаниях. Обладание знаниями, умение ими пользоваться становятся не только определенной производительной силой, но и могучим инструментом власти. Хотя основными факторами власти ученый называет насилие, богатство и знания, но именно последний фактор становится доминирующим. Благодаря возможности быстро расширять, передавать знания, случился глобальный «сдвиг власти».
Если суммировать все
1. Бихевиористская концепция (власть – особенный тип поведения, основанный на возможности изменения поведения других людей).
2. Телеологическая концепция (власть – достижение определенных целей).
3. Инструменталистская концепция (власть – возможность использования определенных способов, в том числе насилия).
4. Структуралистская концепция (власть - особенного рода отношения между теми, кто управляет, и теми, кем управляют).
5. Реляционистская концепция (власть – отношения между лицами, которые дают возможность одному индивиду или группе изменять поведение другого индивида или группы).
6. Структурно-функциональная концепция (власть – отношения неравноправных субъектов, играющих в обществе разные социальные роли. Общество рассматривается как система, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Власть обеспечивает жизнедеятельность системы).
Помимо названных, существуют
и другие подходы к
В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения, оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого».
Все исследователи в рассуждении о власти сходились на том, что она начинается там, где возникает подчинение.
Власть – это социальное отношение, проявляющееся в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого субъекта или группы.
Почему один человек подчиняется другому? Потому что другой или сильнее, или умнее, или опытнее, или является начальником и имеет соответствующее его должности право отдавать распоряжения. Как видим, в основе подчинения одного человека другому лежит естественное (физиологическое, интеллектуальное и др.) и социальное (статусное, экономическое, образовательное и др.) неравенство.
Если в основе властных отношений лежит естественное неравенство, то власть носит персонифицированный характер; при социальном неравенстве власть утрачивает персонификацию и приобретает постоянный, устойчивый характер.
В любой общественной системе власть возникает и является выражением объективной потребности в организации, саморегулировании и сохранении целостности общества, поскольку в нем происходит столкновение интересов и
потребностей различных социальных групп. Власть призвана играть роль необходимого гаранта единства различных социальных общностей и общества в целом.
Общественное назначение власти проявляется в:
1. поддержании общественного порядка с его устоявшимся регламентом;
2. выявлении,
локализации и разрешении
3. достижении общественного консенсуса;
4. регулировании всех властных отношений в обществе;
5. использовании
насилия и принуждения во имя
стабилизации общества.
2.
Виды власти.
В зависимости от ресурсов, на
которые власть основывается, она
подразделяется на экономическу
Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.
В своем воздействии на политику экономическая власть обладает такими свойствами, как:
1. связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей.
Удовлетворение
первичных потребностей – в
пище, одежде, жилище и т.п. –
необходимое условие
2. широта мотивационного воздействия.
Она ярко
проявляется в широких
3. постоянство воздействия.
Экономическая власть связана с удовлетворением повседневных потребностей людей. Поэтому она действует на людей постоянно, побуждая их к определенным действиям.
4. незаметность и широкие способности проникновения.
Носителем экономической власти являются деньги. Каналы и объем их перемещения трудно контролировать. Это позволяет широко использовать финансовые ресурсы, даже в нарушение избирательного закона, для поддержки угодных их обладателям политических сил, в том числе во время избирательных кампаний.
2. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью. С помощью социальной политики они могут влиять на общественное положение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.
3. Культурно- информационная ( духовно- информационная ) власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обществе из всех видов духовного влияния на первый план выдвигается научно-информационная власть. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Этот вид власти обладает рядом особенностей политического воздействия: