Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

1. Традиционная легитимность.

Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость  и священность издревле  существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. Традиционная легитимность отличается прочностью.

2. Харизматическая легитимность.

Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, который иногда даже обожествляется, создается культ его личности.

(Жрецы  Амона в Ливии провозгласили Александра Македонского воплощением Бога Амона). Харизматический способ легитимации часто используется в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же  демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя. И в наши дни и официальная пропаганда, и народная молва склонны приписывать политическим лидерам качества на основе желаний и представлений, преобладающих у большей части народа.

3. Рационально- правовая легитимация.

Она основывается на уважении к рационально принятым правилам формирования власти. Ее источником выступает рационально понятый  интерес, который побуждает людей  подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

 Легитимность  власти не ограничивается ее  тремя типами. Существуют и другие способы легитимации. Одна из них – идеологическая легитимность.

Ее суть состоит в оправдании власти с  помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идеология обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или  класса. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической..

 В  второй половине XX в. многие молодые  государства в попытках получить  признание  и   поддержку  населения очень часто прибегают к националистической легитимации власти, нередко устанавливая этнократические режимы – этнократии, характеризующиеся допуском к власти лишь представителей одной, титульной нации политической дискриминацией других этнических  групп. Такого рода государства сформировались в ряде республик бывшего СССР, например в Латвии.

  Идеологическая  легитимация основывается на воздействии на сознание и подсознание людей с помощью методов убеждения и внушения.

     В последние годы проблема  легитимности стала крайне актуальна для большинства посткоммунистических стран. Различного рода махинации правящих элит в борьбе за власть, многочисленные злоупотребления властью, массовая коррумпированность политиков и чиновников, неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывают доверие населения к рационально-правовым способам легитимации. Кризисы легитимности и эффективности власти прямо связаны с низким нравственным уровнем власть имущих, разительным отрывом политики от морали.  

3. Субъект, объект власти. Ресурсы власти.

Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы.) 

Субъект и объект – непосредственные  носители, агенты власти.

 Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть  отдельный человек, организация, общность людей, например народ. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся  в распоряжениях и приказах. Большинство людей не  испытывают психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе  власть не является  для них ценностью. Многие вообще предпочли бы  уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей,  привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

  Помимо  желания руководить и готовности брать на себя  ответственность, субъект власти должен  быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет организованность субъекта.

    К субъектам политической  власти относятся: 1. социальные общности (классы, этносы, социальные группы); 2. государство; 3. политические партии и организации; 4. правящие элиты, бюрократы, лобби; 5. групповое и индивидуальное лидерство; 6. личная власть; 7. отдельные личности в рамках легитимизированных  процессов (митинги, выборы, демонстрации).

    Наиболее крупным субъектом политики выступают классы.

  Классы – большие группы людей, которые различаются по отношению к средствам производства, месту в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, а также по размерам и способам получения доходов.

     Социальным носителем власти  может стать по существу любой  субъект политики. Вступая в политическую жизнь, любой класс, группа, индивид или политический институт получают свой шанс в достижении власти и овладении ею. Однако вся история человечества показывает, что реальной политической властью чаще всего обладают господствующий класс, правящие политические группы или элиты, политические лидеры. Это и есть основные социальные носители власти. 

Объект  власти. 

    Власть всегда двухстороннее,  асимметричное  взаимодействие  субъекта и объекта. Она невозможна  без подчинения объекта. Если  такого подчинения нет, то нет   и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования  и даже мощными средствами принуждения.

  Масштабы  отношения объекта к субъект  властвования простираются от  ожесточенного сопротивления, борьбы на  уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов:

- от  собственных качеств объекта  властвования;

- от  характера предъявляемых к нему  требований;

- от  ситуации и средств воздействия,  которыми располагает субъект;

- от  восприятия руководителя исполнителями,  наличия или отсутствия у него  авторитета.

Качества  объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. 

 Природа подчинения. 

   Мотивация подчинения  достаточно сложна. Она может основываться  на страхе перед  санкциями; на  долголетней привычке  к повиновению;  на заинтересованности  в выполнении распоряжений; на убежденности  в необходимости  подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.

Мотивы  власти иногда называют ее основаниями. Все они существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. 

     Сила  власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного

эмоционального  состояния.

     Власть, базирующаяся на привычке, сравнительно безболезненно воспринимается людьми. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что «король–то – голый», что власть изжила себя и недостойна повиновения.

    Наиболее стабильной  является власть, построенная на  интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций.

  Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее « первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида).

  Одной  из наиболее благоприятных для  власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на  базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним.

 Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем.

В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель  и защитник. 

Ресурсы власти. 

   Важнейшей социальной  причиной господства  или подчинения  одних людей другим  является неравномерное  распределение ресурсов  власти.

Под ресурсами власти следует понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории «социального обмена» П.Блау. Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Тем самым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

   Существует несколько  классификаций ресурсов. 

       А.Этциони делит их на  утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.

Принудительные  - меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные  - средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.

   Классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги, техника,  плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

Социальные  ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем  характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание и т.п.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и др.

Принудительные (силовые) ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди (армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура). Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества.

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"