Курс лекций по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций

Описание работы

Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".

Файлы: 7 файлов

Власть.doc

— 110.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Государство.doc

— 1.02 Мб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. партии и полит. сис-ы.Группы интересов.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Полит. элита.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)
 

КРИВОРОЖСКИЙ   ТЕХНИЧЕСКИЙ    УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

КАФЕДРА          ФИЛОСОФИЯ 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ     ПО   политологии: 
 

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ       ЭЛИТА» 
 
 

                 …Элиты  всех мастей являются одним из условий  прогресса современной нации, особенно демократии…

                     …Демократия  создает и оживляет разные формы элиты, а элита оживляет демократию, сохраняя ее динамизм.

                           Лорд  Хейшен 
                     
                     
                     
                     
                     

                                                                                                    Н.П. ЧУТОВА

                                                                                                          Ст. преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Кривой     Рог

2005 г. 
 
 
 

                 Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала  в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Чаще всего  эти группы называются правящими элитами, иногда господствующими слоями, правящими кругами, политическими элитами. В западной политологии давней традицией является использование категории «правящая элита».

         Итак, политическая элита – определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.

                 *   Шопенгауэр отмечал: «На свете существует три типа аристократии: 1) аристократия рождения и ранга; 2) денежная аристократия; 3) аристократия ума и таланта. Последняя, собственно, самая знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. Еще Фридрих Великий сказал: «Одаренные люди наравне с монархами», - когда его гофмаршалу показалось неловким, что министрам и генералам отведено место за маршальским столом, а Вольтеру за столом царственных особ.

              Термин «элита» происходит от французского elite – лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в. он  употреблялся для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для наименования «избранных» людей, прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823г., этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе иерархизированного общества. Понятие стали использовать в генетике, семеноводстве для обозначения лучших сортов. Однако термин «элита» не применялся широко в общественных науках до начала XX в. (т.е. до появления работ В.Парето), а в США – даже до 30-х гг. нашего столетия. В политической науке французский термин «элита» получил свое распространение благодаря трудам Сореля и Парето в начале XX в., хотя идеи политического элитизма возникли вне Франции в глубокой  древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше и др.                                                 

           Так, китайский философ Конфуций (551 – 479 до н.э.) обосновывал деление общества на «благородных мужей» (правящая элита) и «низких людей» (простолюдинов) тем, что они следуют разным моральным заповедям. Первые следуют долгу и закону, вторые думают, как бы получше устроиться и получить выгоду. Первые требовательны к себе, вторые – к людям. Соблюдение моральных норм дает право на управление. Образ правящей элиты Конфуций раскрывал через социальные качества ее представителей: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток ».

             Иное основание  деления общества  на правящее меньшинство и  подчиняющееся ему большинство  находим у Платона. Политическое неравенство он связывал с качеством души, присущим тем или иным группам населения. Разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой состоит в мужестве, - сословие воинов. Низменной, вожделеющей части души, погрязшей в наслаждениях и утехах, соответствует сословие земледельцев и ремесленников. Мудрым (т.е. философам) должна повиноваться худшая часть государства. Более того, Платон разрабатывал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных кандидатов.

       Однако  характеристика политической элиты  у Конфуция и Платона больше  исходила из ее желаемого образа, чем из реального анализа политической  практики. К тому же их представления о роли политической элиты были фрагментарны.

         Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX вв. Они связаны с именами Г.Моски, В.Парето и   Р. Михельса.

         Выдающийся итальянский социолог и политолог Г.Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым … и поставляет ему… материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма». «Власть (мощь) любого меньшинства непреодолима для любого индивида в составе большинства, который стоит в одиночестве перед тотальностью организованного меньшинства».

           Моска проанализировал проблему  формирования политической элиты  и ее специфических качеств.  Он считал, что  важнейшим критерием вхождения в нее является  способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющие элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

           Отмечая сплоченность группы  управляющих и ее господствующее  положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

         Вторая, демократическая тенденция  выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической  тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

            Теория политического класса  нашла свое подтверждение в  тоталитарных государствах.  

            Концепция   Парето 

     

               Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал В.Парето. Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все  времена правило и должно править избранное меньшинство – элита, наделенная особыми качествами: психологическими, врожденными и социальными, приобретенными вследствие  воспитания и образования. В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество  неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, отличающихся результативностью, высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту.

       Она  делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно)    участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту- людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству в силу своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

      Правящая  элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит – «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

      Изменения,  происходящие в обществе, постепенно  подрывают господство одного  из этих типов элиты. Так,  властвование «лис», эффективное  в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных  действий и применения  насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты – «львов», которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает собственное господство.

     

                 Концепция  Михельса  

               Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р.Михельс. Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества.

    Михельс особо  выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

       В обществе  действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от прогресса цивилизации развитие крупных организаций неизбежно ведет  к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими организациями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рационализации, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам руководства, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

         Из действия «закона олигархических  тенденций» Михельс делал пессимистические  выводы относительно возможностей  демократии вообще и демократизма  социал-демократических партий в  частности. Демократию же он  фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении. 

             В трудах Моски, Парето, Михельса  понятие элиты получило уже  достаточно  ясные очертания.  Были намечены ее важнейшие  параметры оценки:

    1. особые свойства, присущие представителям элиты;

    2. взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

    3. отношения  элиты с неэлитой, массой: господство, руководство, представительство;

Политология как наука.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Становление и развитие политологии как науки.doc

— 175.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тоталитаризм.doc

— 54.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"