Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 09:17, курс лекций
Работа содержит полный курс лекций по предмету "Политологии".
КРИВОРОЖСКИЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИЯ
ЛЕКЦИЯ
ПО политологии:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЭЛИТА»
…Элиты всех мастей являются одним из условий прогресса современной нации, особенно демократии…
…Демократия создает и оживляет разные формы элиты, а элита оживляет демократию, сохраняя ее динамизм.
Лорд
Хейшен
г. Кривой Рог
2005
г.
Политические отношения какого-либо общества, за исключением первобытного, являют собой пирамиду, на разных уровнях которой размещены определенные общественные группы (политические субъекты). Высота политической пирамиды изменялась в зависимости от исторической эпохи и страны (от плавной и плоской на ранних ступенях цивилизации до высокой и крутой в кастовых системах, в феодальных обществах). Но неизменным оставалось состояние, при котором группа, которая находилась на вершине пирамиды, концентрировала в своих руках властные функции, осуществляла политический контроль над обществом в целом. Чаще всего эти группы называются правящими элитами, иногда господствующими слоями, правящими кругами, политическими элитами. В западной политологии давней традицией является использование категории «правящая элита».
Итак, политическая элита – определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии общественного развития.
* Шопенгауэр отмечал: «На свете существует три типа аристократии: 1) аристократия рождения и ранга; 2) денежная аристократия; 3) аристократия ума и таланта. Последняя, собственно, самая знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. Еще Фридрих Великий сказал: «Одаренные люди наравне с монархами», - когда его гофмаршалу показалось неловким, что министрам и генералам отведено место за маршальским столом, а Вольтеру за столом царственных особ.
Термин «элита» происходит от французского
elite – лучшее, отборное, избранное. Начиная
с XVII в. он употреблялся для обозначения
товаров наивысшего качества, а затем
и для наименования «избранных» людей,
прежде всего высшей знати. В Англии, как
свидетельствует Оксфордский словарь
1823г., этот термин стал применяться к высшим
социальным группам в системе иерархизированного
общества. Понятие стали использовать
в генетике, семеноводстве для обозначения
лучших сортов. Однако термин «элита»
не применялся широко в общественных науках
до начала XX в. (т.е. до появления работ
В.Парето), а в США – даже до 30-х гг. нашего
столетия. В политической науке французский
термин «элита» получил свое распространение
благодаря трудам Сореля и Парето в начале
XX в., хотя идеи политического элитизма
возникли вне Франции в глубокой древности.
Еще во времена разложения родового строя
появляются взгляды, разделяющие общество
на высших и низших, благородных и чернь,
аристократию и простой люд. Наиболее
последовательное обоснование и выражение
эти идеи получили у Конфуция, Платона,
Макиавелли, Карлейля, Ницше и др.
Так, китайский философ Конфуций (551 – 479 до н.э.) обосновывал деление общества на «благородных мужей» (правящая элита) и «низких людей» (простолюдинов) тем, что они следуют разным моральным заповедям. Первые следуют долгу и закону, вторые думают, как бы получше устроиться и получить выгоду. Первые требовательны к себе, вторые – к людям. Соблюдение моральных норм дает право на управление. Образ правящей элиты Конфуций раскрывал через социальные качества ее представителей: «благородный муж в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд; вызывая почтение, не жесток ».
Иное основание деления
Однако
характеристика политической
Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX вв. Они связаны с именами Г.Моски, В.Парето и Р. Михельса.
Выдающийся итальянский социолог и политолог Г.Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым … и поставляет ему… материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма». «Власть (мощь) любого меньшинства непреодолима для любого индивида в составе большинства, который стоит в одиночестве перед тотальностью организованного меньшинства».
Моска проанализировал
Отмечая сплоченность группы
управляющих и ее
Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.
Теория политического класса
нашла свое подтверждение в
тоталитарных государствах.
Концепция Парето
Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал В.Парето. Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство – элита, наделенная особыми качествами: психологическими, врожденными и социальными, приобретенными вследствие воспитания и образования. В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально». Совокупность индивидов, отличающихся результативностью, высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляет элиту.
Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту- людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству в силу своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.
Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит – «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).
Изменения,
происходящие в обществе, постепенно
подрывают господство одного
из этих типов элиты. Так,
властвование «лис»,
Концепция Михельса
Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р.Михельс. Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества.
Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.
В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от прогресса цивилизации развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты, поскольку руководство такими организациями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рационализации, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам руководства, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая, элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.
Из действия «закона
В трудах Моски, Парето, Михельса понятие элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие параметры оценки:
1. особые свойства, присущие представителям элиты;
2. взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;
3. отношения
элиты с неэлитой, массой: господство,
руководство,