Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:10, курс лекций
1. Объект и предмет политологии
Термин политология происходит от двух греческих слов «полис» (город, государство) и «логос» (учение) – получается, что это наука о политике.
12) в соц. сфере провозглашается превосходство определённого класса, деление людей на своих и чужих. Осуществляется поиск и ведётся борьба с внутренними и внешними врагами
13) в психологической сфере насаждается атмосфера устранения чувства бдительности относительно по устранению внутренних и внешних врагов
Т.о. тоталитарный режим – это такая форма реализации власти, при которой правление принимает деспотический характер, вся полнота власти концентрируется в руках немногих, которые принудительно навязывают свою волю всему населению. Основными методами осуществления власти являются принуждение, насилие и массовые репрессии.
33. Демократический политический режим.
Термин демократия происходит от 2х греческих слов – народ и власть, т.е. народовластие или власть народа. Понятие демократии, как и понятие власть, имеет общее социологическое значение характеризует явления всей общественной жизни (например: производственная демократия, профсоюзная демократия, партийная и т.д.)
В этом аспекте демократия понимается как устройство любой организации с учётом принципа равенства всех её членов и принятие решений большинством голосов.
Политическая демократия также понимается в разных аспектах:
1) Демократия как народовластие, при этом подчёркивается, что именно народ, а не монарх является источником власти
2) Демократия как форма полит устройства общества, при этом подчёркивается, что властные органы избираются народом, власть разделена и подотчётна народу
3) Демократия как форма полит режима – в этом аспекте главный признак положение о господстве большинства над меньшинством
Демократия как полит режим исторически возникла позднее авторитарного 5-4 веке до н.э. в Др. Греции (Афины). Древние греки сформировали публичную власть, организовали выборы властных лиц, признали народные собрания как форму принятия властных решений, однако им не удалось найти мех. Разрешения соц. конфликтов полит методами, и не удалось предотвратить концентрацию власти в руках немногих.
Дальнейшее развитие демократии получила в Др. Риме. Они использовали опыт др. греков. Осуществляли выборность властных лиц, стали принимать властные решения народным собранием.
Вместе с этим впервые обеспечили участие в народном собрании всего свободного населения, создали механизм разрешения соц. конфликтов полит средствами, подвели под механизм принятия властных решений правовую основу.
Период средневековой демократии не получил развития, но сохранился в отдельных городах: Венеции, Дубровник, городах северной Германии, Новгороде, Пскове.
В 1215г В Англии была принята хартия вольностей и были заложены основы парламентаризма, т.е. формирование представительной власти. В начале 20 века немецкий политолог Вебер предложил теорию демократии, суть которой заключалась в праве населения выбирать полит лидера, который в дальнейшем говорит : «А теперь руки по швам, слушайте меня, иначе…»; участие народа ограничивается только избранием полит власти.
В России полит права и свободу граждане получили в 1905г. после издания царского манифеста от 17 октября. В 1917г при избрании учредительного собрания впервые были проведены всеобщие равные прямые и тайные выборы.
В зависимости от того к какому субъекту власти отдаётся предпочтение при осуществлении власти выделяется 3 разновидности демократии:
1) либеральная – она исходит из приоритета личности над правами государства
2) плюралистическая – главными субъектами власти признаются не индивиды, не народ, а группы
3) коллективистская – обычно называется народной демократией, в этом случае главным субъектом власти признаётся народ
При либеральной демократии главное внимание обращается на обеспечение индивидуальной свободы человека, на предотвращение любого подавления личности властью.
Деятельность государства сводится к охране общественного порядка, обеспечение безопасности и юридической защиты прав человека.
Характерными чертами либеральной демократии являются:
1) признание личности главным источником власти
2) узкополитический формальный характер демократии
3) ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение групповой автономии и свободы
Характерными особенностями плюралистической демократии являются:
1) признание группы источником власти
2) принятие властных решений путём поиска баланса групповых интересов, путём компромисса
3) признание принципа плюрализма или множества полит идей, полит организаций, полит действий и полит целей
Особенности коллективистской демократии заключаются в следующем:
1) признание народа источником власти
2) власть народа ничем не ограничена
3) народ как коллективное целое может быть представлено только самим собой ( не группой и не отдельной личностью)
4) всеобщая полит мобилизация преимущественно прямое участие населения при принятии властных решений
Основными признаками демократического полит режима :
1) законодательное закрепление основных экономических, социальных и полит прав граждан
2) равенство всех граждан перед законом
3) свободные прямые равные и тайные выборы органов власти
4) принятие властных решений путём голосования большинства голосов
5) наличие твёрдой гарантии для высказывания мнений и защиты интересов меньшинства
6) сочетание непосредственной и представительной форм участия граждан в управлении делами общества
7) законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц избранных в органы власти
8) обеспечение полит плюрализма (множественность)
9) разделение властей по горизонтали и вертикали
10) независимость суда, его подчинение только закону
11) верховенство закона
12) защита общества и граждан от противоправных действий
13) основными методами осуществления власти являются согласие и компромисс. Насилие применяется только к субъектам, совершившим противоправные действия
Демократический политический режим – это такая форма реализации власти, которая и по форме и по содержанию представляет интересы тех кем правит. Такое управление и реализацию власти должны приносить реальную пользу широким массам.
2. Демократия имеет 2 формы:
1) непосредственная демократия – это форма принятия властных решений непосредственно гражданами на народном собрании и референдумах
2) представительная демократия – это форма принятия властных решений, при которой граждане избирают своих представителей в структуры власти ( от местной до высшей ) и поручают им от своего имени принимать властные решения. К числу таких лиц и органов относятся мэры, губернаторы, президенты и законодательные органы.
Полит процедуры – это определённый порядок и правила полит действий, например избрание власти, принятие властных решений и др.
34. Внешняя политика и международные отношения.
Международные отношения – система устойчивых связей между основными субъектами мирового сообщества.
1. рассредоточение власти
2. одиологизация международных отношений (связано с предрассудками холодной войны)
3. новое понимание безопасности
4. демократизация и гуманизация международных отношений
5. формирование единого информационного производства на основе новейших компьютерных технологий, развитие международного сотрудничества
6. усиление интеграции
7. политическая глобализация – смещение центра принятия решений
8. универсализация образа и стиля жизни
обострение глобальных проблем человечества
35. Цели и приоритеты внешней политики современной РФ.
Субъектами внешней политики РФ являются:
Президент, он определяет внешнюю политику
Государственная дума и совет федерации, который создает законодательную базу внешней политики
Совет безопасности РФ, который готовит для президента решения в области международной политики.
Министерство иностранных дел, которое проводит внешнеполитический курс страны
Субъекты федерации, которые развивают свои международные отношения
Все субъекты в своих отношениях опираются на определенные ресурсы – РФ обладают следующими ресурсами:
Экономическими: ее доля в мире экономики составляет 1,5 %
Природные ресурсы. Запасы этих ресурсов РФ в 6 раз больше США, в 16-17 раз больше запасов Западной Европы
Военные ресурсы: РФ обладает ядерным вооружением сопоставимым с США, обычные войска, объединение ПВО, пограничные войска.
Научные ресурсы: имеем хорошо подготовленные кадры
Россия входит в число 7 государств, которые входят в научную супер элиту.
По уровню высшего образования – на четвертом месте. Таким образованием обладает каждый пятый, однако в последнее время накопилось немало проблем.
Сохраняется сырьевой развитие экономики. 40% ВВП приходится на газовую технологию.
Медленно внедряется новые технологии. Доля новых технологий: США – 39, Япония – 30, Россия – 6.
НАТО стало превосходить Россию по обычному вооружению. У России нет достаточно сильного союзника, нет система договоров, которая способна обеспечить военно-политическую стабильность
Понижаются социальные ресурсы. Население уменьшается ежегодно на 800 тыс. человек.
Изменилось к худшему гео-стратегическое положение России. Мы оказались отодвинуты от Западной Европы, от регионов ближнего и среднего востока. Уменьшилась возможность выхода в Черное, Средиземное и Балтийское моря.
У общества на уровне обыденного сознания нет объединенной идеи.
В целом Россия, как субъект международной политики является:
1. Великой державой (по природным запасам, территории, ядерному вооружению)
2. Региональной державой
3. Развивающейся страной (соц. обеспечение, продолжительность жизни)
II. Формы международных отношений
Субъекты международной политики вступили в различные по форме политические отношения
По мнению М. Моровецкого основным из них является:
отношение сотрудничества
отношение соперничества
Сущность сотрудничества определяет общность межгосударственных потребностей интересов и целей, от объема которых зависит степень сотрудничества.
Отношение соперничества определяют противоречия между субъектами по поводу своих потребностей, интересов, и целей. Эти отношения могут приобретать форму принужденной борьбы, конфликтов и даже холодных и горячих войн.
Примером холодной войны является отношение между мировой системой капитализма и социализма.
Эти отношения имели милитаристский характер (гонка вооружения)
По данным, в середине 80-х годов
Из 500 млн. голодающих в мире ежегодно 50 млн. умирает от истощения.
В конце 90-х годов военные затраты занимают 18 %.
Не утихали и горячие войны, число которых
погибало в войнах
17 века 3,3 млн.
18 века 5,5 млн.
19 века 16 млн.
20 века 100 млн.
Сложившаяся в 80-е годы ситуация в мире потребовала как философского так и практического обновления мировой политики.
Новый подход заключен в более четком осознании той истины, что нынешний противоречивый и взаимосвязанный мир стал маленьким и хрупким в мировой политике.
Но и в этих условиях сохранились сторонники войны на мировой арене.
Моргентау определил как арену острых противоборств государств.
В основе этих отношений лежит стремление к повышению своей власти и силы и понижение власти других.
В доктрине политики США зоной своих интересов объявлены Югославии, Персидский залив, Карибское море и тд.
Большинство субъектов международной политики понимаем, что интересы народа отвечают интересам сотрудничества, соглашения и компромиссы.
Именно к таким отношениям стремится большинство стран ООН.
Цели и приоритеты международных политических отношений
Цели:
Поддержка мира в мире
Улаживать международные споры
Укрепление всеобщего мира
Права человека
Центр для согласования
Главные усилия России внешней политики направлены на
I. 1) обеспечение надёжной безопасностью страны
2) сохранить ее суверенитет и территориальной целостности