Курс лекций по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:10, курс лекций

Описание работы

1. Объект и предмет политологии
Термин политология происходит от двух греческих слов «полис» (город, государство) и «логос» (учение) – получается, что это наука о политике.

Файлы: 1 файл

+Политология (шпоры)14.DOC

— 437.50 Кб (Скачать файл)

1.                 Макро и микроскопические.

2.                 Открытые и закрытые.

3.                 Демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


21. Политические отношения и политические конфликты.

Политические отношения являются важнейшим элементом политической системы и в то же время они объединяют все элементы полит системы  единый механизм организации и управления обществом. Они характеризуют также связи и взаимодействия возникшие м/у политикой и другими сферами общества. Полит отношения возникают м/у 2мя сторонами, причём сторонами этих отношений выступают элементы полит системы др. субъекты политики, а полит отношения те связи взаимодействия, которые возникают м/у ними.

Полит отношения – это взаимодействие субъектов политики и власти при котором происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (информацией, знаниями), передача волевых побуждений от одного субъекта другому.

Сторонами полит отношений выступают первичные и вторичные субъекты политики, обладающие полит свойствами, потребностями, интересами, сознание, осуществляющие сознательную полит деятельность, имеющие полит цели и т.д. Сущностью полит отношений являетсяся принуждение вне зависимости от того осуществляется оно добровольно или принудительно. Эта полит сущность в отношениях м/у субъектом и объектом проявляются в разной мере. Например государство и правящие партии обладают законодательным правом на применение принуждения и эту сущность проявляется в полной мере. Другие элементы полит системы общественной полит организации не обладают правом на принуждение, но участвуют в полит отношениях по поводу предъявления требований к этой власти, поддержки власти и т.д.

Изменение и развитие полит отношений, смена их форм обусловлено свойствами самих субъектов политики классовой структурой общества и уровнем его развития, противоречиями в этом обществе, а также нормами и идеями регулирования, объясняющие эти отношения. Так,  например, появлению либерально буржуазных идей способствовало оптимизации отношений в согласии компромисса и уменьшении роли отношений насилия господства в феодальном обществе.  Интенсивность и размах полит отношений зависят от общего состояния полит жизни и могут колебаться, например, быть более интенсивными в период кризиса, революции и, наоборот, в мирное время.

  Существует 4 формы полит отношений:

1)                согласия

2)                компромисса

3)                принуждения

4)                насилия и борьбы

Отношения согласия возникают тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон одинаковы. На этой основе возникает готовность подчиняться, формируется сотрудничество, чувство принадлежности к общности, согласие. Это добровольное согласие на подчинение.

Отношения компромисса формируются тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон совпадают в основном, но сохраняются и различия между ними при этом имеет место готовность сторон идти на уступки, ценить объединённую основу выше, чем различия.

Отношения принуждения возникают тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон противоположны, не совпадают. В этом случае наиболее сильная сторона, опираясь на свои ресурсы, навязывает другой стороне свои потребности, интересы и цели, которые вынуждены повиноваться даже в том случае, если это противоречит их интересам.

Отношения насилия и борьбы возникают тогда, когда сторона обладает ресурсами, принуждая другую сторону действовать вопреки своим интересам и целям, что может вызвать не только подчинение, борьбу и сопротивление.

В зависимости от свойств субъектов политики и направленности их действий выделяют 3 типа полит отношений:

1)                субъективно-объектные

2)                субъективно-субъектные

3)                объективно-объектные

Субъективно – объективные отношения – это властные отношения, субъект власти обладает правом приказывать, имеют ресурсы, могут проявлять инициативу творчества, обладают свободой, может использовать методы убеждения, давления вплоть до массовых репрессии. Подчинённая сторона в эти отношения также вносит определённое содержание. Она может добровольно подчиняться, сопротивляться, вести борьбу или быть безразличной. Подчинение имеет свои мотивы, среди них: 1) рационально добровольные, 2) заинтересованные, 3) принудительные

Рациональные мотивы существуют тогда, когда принимаются субъектом власти решения, оценивающиеся как рациональные, объективные необходимые как для властного субъекта, так и для подчинённого

Заинтересованные мотивы возникают, когда одна из сторон не имеет средств к существованию и в обмен на блага изъявляет готовность подчиняться

Принудительные мотивы возникают,  когда у подчинённой стороны нет средств к существованию и ресурсов для сопротивления, в этом случае имеет место конформизм, слепое подчинение.

Внутри субъективно-объективных отношений выделяются 2 подтипа: подданнические и демократические.

Подданнические возникают, когда власть сосредоточена в руках одной стороны, а другая сторона не имеет полит прав и обязана только подчиняться.

Демократические отношения возникают, когда все взаимодействующие стороны обладают полит правами и свободами и могут требовать от властного субъекта только таких действий, которые установлены для него законом. Среди демократических отношений выделяют интравертные полит отношения, они возникают, когда субъект и объект одно и то же полит явление. Так в 1993г  российский народ как субъект политики принимает для себя как объекта Российскую конституцию и обязывает себя исполнять её.

Субъективно-объективные отношения возникают м/у властными субъектами, к ним относятся взаимодействия м/у президентом и правящими партиями, т.е. м/у любыми сторонами обладающими властными полномочиями. Взаимосвязи и взаимодействия такого рода приводят к изменениям внутри полит системы, изменениям м/у персоналиями и не затрагивает одни полит системы. К этому типу отношений относятся взаимодействия в процессе полит или военных переворотов, заговоров и т.д.

Объективно–объектные отношения возникают м/у подчинёнными сторонами. Например, м/у группами общественной полит организации и т.д. Эти отношения могут существовать только в формах согласия и компромиссов.

Т.о. все полит отношения создают единую соц. неоднородную территориальную общность, управляемую с помощью политической системы.

 

 

 

 

 

 


22.Понятие государства, его сущность и признаки

Государство является основным политическим институтом, потому что оно возникло раньше, чем другие политические институты. Только государство обладает законным правом на насилие и другие формы принуждения. Хотя бы формально, государство определяет деятельность других политических институтов.

Существуют различные теории, объясняющие происхождения государства:

1.      Теологические теории. Суть их в том, что происхождение государства объясняется как божественное творение.

2.      Аристотель высказал идею о естественном происхождении государства.

3.      Материалисты 17-18 века сформировали теорию договорного происхождения государства. Так, немецкий философ Кант считал, что люди по своей теории «… и начинается война всех против всех», поэтому люди должны договориться либо между собою об общих правилах совместной жизни. В 19 веке расисты утверждали, что государство возникло в результате появления частной собственности и разделения труда на умственный и физический, появления профессий, чиновников, которые стали управлять обществом.

4.      Теория насилия – суть её в том, что в результате столкновения  племён шёл процесс завоевания одних другими. Для подчинения людей сформировалась сила – вооружённые люди, которые и стали принуждающее управлять обществом. Т.о. государство возникает в результате завоевания одних племён другими с применением силы для их подчинения. Существуют различные подходы при структурном подходе в качестве сущности государства исследуют 3 фактора: 1)Территория 2)Проживающее на ней население 3)Публичная власть

При этом сущность государства определяется как сила, обеспечивающая  совместное проживание социально неоднородных людей на одной территории.

  При политическом подходе даётся ответ на 3 вопроса: 1)Кому принадлежит государственная власть 2)Кто управляет государством 3)Какими методами осуществляется государственная власть

  При этом подходе существует разное понимание сущности государства.

Марксисты выделяли классическую сущность государства, она определялась как сила, как механизм государства одного класса над другим.

В 70е  годы 20го века появилась теория практики государства всеобщего благоденствия, сторонники этой теории Джон Кеймс и Джон Гелбрейт выделили подкласс сущности государства, она заключается в том, что государство выражает и защищает интересы  не одного класса, а всех классов и слоёв общества путём перераспределения доходов, социальных программ и налогов политики. Двойственное  понятие сущности связано с тем, что государство одновременно вступает как класс и подкласс, сила, обеспечивающая существующее социальное неоднородное общество.

Сущность государства наиболее полно раскрывается в его отличительных признаках, к числу которого относятся:

1.      Наличие особой группы людей или публичной власти, которая выступает от имени всего общества.

2.      Наличие монопольного, законного права на применение силы и других средств принуждения в масштабах всего общества.

3.      Право издавать обязательные для всех законы и постановления.

4.      Право устанавливать обязательное для всех налоги и формировать государственный бюджет.

5.      Наличие территории, безопасность которой обеспечивается с помощью армии.

6.      Наличие суверенитета, т. е. только ему принадлежащие права, представляющие всё общество внутри и вне.


23. Формы    правления,    формы    государственного    устройства и функции государства.

 

Каждому государству присущи различные формы. Форма государства – это социальный класс и территориальная деятельность государственной власти.

Существует 3 формы государства:

1.                 Форма правления

2.                 Форма государственного устройства

3.                 Форма реализации государственной власти и политического режима

  Формы правления государства – это правовые положения высших органов государственной власти (главы государства, парламента, правительства).

  Существует 2 форма правления:

   а) монархическая

   б) республика

При монархии власть централизованно находится в руках одного человека, источником власти является один человек, передаётся по наследству и не ограничивается сроками. В свою очередь существуют разные типы монархии: неограниченный обладатель – монарх, ограниченная (парламент, конституция).

Сейчас в мире существует монархий. В этих странах живёт примерно 450 млн. человек. Абсолютная монархия (Саудовская Аравия) где вся власть принадлежит одному человеку. В России была при Петре I.

Республика – это такая форма правления, при которой источником власти является народ, существует выборный и сменный глава государства, который ограничен сроками власти. Власть распределяется между многими субъектами в том числе граждане имеют одинаковы права. Разнообразие республик ещё больше: рабовладельческая, буржуазная, социалистическая, парламентская, президентская.

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой ведущую роль играет в структуре власти парламентарий.

Президентская республика – центральное место принадлежит президенту. Такая форма правления существует в США, Бразилии, Мексике и др. В свою очередь есть различия и среди президентских республик:

  -  США: президент глава государства, ему принадлежит только исполнительная власть

  -  Франция и Россия:  президент наряду с этим обладает частью законодательных функций

  -  Германия:  президент является представительной фигурой

Форма государственного устройства – это территориальное деление государственной власти или соотношение м/у высшей властью и властью субъектов. Существует 2 формы государственного устройства: унитарные и федеративные.

При унитарном устройстве существует одна высшая власть, одна законодательная, одно гражданство, а вся территория государства делится только на административные единицы.

При федеративном устройстве существует 2 уровня высшей власти: двойственная законодательная и двойственное гражданство. Федерация объединяет либо государство, либо территории, образующие государство (штат).

Информация о работе Курс лекций по "Политология"