Курс лекций по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:10, курс лекций

Описание работы

1. Объект и предмет политологии
Термин политология происходит от двух греческих слов «полис» (город, государство) и «логос» (учение) – получается, что это наука о политике.

Файлы: 1 файл

+Политология (шпоры)14.DOC

— 437.50 Кб (Скачать файл)

1.                 Организация совместной жизни людей на определённой территории.

2.                 Разрешение конфликтов между социальными группами, имеющими разные потребности, интересы и цели.

Политическая власть является сложным образованием, поэтому существует несколько аспектов её анализа:

Биологический аспект. В конце 19, начале 20 века существовали идеи социального Дарвинизма, которые определяли политическую власть как закономерность биологической жизни, как борьбу за существование.

Психологический аспект. Русский мыслитель Николай Корпуков писал: «Власть покоится не на общей доле и не на принуждении, а она в психических переживаниях людей». В психологическом аспекте выдвигается на первый план объективная власть, при этом существует несколько её определений:

1)     Бихиерийское – власть определяется, как особый тип поведения.

2)     Теологическое – власть определяется, как процесс достижения цели.

3)     Инструменталистское – власть определяется, как средство организации и управления обществом.

4)     Структуралистское определение власти – власть определяется как отношение между субъектами и объектами политики. В этом случае анализируют взаимодействующие стороны.

Властвующий субъект – это группа лиц или одно лицо, или большинство, имеющие право приказывать. Управляемые – отдельный человек, социальная группа и народ в целом. Власть понимается как система коммуникаций, как обмен ресурсами, идеями, влиянием. При этом взаимодействующие стороны имеют разные или противоположные интересы и цели. Властвующий субъект имеет возможность приказывать, обладает ресурсами, является свободным, управляемые наоборот – несвободны.

Политическая власть – это возможность, способность и право одних людей оказывать влияние на других людей с помощью авторитета, права, силы и других средств принуждения.

Отличительными признаками политической власти от всех других типов сил, являются:

1)                Верховенство – обязательность её решения для всего общества, всех его частей и всех видов власти.

2)                Всеобщность или публичность – означает, что политическая власть действует от имени всего общества.

3)                Легальность – т.е. политическая власть обладает законным правом на использование насилия и других средств принуждения.

4)                Моноцентричность – т.е. существование только одного центра принятия властных решений.


17. Ресурсы политической власти. Легальность и легитимность политической власти.

 

Существуют различные источники получения власти:

1.                 Физическая сила – тот, кто обладает большей физической силой, у того больше шансов получить политическую власть.

2.                 Богатство – оно является источником власти, т.к. владельцы богатства могут обеспечить другим людям средства существования.

3.                 Организация – социальные группы имеют больше шансов завоевать политическую власть, т.к. их лидеры опираются на поддержку больших социальных групп.

Политическая власть имеет свои ресурсы, которые использует для воздействия на управляемых:

1.                 Экономические ресурсы (земля, финансы). Они нужны для оплаты труда чиновников, содержания армии, проведения выборов и т.п.

2.                 Силовые ресурсы (армия, милиция, вооружение, средства связи и т.п.). Эти ресурсы используются тогда, когда управляемые не желают добровольно подчиняться.

3.                 Социальные ресурсы (поддержка властных субъектов управляемыми и желание работать в структурах власти).

4.                 Информационные ресурсы (средства массовой информации). Если СМИ  поддерживают власть – то это ресурсные организации. Если нет  - то это антиресурс.

Политическая власть – это отношения, при которых один человек или группа лиц имеют право приказывать, а другие обязаны подчиняться, т.е. власть выступает как принуждение. При другом – позитивном восприятии власти, она воспринимается как объективно необходимая сила для организации социально неоднородного общества. При этом даются разные её характеристики. Если власть основана на законе или традиции – она называется легальной. Иначе – нелегальной. Если власть признаётся народом справедливой и поддерживается им, эта власть легитимная. Ели наоборот, то нелегитимная.


18. Разделение, принадлежность и функции политической власти.

 

Политическая власть является сложным явлением и поэтому, по мнению Монтескье, должна разветвляться на несколько ветвей. В демократическом обществе власть делится:

1.                 По горизонтали – на законодательную, исполнительную и судебную, а в ряде стран ещё и на контрольную и учредительную.

2.                 По вертикали на высшую власть, на власть субъектов федерации, на местную власть, на власть народа.

Важной характеристикой политической власти является её принадлежность. В демократических странах власть принадлежит:

                  Народу

                  Органам местной власти

                  Органам высшей власти

                  Отдельным лицам

                  Правящим политическим партиям

Политической власти присущи функции:

1.                 Организация и управление обществом, обеспечение порядка и безопасности, разрешение конфликтов.

2.                 Приспособление политической системы к потребностям и интересам властвующих субъектов.

3.                 Обеспечение стабильности в стране легитимной власти.

Для современной политической власти характерна:

1.                 Демократизация власти, распыление её между многими субъектами.

2.                 Рост конфликтности в структуре власти.

3.                 Объективная потребность в легитимации власти.


19.Политическая система общества. Понятие и структура.

 

Политология как наука возникла в 19 веке в Америке, где господствовали эмпирические методы изучения политики. В результате накопилось большое количество знаний об отдельных сторонах и свойствах политики. Возникла потребность анализа сущности политики и механизмов её функционирования. Впервые системный метод исследования к политике применили в начале 20 века немецкий политолог Вебер и Ленин. Вебер анализирует механизм власти. Основное внимание обращал на государство, которое  рассматривал как сложное образование, состоящее из множества элементов. В качестве элементов рассматривал органы законодательной, исполнительной и судебной властей, армию, полицию, чиновничество. Процесс властвования, по его мнению, это деятельность элементов и взаимосвязи между ними.

Ленин применил системный метод к анализу власти пролетариата, в качестве элементов рассматривал рабочий класс, созданную им политическую партию, государство, общественные организации, через которые и осуществляется руководство всем обществом.

Термин «система» в научный оборот ввёл немецкий биолог Берталанфи. Он рассматривал систему как совокупность взаимосвязанных элементов. Позднее этот термин принёс в политологию американский политолог Парсонс. Он рассматривал общество как сложное образование, состоящее из четырёх подсистем: экономической, социальной, духовной и политической.

Термин «политическая» система применил американский политолог Д. Истон, который в 1953 году издал книгу «Политическая система». До этого времени для характеристики механизма властвования использовалось понятия  «правление» и «система правления», что раскрывало механизм властвования. В отличие от этого, Истон попытался дать обобщенную теорию политической системы. Главной задачей при этом, он считал анализ условий, позволяющих обеспечить самовыживание политической системы, предложил рассматривать четыре основных категории: политическую систему, окружающую её среду (экономическую, социальную, духовную сферы), реакцию и обратную связь. Он дал определение системы, как взаимодействие структурных элементов, посредством которых в обществе распределяются ценности.

Основным назначением политической системы является такое распределение ценностей, которое признавалось бы большинством людей справедливым. В дальнейшем политологами сформировалось два подхода понимания политической системы:  микро и макроскопический. При микроскопическом подходе рассматривается совокупность элементов политической системы и взаимодействие между ними внутри политической системы. При макроскопическом подходе основное влияние осуществляется взаимодействием политической системы с определённой средой по принципу «выхода-входа». Под выходом понимается принятие и осуществление политической системой властных решений, направленных на другие сферы общества, а также распределение ресурсов внутри общества.

Обратная связь – это реакция определённой среды на действия политической системы. Она проявляется в двух формах: в форме поддержки действующей политической системы и в форме предъявления требований к политической системе: изменение законов, порядка распределения ресурсов определение целей. В России изучение политической системы началось в начале 70-х годов 20 века. Под политической системой, по мнению Ф.М. Бурлацкого, следует понимать «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого организма, централизованно представляемого политической властью». Политическая система – это механизм управления и контроля в социально-неоднородном обществе. В структуру политической системы входят  четыре группы элементов:

1.                 Совокупность политических отношений, возникающих как между элементами внутри политической системы, так и между политической системой и всем обществом – это отношения согласия, компромисса, сотрудничества, соперничества, принуждения, насилия и борьбы.

2.                 Политическая организация общества. В неё включаются политические институты, государство, политические партии, общественно-политические движения и организации. Государство политически организует всё общество на определенной территории. Политические партии политически организовывают часть класса или общества. Общественно-политические движения и организации политически организуют часть народа с требованием к правительству.

3.                 Политические сознания и культуры, или совокупность взглядов, представлений, оценок, традиций, возникающих по поводу политической власти.

4.                 Политические нормы, регулирующие деятельность и отношения элементов политической системы. К ним относят неписанные политические нормы, обычаи, традиции, образцы поведения и писанные политические нормы, к которым относятся конституции, законы, подзаконные акты, процедуры, регламенты.

J-ый элемент политической системы, по своей природе, является политическим, поэтому он должен выражать политические потребности или интересы определённого класса или социальной группы, иметь непосредственное отношение к политической власти.

В целом, все элементы политической системы являются частями единой системы и оказывают влияние на все другие элементы, например политическая культура содействует в политических отношениях, влияет на структуру и деятельность государства, содержится в политически нормах. J-я группа элементов - это тоже не простая совокупность, а система элементов, поэтому их довольно часто называют подсистемами общества. Совокупность  политических отношений образует коммуникативную подсистему. Совокупность политических институтов создаёт институционную подсистему.

Третья группа элементов, формирующих культурную подсистему и совокупность политических норм, выступает как нормативная подсистема.

 

 

 

 

 


20.Функции    политической    системы.     Типология    политических  систем. Особенности политической системы России.

Функции политических систем:

1.                 Функции организации и управления всем обществом. Обеспечение устойчивости и порядка в обществе.

2.                 Определение целей и задач общества. Выработка программы его жизнедеятельности.

3.                 Мобилизация ресурсов общества на достижении целей, поставленных властвующими субъектами.

4.                 Интеграция всех элементов общества вокруг целей и задач, поставленных властвующими субъектами.

5.                 Распределения ресурсов в обществе, в соответствие с интересами властвующих субъектов.

6.                 Функция легитимации – обеспечения поддержки политической системы со стороны окружающей среды (управляемых).

Герберт Альмонт  выделяет ещё несколько функций:

                  функция политической социализации населения;

                  функция выражения интересов граждан;

                  функция структуризации интересов населения;

                  функция разработки законов;

                  функция контроля за принятыми законами и их функционированием.

Виды политических систем:

В отдельных странах и в разные исторические периоды существовало и существует множество политических систем, поэтому в политологии выделяют их виды:

Информация о работе Курс лекций по "Политология"