Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 12:10, курс лекций
1. Объект и предмет политологии
Термин политология происходит от двух греческих слов «полис» (город, государство) и «логос» (учение) – получается, что это наука о политике.
3. Ремесленники и крестьяне.
Неравенство между группами возводилось в закон. Позднее Шарль Фурье в структуре общества выделял 5 классов:
1. Двор.
2. Знать.
3. Буржуазия.
4. Народ.
5. Чернь.
Социальные группы различаются размерами богатства, функциями в обществе, властью, возможностью или невозможностью присвоения. На основе этих различий между людьми складываются жёсткие отношения. Одни руководят, другие подчиняются. Вместе с этим, он отмечал, что по мере развития общества власть одних ослабевает, богатство уменьшается, и наоборот, вырастает власть и богатство других.
Вебер социальную структуру общества выделял на основе трёх различий:
1. Экономических.
2. Социальных.
3. Политических.
Современная западная политология социальные структуры обозначает понятием страта (слой). Эти слои выделяются на основе размеров дохода, образования, обладания властью и т.д.
Ротмен в структуре американского общества выделили 6 слоёв:
1. Высший класс 1-2%.
2. Высший средний класс 5-10%.
3. Рабочий класс 50-60% и т.д.
Другой американец – Парсонс, социальную структуру общества выделял на основе выполняемых функций в обществе. Эти функции могут быть сложными или лёгкими, приятными или неприятными и т.д. С другой стороны сами люди разные – трудолюбивые и ленивые, одни талантливы, другие нет.
Принцип стратификации: тем, кто выполняет функции, важные для общества и требующие предварительной подготовки, те группы пользуются более широким доступом, благами и привилегиями.
Марксисты выделяют классовую структуру общества. Классами называются большие группы людей, обладающие различными:
Отношением к средствам производства.
Ролью общественной организации труда.
Размером и долей общественного богатства, которой они располагают.
Исходя из этой классификации, в СССР 1980 года было:
61,8% - рабочие
12% - колхозники
26,2 – служащие
В процессе перестройки в России появляются новые социальные группы (1991 год):
60 тысяч фермеров.
600 тысяч ИТД (трудовая деятельность).
3 миллиона человек – кооперативы.
30 миллионов человек – связаны с теневой экономикой.
В социальной структуре общества выделяют группы интересов. Американец Г. Амман выделяет:
1. Анемические группы интер. (стихийные и недолговременные образования).
2. Не ассоциативные группы (неформальные и непостоянные группы).
3. Институциональные группы (формальные организации).
4. Ассоциативные группы (устойчивые и долговременные объединения).
В политической жизни общества выделяют группы давления, политической элиты, партии, общественно политические движения. Критерием их выделения является политическая власть.
Организационные группы борются за свои интересы, но не ставят задачу завоевания политической власти. Политические партии, наоборот, завоевание политической власти считают целью своей деятельности.
11.Субъекты и объекты политики.
В политике участвуют различные социальные силы, отдельный человек, социальные группы, общности и народ в целом. Эти социальные силы становятся субъектами политики в той мере, в которой приобретают и проявляю политические свойства. Исходным политическим свойством субъекта политической власти является потребность в политической власти. Эта потребность основана на совокупности других потребностей (имущество, средства производства, престиж, авторитет и свобода). Только будучи свободным, имея возможность приказывать, человек наилучшим образом удовлетворяет экономические, социальные и другие потребности.
Вторым политическим свойством субъекта политики является наличие у них политических интересов, которые имеют две стороны: объективную и субъективную (как мотив, желание, стремление к политической власти). Политические интересы разнообразны: стремление участвовать в политической жизни, создавать новые политические силы, использовать власть.
Третье свойство – наличие у них сознательной политической деятельности. Сознание действовать по поводу политической власти. Они совершают множество политических действий: участвуют в выборах, разрабатывают стратегии, ищут союзников, влияют на общественное мнение и т.д. Присущи сознательность, добровольность, рациональность и творчество. Эта деятельность имеет теоретическую основу, и в ней в скрытой форме присутствуют потребности и интересы политики.
Активность субъекта зависит от наличия у него политических прав и свобод.
В зависимости от степени политической активности выделяются люди:
1. Аполитичные и отчуждённые.
2. Пассивные.
3. Компетентные наблюдатели.
4. Активисты.
Четвёртое свойство - наличие политического сознания. Политическое сознание – отражение политической жизни в понятиях, суждениях и теориях. Оно включает в себя так же совокупность политических оценок и чувственно эмоциональных проявлений по поводу политики.
Пятое свойство – сознание является основой политической деятельности субъектов политики, которое позволяет им определять свои цели и задачи, предвидеть будущее и создавать модели переустройства общества.
Альмонд выделяет 3 группы:
1. Субъекты парохиальные – они преследуют свои повседневные интересы и не осознают своего политического участия и своей политической роли.
2. Субъекты подданные – понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности самостоятельного воздействия на политическую жизнь.
3. Субъекты патриципанты – самая активная политическая группа. Именно у этих групп вырастают политические лидеры.
Если субъекты политики групповые, то они приобретают ещё ряд политических свойств:
1. Способность вступать в политическое обучение.
2. Способность вступать в политические отношения по поводу политической власти. Например: вступать в отношения компромисса, согласия, в борьбу по поводу политической власти.
3. Обладать способностью совместной политической деятельности, иметь общие интересы и цели, иметь систему управления группой.
4. Социальные силы, выступающие в качестве субъектов политики, называются первичными субъектами политики.
Для более успешного решения своих политических задач они создают вторичные субъекты. Так народ, как субъект политики, создает государство.
Части класса или части народа создают политические партии, общественно-политические движения и группы давления. Политические группы формируют политических лидеров. Вторичные субъекты политики как бы замещают первичных субъектов, выступают от их имени, представляют интересы групп общества, защищают эти интересы в структуре власти, распределяют ресурсы общества в интересах этих групп.
В конкретных исторических условиях различные мыслители в качестве основных субъектов выделяли:
1. Маркс выделял классы.
2. Парето и Моска выделяли политические элиты.
3. Ильин – несколько субъектов.
4. Беркли выделял заинтересованные группы.
12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА.
"Политическая элита". Основные подходы к изучению и оценке политических элит
Термин "элита" происходит от латинского слова eligere и французского — elite, которые означают "лучший", "отборный", "избранный". Именно этот смысл вкладывается в такие понятия, как "элитные сорта семян", "элитные породы скота", "спортивная элита", "научная элита" и т. д. Однако применительно к подавляющему большинству тех, кто находится во власти или около нее, термин "элита" потерял свой первоначальный смысл и используется условно, поскольку в состав правящих групп, в частности в России, входят, как правило, отнюдь не лучшие элементы общества, а масса циничных, корыстолюбивых, коррумпированных, не брезгующих никакими средствами лиц. С учетом сделанной оговорки важно с самого начала иметь в виду условность применения термина "элита" для характеристики правящих групп.
Определение того, что есть политическая элита и каков ее состав, представляет один из самых принципиальных и наиболее сложных методологических вопросов в теории политических элит. Его нельзя обойти, касаясь проблематики политических элит, ибо то или иное решение этого вопроса во многом предопределяет направление и характер исследования и оценок элиты и ее политики.
В отечественной и зарубежной политической науке нет полного единства в понимании того, что представляет собой политическая элита Для ответа на этот вопрос нужно предварительно отметить, что прежде всего не следует смешивать понятия "политическая элита", "правящая элита", "контрэлита", "бюрократия". Первое понятие шире по объему и включает в себя наряду с правящей элитой и так называемую контрэлиту, т. е. тех, кто активно участвует в политике, стремится овладеть властью, но в настоящее время отстранен от руля реального управления и находится в политической оппозиции.
Для определения политической элиты и ее границ можно предложить следующие критерии:
— во-первых, политическую элиту общества составляют лица, профессионально занятые легальной политической деятельностью, конечная цель всех их притязаний - это власть;
— во-вторых, они составляют относительно обособленную от общества и сплоченную группу, в принципе соблюдающую установившиеся при данном политическом режиме "правила игры", при чем интересы, ценности и установки разных фракций политической элиты могут быть общими, а могут в чем-то существенном отличаться, например, у правящей и оппозиционной части;
— в-третьих, существует общественное признание этих людей как политических деятелей, своеобразная их легитимация.
Отличительной чертой правящей элиты как ведущей части политической элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политико-управленческие решения и контролирует политические ресурсы. В обыденном сознании эта правящая элита почти всегда отождествляется с политической элитой как таковой, что не совсем верно. К правящей элите примыкает та часть политической элиты, которая оказывает ей поддержку, не находясь непосредственно у власти.
Контрэлита — это часть политической элиты, которая в данный момент выступает в роли оппозиции по отношению к правящей элите. Она тоже имеет определенные, подчас немалые, ресурсы для давления на правящую группу, добиваясь от нее тех или иных уступок в принятии некоторых управленческих и кадровых решений.
Хотя высшие представители бюрократии несомненно входят в состав правящей элиты, последнюю не следует смешивать с бюрократическим аппаратом, который выполняет ее волю. Мелкое, среднее и даже старшее по рангу чиновничество не обладает признаками, присущими правящей элите. Оно играет относительно вспомогательную роль, проводя в жизнь политический курс и решения, принятые правящей элитой.
От политических элит следует отличать также элиты в политике. Это, например, такие группы, как интеллектуалы, артисты, представители средств массовой информации, менеджеры, банкиры, военные и т. д. Они лишены черт, характеризующих политическую элиту, но открыто участвуют в политической деятельности1. Особенность этой группы заключается в том, что ее представители являются членами элиты, сформировавшейся в других, неполитических сферах. Участие их в политике не является для них основной профессиональной деятельностью. Если писатель или актриса становятся членами парламента, но не прекращают свою основную профессиональную деятельность, то вряд ли будет правильным относить их к политической элите.
16. Политическая власть. Её определение и признаки.
Политическая власть является центральным звеном политической жизни общества, т.к. выступает средством принудительной организации и средством управления обществом. В человеческом обществе существует более широкое явление - власть. Власть – это влияние кого-либо на что-либо с определённой целью (власть вождя, власть денег, идей, родителей и т.д.). Власть существует там, где есть потребность в организации совместной жизни людей.
Политическая власть возникает только в социально неоднородном обществе. Она решает две задачи: