Местное самоуправление (понятие, полномочия, структура)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:33, доклад

Описание работы

Местное самоуправление как одна из форм осуществления народом своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано статьей 12 Конституции РФ. Часть 2 ст. 3 Конституции РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти.

Файлы: 1 файл

Общество.docx

— 28.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Местное самоуправление (Понятие, полномочия,структура).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О самоуправлении.

Самоуправление (СУ) - самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.

Цель самоуправления - «народосбережение», т.е. реализация власти в социуме основным субъектом власти - народом и в интересах всего народа.

С точки зрения всеобщего  универсального закона равновесия (гомеостаза) самоуправление (власти) в социуме  представляется двумя функциональными  ветвями, которые находятся в  диалектическом единстве:

  • административное;
  • общественное.

Каждая ветвь представляется вертикалью соответствующих органов  административного или общественного  самоуправления, от низового органа административного  самоуправления (НОАСУ) или низового органа общественного самоуправления (НООСУ) до высшего органа в данной вертикали включительно.

Обе ветви самоуправления являются независимыми, автономными  в своей деятельности, но они тесно  взаимодействуют на всех уровнях  вертикали. Механизм их взаимодействия устанавливается с учетом того, что  общественные органы самоуправления (ООСУ) по отношению к административным органам (АОСУ) являются органами общественного  надзора за исполнительной административной властью (безусловной обратной связью в системе самоуправления). АОСУ и ООСУ представляют (в соответствии с всеобщим законом равновесия) две  чаши весов социального равновесия в системе самоуправления социумом.

Высшие органы СУ строятся по этому же принципу учета социального равновесия в принятии решения. Однако любой орган вертикали, системы самоуправления должен учитывать при принятии решения:

-равновесие административных и  общественных органов самоуправления;

- создание структур СУ, цели, принципы, методы и средства решения  любых вопросов не должны противоречить  и не нарушать целостности  данной системы (субъекта Федерации,  города, района, управы и т.п.).

Разногласие в принятии решения  между административным и общественным органом самоуправления на любом  уровне вертикали власти разрешается  арбитражным порядком:

- вначале вышестоящим уровнем административного и общественного самоуправления;

- далее — арбитражным (вышестоящим и, в конечном итоге, Конституционным) судом.

Низовой орган СУ, как  административный, так и общественный, состоит из трех «подразделений»:

  1. законодательного органа (собрание депутатов или собрание жителей);
  2. исполнительного органа (исполком или совет);
  3. контрольно-ревизионного органа, который подчинен Уставу низового органа СУ, а не его исполнительной или законодательной власти.

Механизм системы самоуправления:

  • депутаты законодательного органа избираются прямым голосованием на 4 года;
  • председатель законодательного органа не может совмещать должность главы исполнительного органа;
  • глава исполнительного органа избирается из числа депутатов законодательного органа данного уровня;
  • депутаты всех уровней должны работать не на постоянной, а на сессионной основе.

Полномочия и  предмет ведения местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации  провозглашает Россию демократическим  государством. Одним из важнейших  принципов демократического общества, одной из форм народовластия современной России является местное самоуправление. С деятельностью органов местного самоуправления неизбежно сталкивается каждый житель нашей страны, поскольку муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята прежде всего решением их неотложных повседневных проблем.

Местное самоуправление как  одна из форм осуществления народом  своей власти и одна из основ конституционного строя впервые в истории России было признано и гарантировано статьей 12 Конституции РФ. Часть 2 ст. 3 Конституции  РФ гласит, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органы местного самоуправления», относя тем самым органы местного самоуправления к институтам власти. Окончательный вывод о том, что  местное самоуправление является одной  из основ государственного устройства Российской Федерации, можно сделать  из содержания ч. 1 ст. 16 Конституции РФ, которая устанавливает, что положения главы 1 Конституции РФ, в которую входят все упоминавшиеся выше статьи, составляют основы конституционного строя Российской Федерации. Более подробно конституционные основы местного самоуправления изложены в главе 8 «Местное самоуправление». В частности, ч. 1 ст. 131 устанавливает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из важнейших основ организации местного самоуправления является правовая основа местного самоуправления.

Под правовой основой местного самоуправления понимают систему нормативных правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации (Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. ).

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые с учетом различных  уровней правового регулирования  можно разделить на четыре основные группы:

1) Нормы международного  права, международные договоры  Российской Федерации;

2) Конституция РФ, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, акты Президента, Правительства  РФ, иных федеральных органов  исполнительной власти;

3) Конституции, уставы, законы  субъектов Российской Федерации;

4) Уставы и другие нормативные  правовые акты муниципальных  образований, регулирующие вопросы  организации и деятельности местного  самоуправления.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в перечне нормативных  правовых актов, составляющих правовую основу местного самоуправления, на первое место поставил нормы международного права, основной из которых является Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, ратифицированная Российской Федерацией в апреле 1998 года.

Такое законодательное расположение нормативных правовых актов неслучайно и объясняется тем, что Российская Федерация, как демократическое  государство, признает и гарантирует  права и свободы человека и  гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

1 января 2006 года во многих  регионах вступает в силу новый  Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации", принятый 6 октября 2003г. Это основополагающий базовый закон, устанавливающий общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяющий предмет ведения и полномочия его органов.

Учитывая важность, а во многих случаях и сложность предметов  ведения и полномочий местного самоуправления, изложенных в названном, и в других законодательных актах, полагаем необходимым и своевременным их рассмотрение.

Предмет ведения органов  местного самоуправления, как и предмет  ведения любого органа власти, это  составной элемент их правового  статуса, это тот круг вопросов, решение  которых закреплено за ними, находится  под их управлением, т.е. круг вопросов, на которые распространяется их юрисдикция. Термин "полномочия органов местного самоуправления" является сравнительно новым для нашего государствоведения. Впервые данное понятие приводится в ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации 1993 года, в соответствии с которой органы местного самоуправления обладают полномочиями по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также могут наделяться государственными полномочиями.

В Европейской Хартии местного самоуправления указывается, что основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или  законом. Однако это не исключает  представления органам местного самоуправления в соответствии с  законом отдельных конкретных полномочий. Названное положение Хартии получило развитие в российском законодательстве о местном самоуправлении. Так, Конституция  РФ закрепляет самостоятельность органов  местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12) и запрещает  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133).

В законе "Об общих принципах  организации местного самоуправления" это положение решено более фундаментально. Ему посвящены ст. 17, именуемая "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения", ст. 18 «О принципах правового регулирования полномочий органов местного самоуправления», глава 4 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», глава 5 «О формах осуществления полномочий», глава 10 «Об ответственности органов местного самоуправления».

Российское законодательство, прежде всего Конституция РФ (ст. 130) и Федеральный Закон 2003 года "Об общих принципах организации  местного самоуправления" (ст.2) для  определения характеристики предметов  ведения местного самоуправления использует термин "вопросы местного значения". Перечень этих вопросов изложен в  Конституции и в законе.

Согласно ст. 132 Конституции, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения. В этой же статье говорится о том, что в круг предметов ведения  органов местного самоуправления могут  включаться и отдельные государственные  полномочия, которыми они могут наделяться с передачей необходимых для  их осуществления материальных и  финансовых средств.

Таким образом, предмет ведения  муниципальных образований Конституцией обозначен совокупностью вопросов местного значения и отдельных государственных  полномочий, передаваемых им.

Важно отметить, что согласно ч.2 ст.19 Федерального Закона №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В федеральном законе вопросы  местного значения трактуются как вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Стержень этой дефиниции  составляет соответствующие конституционные  нормы (ч.2 ст.3 и ст.12).

Необходимо отметить, что  в мире сложилась практика, при  которой в основу регулирования  предметов ведения муниципальных  образований может быть положен  принцип, согласно которому муниципальные  органы могут делать лишь то, что  им прямо разрешил закон. Данный принцип  утвердился в XIX веке в Великобритании (англосаксонская модель). Подобная муниципальная система действует  в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и в других странах.

В Российской Федерации в  правовом регулировании предметов  ведения местного самоуправления проступают черты континентальной модели. Ее элементы были заложены еще во второй половине XIX века, когда в России проводилась реформа местного самоуправления. Земское самоуправление было сформировано тогда на основе общественной теории самоуправления, истоки которой лежат  в славянофильских идеях об особом пути развития русского государства  и представлениях о собственных  правах общины.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, подробно изложены в  главе 3 Закона об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации. Причем они  устанавливаются по всем уровням (типам) муниципальных образований.

Общим для всех уровней  муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих  бюджетов, контроль за их исполнением; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в их собственности; организация в их границах электро- и газоснабжения и т.д.

Информация о работе Местное самоуправление (понятие, полномочия, структура)