Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:38, курсовая работа
Данные цель, объект и предмет предполагают решения следующих задач:
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе.
Понятие власти, её функции и проблемы.
Понятие государства и гражданского общества.
Демократия как форма общественной власти.
Политические партии и общественно – политические движения.
Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности.
I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 – 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. – С. 6. – 79.
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. – С. 6 – 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. – С. 6 – 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 – 16.
Политический режим: понятие и форма. – С. 16 – 21.
Политическая система современной России. – С. 21 – 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. – С. 23 – 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. – С. 23 – 26.
1.2.2. Функции политической власти. – С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. – 27 – 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. – С. 28 – 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. – С. 32 – 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. – С. 32 – 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. – С. 33 – 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 – 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. – С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. – С. 40 – 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. – С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. – С. 41 – 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. – С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 – 58.
1.5. Политические партии и общественно – политические движения. – С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. – С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 – 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. – С. 62 – 64.
1.5.4. Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 – 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. – С. 65 – 74.
1.6. Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 – 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. – С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. – С. 76 – 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. – С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. – С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. – С. 79.
Заключение – С.80 – 81.
Список использованной литературы. – С. 82 – 84.
В политической науке выделяются:
1) однопартийные системы в строгом смысле этого слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий; на деле такие партии являются частью государственного аппарата;
2) фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность»), замаскированные под многопартийность; в них осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль государственной партии; деятельность партий – сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронты, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989—1990 гг. Деятельность партий здесь регламентировалась лояльностью к режиму и государственной партии. Указанная партийная система существует в настоящее время в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий (Революционный комитет Гоминьдана, Крестьянско-демократическая партия и др.), входящих в единый «народно-демократический фронт», демонстрируя некое «политическое единство».
Двухпартийная система — это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а, следовательно, парламентских мест. Использование понятия «двухпартийная система» (или «бипартизм») вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии. Дело в том, что при наличии большого количества партий реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно.
Существуют
следующие разновидности
1) классический вариант (США, Великобритания), где две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи, с чем остальные партии лишены доступа к власти;
2) система «двух с половиной партий» или «две плюс одна партия», при которой рядом с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух главных партий, эта третья партия влияет на конечный успех одной из сильных партий и, таким образом, определяет контуры правительственной коалиции. Такие системы существуют в Канаде, Австрии, Австралии, ряде других стран, где ведущие партии собирают 75—80% голосов избирателей, ввиду чего должны учитывать влияние на электорат «третьей партии».
Под многопартийной системой в политологии понимается такая, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование правительственных институтов. В числе разновидностей многопартийных систем отмечаются трёх-, четырёх - и пятипартийные системы, атомизированные и т.п. Общим критерием для такой классификации является число влиятельных партий в государстве, получивших в результате выборов парламентское представительство.
Многопартийные системы подразделяются на следующие:
В многопартийных системах доминирует одна партия, служащая стержнем коалиционных правительств, либо доминирующая партия отсутствует.
Тип партийной системы зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются следующие:
- форма государственного правления. В условиях президентской формы правления партии главным образом сосредоточены на борьбе за победу на президентских выборах. Поскольку в данном случае идет речь лишь об одном победителе, то постепенно избиратели приходят к пониманию необходимости поддерживать только серьёзных участников борьбы, в связи, с чем уменьшается число конкурирующих партий. При парламентской форме правления, когда борьба идет не за единственную должность, наблюдается большее количество партий, надеющихся одержать победу на выборах;
- избирательная система. Система пропорционального представительства, используемая в больших избирательных округах, позволяет даже небольшим партиям получить место в парламенте и открывает возможности существования многопартийной системы. Однако в условиях малых избирательных округов та же система приводит, как правило, к поддержке избирателями больших, хорошо организованных партий. Наличие определенного барьера, который должны преодолеть партии, претендующие на участие в выборах, также исключает из борьбы часть партий, оставляя наиболее сильные;
-
наличие постоянного раскола в обществе.
Деление общества по этническому, религиозному
или иному признаку приводит к образованию
партий, выражающих интересы той или иной
части общества.
1.5.3.
Избирательные системы:
Избирательная система – есть порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закреплённый в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
Бывают выборы парламентские, президентские, региональные (в субъектах федерации), муниципальные, выборы судей, некоторых должностных лиц (коронеров в США). В современных демократических государствах выборы, как правило, являются всеобщими, равными, прямыми с тайным голосованием. Лишь в США выборы являются косвенными (многостепенными), поскольку избиратели голосуют за выборщиков — представителей политической партии, а последние непосредственно выбирают президента. Специфической формой электоральной активности является референдум - особый тип всенародного голосования, объектом которого выступает важный государственный вопрос или законопроект (конституция). В редких случаях объектом референдума становится конкретный человек - кандидат на пост президента (Арабская республика Египет).
Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны. Партии, собравшие меньшинство голосов никаких мандатов не получают. Мажоритарная система абсолютного большинства чаще используется на президентских выборах, где победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос). Если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума). При системе относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.) для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов.
Преимуществом мажоритарной системы является сравнительная легкость формирования правительства и его стабильность, поскольку парламентские мандаты распределяются в основном среди крупных партий-победителей. Мелкие партии отсеиваются. Как правило, между избирателями и депутатами, рассчитывающими на свое переизбрание, формируются устойчивые связи в конкретных округах. В то же время мажоритарная избирательная система существенно искажает картину предпочтений и волю избирателей. Партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, иногда одерживает верх над партией, получившей в целом по стране большинство голосов за счет победы в округах с меньшей численностью избирателей. Многое зависит от нарезания избирательных округов. Ограничивая доступ в депутатский корпус небольших партий, мажоритарная система может ослаблять легитимность власти.
Пропорциональная избирательная система состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями, что позволяет представлять интересы всех групп общества. Разнородные партии часто вынуждены вступать во временные коалиции, которые распадаются при обострении противоречий и создают правительственные кризисы. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается неуверенностью и непоследовательностью. Для большей стабильности партийных коалиций в ряде избирательных систем используют заградительные барьеры, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет три - пять процентов всех поданых голосов. В России с 2007 года - 7 процентов. Не преодолевшие заградительный барьер партии теряют право быть представленными в парламенте. Избиратель голосует за партийный список. Существуют три основных вида списков для голосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие - в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные - распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
Существуют различные модификации как мажоритарной, так и особенно пропорциональной систем. Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина - по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993, 1995, 1999, 2003 гг. В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. Так, например, если на пост президента претендуют 5 кандидатов, то голосующий определяет место каждого из них. За 1-е место дается 5 бaллoв, за 2-е - 4, за 3-е - 3, за 4-е - 2, за 5-е - 1 балл. После голосования полученные баллы суммируются и по их количеству определяется победитель.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно определяют тип партийных систем и избирательных кампаний. Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий определенной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.
1.5.4. Общественно – политические
движения: понятие, сущность, функции.
Понятие и сущность: Общественно-политические движения — это добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе людей, объединившихся на основе общности интересов для осуществления общих целей. Движения, как правило, структурно не оформлены. При общности интересов в нем могут быть разномыслящие люди. Цели и задачи движения подвижны, часто не конкретны, постоянно видоизменяются и расширяются. В движениях наличествует широкий, массовый и подвижный состав участников.
Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Им подчинен выборный коллегиальный орган, который является постоянно действующим руководящим органом общественного движения. Если общественное движение зарегистрировано в государственных органах, то оно приобретает права юридического лица.
Общественное движение является общественно – политическим, если в своей деятельности оно направляет усилия на интеграцию интересов своих членов в плане их обращения к институтам государственной власти, участия в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, участия в митингах, демонстрациях, шествиях и других формах политического участия граждан, в избирательных кампаниях, выступлений с инициативами по вопросам политической жизни, внесения предложений в органы государственной власти. Политическая часть вопросов подобной деятельности может заключаться и в сфере их взаимоотношений с политическими партиями.
Информация о работе Политические партии и лидеры современной России