Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 13:38, курсовая работа
Данные цель, объект и предмет предполагают решения следующих задач:
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе.
Понятие власти, её функции и проблемы.
Понятие государства и гражданского общества.
Демократия как форма общественной власти.
Политические партии и общественно – политические движения.
Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности.
I. ВВЕДЕНИЕ - С. 3 – 5.
II. Глава 1. Теоретические основы политмаркетинга. – С. 6. – 79.
Понятие политической системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. – С. 6 – 23.
1.1.1.Политическая система: понятие, сущность, структура и функции. – С. 6 – 14.
1.1.2. Типология политических систем.- С. 14 – 16.
Политический режим: понятие и форма. – С. 16 – 21.
Политическая система современной России. – С. 21 – 23.
1.2. Понятие власти, её функции и проблемы. – С. 23 – 32.
1.2.1. Политическая власть: понятие, происхождение, структура. – С. 23 – 26.
1.2.2. Функции политической власти. – С. 26 - 27.
1.2.3. Легальность и легитимность политической власти. – 27 – 28.
1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. – С. 28 – 32.
1.3. Понятие государства и гражданского общества. – С. 32 – 40.
1.3.1. Происхождение и признаки государства. – С. 32 – 33.
1.3.2. Исторические формы и функции государства. – С. 33 – 35.
1.3.3. Гражданское общество: понятие, сущность и история развития.- С. 35 -36.
1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества. С. 36 – 37.
1.3.5. Государство и гражданское общество в России. – С. 37 -40.
1.4. Демократия как форма общественной власти. – С. 40 – 58.
1.4.1. Понятие демократии. Исторические формы демократии. – С. 40 - 41.
1.4.2. Современные формы демократии: либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия. – С. 41 – 45.
1.4.3. Предпосылки демократии. – С. 46.
1.4.4. Общие модели демократизации. С. 46 – 58.
1.5. Политические партии и общественно – политические движения. – С. 59-74.
1.5.1. Политические партии: их происхождение, сущность и функции. – С. 59.
1.5.2. Партийные системы и факторы, влияющие на их становление.- С. 59 – 62.
1.5.3. Избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. – С. 62 – 64.
1.5.4. Общественно – политические движения: понятие, сущность, функции. - С. 64 – 65.
1.5.5.Политические партии в современной России. – С. 65 – 74.
1.6. Маркетинг – ключевой фактор современной политической деятельности. - С. 75 – 79.
1.6.1. Определение понятия маркетинга. – С. 75.
1.6.2. Этапы развития маркетинга. – С. 76 – 77.
1.6.3. Основные принципы маркетинга. – С. 77 -78.
1.6.4. Основные функции маркетинга. – С. 78.
1.6.5. Перспективы развития маркетинга. – С. 79.
Заключение – С.80 – 81.
Список использованной литературы. – С. 82 – 84.
Модель либеральной демократии, основанная на правах человека, обогащает демократическую мысль и практику. Во-первых, в дополнение к регулярной, свободной и честной электоральной конкуренции и всеобщему избирательному праву данная модель требует предусмотреть отсутствие у военных и иных социальных и политических сил, которые прямо не ответственны перед электоратом, права изменять политический режим и заменять конституционную власть. Во-вторых, помимо «вертикальной» ответственности правителей перед управляемыми должна быть «горизонтальную» ответственность держателей власти друг перед другом; ограничителями исполнительной власти здесь служат конституционализм, правление закона и процесс обсуждения решений. В-третьих, либеральная модель требует обеспечения политического и гражданского плюрализма, равно как индивидуальных и групповых свобод.
Согласно демократической модели «прав человека»:
— реальная власть принадлежит — фактически и по конституции — избранным должностным лицам и лицам, ими назначенным, а не неответственным силам внутри страны (т.е. военным) или зарубежным силам;
— исполнительная власть конституционно ограничена и ответственна перед другими государственными институтами (такими, как независимый суд, парламент, институт уполномоченного по правам человека — омбудсмен, главный ревизор);
— результаты выборов не предопределены, значительная оппозиция со временем может сформировать правительство, любая группа, приверженная конституционным принципам, имеет право создать партию и конкурировать на выборах (даже если электоральный порог и правила не допускают маленькие партии к представительству в парламенте);
— культурные, этнические, религиозные и иные меньшинства, равно как и традиционно находящееся в невыгодном положении большинство, не ограничены (легально или практически) в выражении своих интересов в политическом процессе и в использовании своего языка и культуры;
— граждане имеют множество постоянных каналов и средств выражения и представления своих интересов и ценностей, включая разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, которые они могут создавать;
— граждане имеют свободный доступ к альтернативным источникам информации, в том числе и независимым средствам массовой информации;
— индивиды обладают основными свободами: веры, мнения, дискуссии, речи, публикаций, собраний, демонстраций и петиций;
— граждане политически равны перед законом (даже если они очевидно не равны по политическим ресурсам), индивидуальные и групповые свободы эффективно защищены независимой и справедливой судебной системой, чьи решения поддерживаются и уважаются другими центрами власти;
— правление закона защищает граждан от несправедливых ареста, ссылки, террора, пыток и чрезмерного вмешательства в их личную жизнь не только со стороны государства, но и организованной негосударственной силы.
Представленная модель демократии широко используется исследователями для анализа уровня развития прав человека, свободы и демократии.
Следует заметить, что концепция прав человека сегодня приобрела универсальное значение. Ее связь с рационализированной либеральной культурой Запада хотя и признается, но не ограничивается только этой культурой. Демократия как «глобальный проект» включает и понимание прав человека, сформулированное в иных культурных средах, в частности мусульманской и буддистской.
Так, буддистское и индуистское понимание прав человека говорит о следующем: 1) человеческие права не являются только индивидуальными человеческими правами. Индивид является абстракцией, который не может быть основным субъектом прав. Индивид является узлом структуры отношений, которые формируют Реальное. Именно положение в этой структуре и определяет права, которые имеет индивид; 2) человеческие права не являются только человеческими. Они равно касаются всего космического образа универса, из которого даже боги не исключаются. Все чувствующие существа и предположительно неодушевленные создания также вовлечены во взаимодействие, касающееся человеческих прав; 3) человеческие права являются не только правами. Они также являются обязанностями; права и обязанности взаимозависимы. Человечество имеет право продолжать существовать только потому, что оно выполняет долг сохранения мира; 4) человеческие права связаны не только со всем космосом и всеми соответствующими обязанностями; они создают внутри себя гармоническое целое; 5) человеческие права не являются абсолютными. Им присуща относительность.
Всеобщая исламская декларация прав, сформулированная группой исламских ученых в 1981 г., включает следующие права: на
жизнь, на свободу, на равенство и запрещение дискриминации, на справедливость, на честный суд, на защиту против злоупотреблений власти, на защиту против пыток.
Институциональная модель «интегративной демократии». Отмеченный ранее интерес к роли институтов в политическом процессе выразился не только в переосмыслении места институционального фактора, но и самого понятия института. Несмотря на то, что зачастую институциональный подход к исследованию демократии базируется на прежних легалистских или структурно-функциональных моделях, а также на теории рационального выбора, в политической науке и в административных исследованиях ряд ученых подчеркивают значение такой институциональной модели демократии, которая близка к коммунитарным, а не к либеральным ее интерпретациям. Коммунитарная модель представлена в так называемом социально-историческом институционализме. Институциональная модель «интегративной демократии» опирается на идею различия между агрегативным и интегративным политическими процессами.
В традиции теории агрегации, как пишут Д. Марч и Й. Олсен, «народ» определяется как собрание индивидов, называемых гражданами; в традиции теории интеграции «народ» определяется как группа, имеющая свою историю и будущее.
В агрегативном процессе воля народа раскрывается через политические кампании и «торговую сделку» между рациональными гражданами, каждый из которых преследует собственный интерес. «Сделка» совершается в рамках управленческих правил при правлении большинства. В интегративном процессе воля народа раскрывается посредством дискуссии между рациональными гражданами и правителями. Цель дискуссии — поиск общего блага в контексте разделяемых социальных ценностей.
Агрегативные теории в целом предполагают порядок, основанный на рациональности и обмене. Интегративные теории в целом предполагают порядок, основанный на истории, долге и разуме.
«Интегративная демократия» включает две основные концептуальные части: концепцию прав и идею дискуссии в поисках общего блага.
Концепция прав здесь отличается от инструментального понимания прав человека, когда права являются лишь рационально принятыми дополнительными условиями заключения выгодной политической сделки. Сами права здесь теряют свою ценность и рассматриваются как инструмент для достижения чего-то другого: они не выступают условием оценки политических институтов. При «интегративной демократии» права человека являются самоценностью и служат оценке политических институтов. Они являются ключевыми элементами системы социально-политических верований и убеждений, выражением человеческого единства, общего достоинства и гуманизма.
Марч и Олсен подчеркивают, что права человека в «интегративной демократии»: во-первых, безусловно, гарантированы,- во-вторых, неотчуждаемы, т.е. однажды установленные, они не могут быть ликвидированы; в-третьих, не пересматриваются законом, т.е. являются частью фундаментального права.
Идея института как воплощения и инструмента сообщества, или демократического порядка как конституционной системы, является важным аспектом институциональной мысли. Если политические институты укрепляют общие ценности сообщества, они должны быть приняты. В этом отношении важными вопросами являются компетентность участников политического процесса и их интегрированность в сообщество. Компетентность включает не только знания, но и мудрость, обусловленную глубоким пониманием нужд и возможностей сообщества. Интегрированность означает, что граждане и гражданские служащие действуют в соответствии с общим благом, которое не может быть подорвано личными амбициями и устремлениями. Деятельность институтов в «интегрированной демократии» связана с гражданским образованием и организацией гражданского участия.
Все названные и проанализированные модели демократии составляют основание для концептуализации ее характеристик при эмпирическом сравнении политических систем.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.
1) Существование в обществе множества интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
2)
Гарантированный доступ групп к политическим
институтам.
3) Всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.
4) Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
5) Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
6)
Разрешение возникающих
7) Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
Демократия
возникает и сохраняется при
наличии определенных условий. Во-первых,
это высокий уровень экономического развития.
В исследованиях, проведенных С. Липсетом,
В. Джэкмэном, Д. Куртом и др., убедительно
доказано, что стабильный экономический
рост в конечном итоге приводит к демократии.
Согласно статистическим данным, среди
24 стран с высоким уровнем доходов лишь
3 — недемократические. Среди среднеразвитых
стран насчитывается 23 демократии, 25 диктатур
и 5 стран находятся в состоянии перехода
к демократии. Из 42 стран с низким экономическим
уровнем развития и низким уровнем доходов
лишь 2 могут быть названы демократическими.
Во-вторых, это наличие толерантности
в обществе, уважение прав политического
меньшинства. В-третьих, это согласие
общества относительно таких базовых
ценностей как права человека, право собственности,
уважение чести и достоинства личности
и т.п. В-четвертых, это ориентации
значительной части населения на политическое
участие (прежде всего в форме выборов)
или, говоря другими словами, доминирование
активистской культуры.
1.5.
Политические партии
и общественно
– политические движения.
1.5.1.
Политические партии: их происхождение,
сущность и функции.
Происхождение: Политическая партия – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая своей целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Политические группы, именовавшиеся партиями, были известны ещё в Древней Греции со времён Аристотеля. Тогда они представляли собой группы в поддержку какого – либо политического деятеля (клиентелы). Политические партии в их современном понимании возникли в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и США. Позднее, к началу XX в., политические партии стали всё больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определённых слоёв населения, классов и других социальных групп.
Сущность: Политические партии служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. В основании деятельности партий могут лежать различные групповые потребности, предъявляемые к высшим государственным институтам. Тем самым через партии население заявляет о своих групповых требованиях.
Функции: Политические партии выполняют ряд функций:
1.5.2.
Партийные системы и факторы,
влияющие на их становление.
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть u её осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя:
2) наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;
3) уровень соревновательности между партиями.
В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.
Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин «однопартийная система». Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов. При однопартийности происходит закрепление (фактическое или юридическое) правящего статуса за одной из разрешенных политических партий. Такого рода система существует в настоящее время в странах Африки (Заир, Того, Габон). Предназначение одной единственной легальной партии заключается в демонстрации «всенародной» поддержки существующему режиму.
Информация о работе Политические партии и лидеры современной России